• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2009 года Дело N А19-4/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

Председательствующего Некрасовой Н.В.,

судей: Васиной Т.П., Палащенко И.И.,

при участии в судебном заседании:

от Муниципального пассажирского автотранспортного предприятия МО г. Братска - Драгунчик С.Л. (доверенность N02-202 от 01.03.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2008 года по делу NА19-4/08-53-6 (суд первой инстанции: Коломинова Н.Ю.),

установил:

Муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие муниципального образования города Братска (далее - Муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие МО г. Братска) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 97 850 513 рублей 30 копеек, возникших вследствие предоставления льгот по оплате услуг по перевозке автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении муниципальном образовании города Братска и Иркутской области отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Иркутская область в лице Главного финансового управления по Иркутской области, Муниципальное образование город Братска лице Финансового управления администрации города Братска.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 27 декабря 2007 года на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление возвращено заявителю.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2008 года определение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 июня 2008 года определение суда первой инстанции от 27 декабря 2007 года и постановление суда апелляционной инстанции от 19 марта 2008 года отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2008 года исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального пассажирского автотранспортного предприятия МО г. Братска взысканы убытки в сумме 97 850 513 рублей 30 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 100 000 рублей.

В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу решением, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправомерно применил Инструкцию по заполнению форм государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденную постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 31.10.2002 N207. Заявитель полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие состав убытков.

В отзыве на кассационную жалобу Муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие МО г. Братска просило оставить состоявшийся по делу судебный акт без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

Дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Муниципального пассажирского автотранспортного предприятия МО г. Братска, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Основанием для предъявления иска указаны следующие обстоятельства.

Муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие МО г. Братска при осуществлении своей деятельности в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 во исполнение Федеральных законов от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»; от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Законов Российской Федерации от 15.05.1991 N1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессии» предоставляло льготы по транспортному обслуживанию отдельным категориям граждан, имеющим право на льготное обеспечение.

16.02.2004 между Муниципальным пассажирским автотранспортным предприятием МО г. Братска и Комитетом социальной защиты населения администрации г. Братска заключен договор о возмещении выпадающих доходов от предоставления льгот по бесплатному проезду гражданам сроком до 31.12.2004.

Согласно приложению N 10 к Закону Иркутской области «Об областном бюджете на 2004 год» на финансирование Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрены денежные средства в сумме 510 399 000 рублей, в том числе МО г. Братска - 72 765 000 рублей; на финансирование Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено - 495 140 000 рублей, в том числе МО г. Братска - 50 975 000 рублей; на финансирование Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено - 7 974 000 рублей, из них МО г. Братску - 1 154 000 рублей; на финансирование Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессии» заложено - 28 972 000 рублей, МО г. Братску 1 392 000 рублей.

Все перечисленные Иркутской областью денежные средства МО г. Братска распределены по потребителям.

Из бюджета МО г. Братска истцу также были выделены денежные средства: для реализации Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - 9 493 300 рублей; для реализации Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессии»- 55 000 рублей; для реализации Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - 307 600 рублей; на финансирование Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» - 15 986 000 рублей.

Оказав услуги по бесплатному проезду для ветеранов войны и труда, инвалидов, лиц подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, жертв политический репрессии в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 истец понес расходы на общую сумму 123 676 350 рублей, в том числе 89 007 450 рублей - от реализации Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»; 32 686 500 рублей - от реализации Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; 1 512 000 рублей - от реализации Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессии»; 470 400 рублей - от реализации Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Указанные расходы ответчиком не были возмещены в полном объеме. С учетом частичной компенсации в сумме 25 825 836 рублей 70 копеек (ветераны - 15 970 032 рубля 80 копеек, инвалиды - 9 493 263 рублей 90 копеек, жертвы политических репрессий - 55 000 рублей, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - 307 540 рублей), расходы Муниципального пассажирского автотранспортного предприятия МО г. Братска составили 97 850 513 рублей 30 копеек.

Полагая, что у ответчика имеется задолженность в сумме 97 850 513 рублей 30 копеек, истец обратился в суд с настоящим иском.

В качестве правового обоснования своих требований, истец сослался на статьи 8, 11, 12, 15, 16, 309, 310, 393, 781, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что согласно статьям 15, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснениям постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением льгот ветеранам должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2008 года и правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.

Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.

Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 29.06.2004) установлено, что ветераны войны и труда имеют льготы по проезду на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских).

Статья 30 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 23.10.2003) предусматривает, что дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.

Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов.

В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и приравненных к ним лицам предоставляется бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов, бесплатный проезд по территории Российской Федерации с правом первоочередного приобретения билетов по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота один раз в год (туда и обратно), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ).

Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессии» (в редакции от 23.12.2003) жертвам политических репрессий предоставляется бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания; бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов; бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда.

В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов, относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов; к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессии» порядок выплаты денежных компенсаций, их пересчет, предоставления льгот, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц устанавливается специальными положениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Порядок финансирования расходов на предоставление льгот вышеуказанным лицам установлен Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N419. Пунктом 14 указанного постановления расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» финансирование осуществляется из федерального бюджета и является целевым.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ «О ветеранах» порядок возмещения расходов по предоставлению льгот по проезду утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

На основании вышеизложенного, на истца как на Муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие МО г. Братска не возложено бремя расходов по реализации федеральных законов. Выполнение этой обязанности предприятием противоречит целям его деятельности.

Принимая Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», государство не отменяло и не приостанавливало действия Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессии», Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поэтому расходы по предоставлению льгот на проезд транспортом городского и пригородного сообщения могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

В результате предоставления субсидий истцом недополучено 97 850 513 рублей 30 копеек. Данные расходы истца, понесенные в связи с предоставлением льгот на проезд определенным категориям граждан, квалифицируются как убытки.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Компенсация расходов, понесенных истцом, предусмотрена Федеральным законом от 12.01.1995 N5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным закон от 24.11.1995 N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессии», Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поэтому обязанность надлежащего ответчика компенсировать эти расходы возникла из указанным законов, а не из договора.

Вышеуказанными законами не предусмотрено ни возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования), ни обязанность по заключению договоров на возмещение расходов, понесенных предприятием при предоставлении льгот на проезд транспортом городского и пригородного сообщения.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Поскольку Российская Федерация не обеспечила в полном объеме исполнение федеральных законов в части предоставления льгот по проезду, Арбитражный суд Иркутской области правомерно удовлетворил исковые требования истца в сумме 97 850 513 рублей 30 копеек за счет казны Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, довод заявителя кассационной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие состав убытков, является необоснованным.

Судом кассационной инстанции отклонятся довод заявителя кассационной жалобы о том, что суд неправомерно применил Инструкцию по заполнению форм государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденную постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 31.10.2002 N207. Суд первой инстанции дал полную оценку данному доводу, в связи с чем на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется оснований для его переоценки.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражный суд Иркутской области полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, дал им оценку и не допустил нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому доводы заявителя кассационной жалобы необоснованны.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2008 года по делу NА19-4/08-53-6 следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела подлежат отнесению на заявителя на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 октября 2008 года по делу NА19-4/08-53-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Н.В.Некрасова
Судьи
Т.П.Васина
И.И.Палащенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А19-4/08
Принявший орган: Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 17 февраля 2009

Поиск в тексте