ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2009 года Дело N А10-2044/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Юдиной Н.М.,

судей: Парской Н.Н., Скубаева А.И.,

при участии в судебном заседании представителей муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Красиковой Н.Н., (доверенность N7 от 13.02.2009), Содномовой Л.В. (доверенность от 08.08.2008) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Бурятия Гынденовой Т. В. (доверенность от 15.07.2008 N113),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Водоканал» на решение от 8 сентября 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление от 13 ноября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А10-2044/08 (суд первой инстанции: Пунцукова А.Т., суд апелляционной инстанции: Доржиев Э.П., Ячменев Г.Г., Рылов Д.Н.)

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Бурятия (далее- инспекция) о признании недействительным решения от 30.06.2008 N 13-43.

Решением от 8 сентября 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением от 13 ноября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, бюджетные средства в сумме 9280000 рублей, полученные от Комитета городского хозяйства и строительства Администрации г.Улан-Удэ в связи с несвоевременным установлением тарифов, по гражданско-правовому характеру являются безвозмездно полученными, поэтому они не подлежат учету для целей исчисления налога на прибыль в порядке, предусмотренном подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявитель также указывает, что бюджетные средства в сумме 13 302 350 рублей нельзя признать целевым финансированием, поэтому необоснован вывод о том, что МУП «Водоканал» неправомерно признало в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль всю сумму расходов на проведение ремонтных работ имущества, осуществленной подрядчиком ООО «Вита-Технология».

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители предприятия в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель инспекции просил оставить судебные акты без изменения,.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная проверка деятельности предприятия за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.

По результатам проверки инспекцией составлен акт от 27.05.2008 N13-41 принято решение N13-43 от 30.06.2008 о привлечении предприятия к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 69 303 рубля, а также доначислены налог на прибыль в сумме 3 222 179 рублей, налог на добавленную стоимость 135 257 рублей. пени в сумме 679 878 рублей.

Не согласившись с решением инспекции в указанной части, предприятие обратилось в суд.

Суды, отказывая в удовлетворении заявленных предприятием требований, обоснованно исходили из следующего.

Пункт 1.1. решения инспекции.

По мнению инспекции, предприятием в нарушение статей 249, 274 Налогового кодекса Российской Федерации занижены доходы от реализации товаров (работ, услуг) в 2005 году в сумме 9 280 000 рублей.

Судами установлено, что 13.04.2005 между Комитетом городского хозяйства и строительства Администрации г.Улан-Удэ (Главный распорядитель бюджетных средств) и предприятием (Получатель бюджетных средств) заключен договор на финансирование N 130. В соответствии с пунктом 1 договора Главный распорядитель бюджетных средств возмещает Получателю бюджетных средств убытки в размере 12280000 рублей, возникшие из-за несвоевременного утверждения экономически обоснованных тарифов на 2005 год регулирующим органом.

Письмом Комитета городского хозяйства и строительства от 23.12.2005 на основании Решения Улан-Удэнского городского совета депутатов от 15.12.2005 N294-35 «О внесении изменений и дополнений в бюджет г.Улан-Удэ на 2005 год» предприятие проинформировано о том, что на возмещение убытков от несвоевременного введения тарифов запланировано выделение по статье бюджетного финансирования 0501-3500000-197-241 на 2005 год в размере 9280000 рублей.

Данные денежные средства получены предприятием по платежным поручениям: от 29.03.2005 N 624, от 21.04.2005 N 154, от 18.07.2008 N 34.

О назначении данных платежей на возмещение убытков от несвоевременного введения тарифа указано в платежных поручениях NN 34, 154, о назначении платежа по платежному поручению от 29.03.2005 N 624 указано в письме Комитета городского хозяйства администрации города Улан-Удэ от 25.08.2008 N 06-1306.

В соответствии с пунктом 1 статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на прибыль признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы, которые определяются в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с названными в этой статье главами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень доходов, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного органа.

Однако, как правильно указали суды, бюджетные поступления в размере 9280000 рублей не могут быть классифицированы как средства или имущество, полученные предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, применительно к подпункту 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, так как они носят возмездный характер и направлены исключительно на покрытие убытков, связанных с оказанием услуг по регулируемым тарифам.

Выделенные предприятию из бюджета средства на погашение убытков в названной выше сумме по существу являются возмещением недополученной платы за оказанные услуги в связи с применением регулируемых цен, то есть частью выручки за услуги населению.

Кроме того, перечисление бюджетных средств по коду бюджетной классификации 241 не является подтверждением, что поступившие предприятию денежные средства в сумме 9 280 000 рублей, являются безвозмездными.

В соответствии с Указаниями «О порядке применения бюджетной классификации Российской федерации», утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2004 г. N 114н - на подстатью 241 относятся расходы за счет средств бюджетов на предоставление субсидий и субвенций государственным и муниципальным организациям, в том числе на: возмещение убытков; выпадающих доходов (по жилищно-коммунальному хозяйству, транспортным организациям и др.). Код 241 применяется не только для безвозмездных, но и безвозвратных перечислений государственным и муниципальным организациям.

Таким образом, полученные предприятием бюджетные средства в 2005 году в сумме 9 280 000 рублей являлись его доходом и подлежали учету в составе доходов от реализации при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Пункт 1.2.1. решения инспекции.

По мнению инспекции, предприятие в нарушение статей 315, 252, 270 Налогового кодекса Российской Федерации завышены расходы, принимаемые для целей налогообложения, в 2005 в сумме 13302350 рублей.

Судами установлено, что работы по перекладке водопровода 1-го до 2-го водоподъема АРЗ, по перекладке водопровода от ВК-29 до ТКс-1 ЦТП поселок Сокол проведены заявителем по договорам подряда от 21.01.2005 N 3 и N 4, заключенным предприятием (Заказчик) с ООО «Вита-Технология» (Подрядчик). Согласно условиям договора N 3 подрядчик обязуется за свой риск выполнить по заданию Заказчика, а Заказчик обязуется принять и оплатить следующую работу: «Перекладка сети водопровода от станции первого водоподъема АРЗ до станции второго водоподъема АРЗ» (пункт 1.1 договора). Цена договора в соответствии с прилагаемой сметной документацией составляет 4 539 931,77 руб. (пункт 2.1 договора). Указанная в пункте 2.1 цена является предварительной. Окончательная цена договора уточняется по актам выполненных работ, представляемых Подрядчиком (пункт 2.2 договора). Работы ООО «Вита-Технология» выполнены в полном объеме на сумму 13899598,86 руб., что подтверждается первичными учетными документами.

Письмом Комитета городского хозяйства и строительства от 23.12.2005 на основании Решения Улан-Удэнского городского совета депутатов от 15.12.2005 N294-35 «О внесении изменений и дополнений в бюджет г.Улан-Удэ на 2005 год» предприятие проинформировано о том, что запланировано выделение дотаций на возмещение убытков от содержания объектов, переданных в ОМСУ (бесхозные сети), по статье бюджетного финансирования 0502-3500000-197-241 на 2005 год в размере 13 302300 рублей.

Бюджетные средства в сумме 13 302 350 рублей получены предприятием по платежным поручениям: от 31.03.2005 N 717, от 23.06.2005 N 315, от 24.08.2005 N 239, от 13.12.2005 N 741.

Согласно пункту 1 статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с указанной главой.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении облагаемой налогом на прибыль базы. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Из приведенной нормы следует, что средства целевого финансирования - это имущество, полученное и использованное по назначению, целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Статьей 270 Налогового кодекса Российской Федерации установлен открытый перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения. Согласно пункту 49 статьи 270 к таким расходам относятся все расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, в налоговом учете в целях налогообложения прибыли не учитываются целевые поступления из бюджета и расходы, осуществленные за счет таких средств.

Полученные предприятием денежные средства в сумме 13 302 350 рублей должны быть использованы по целевому назначению, предоставлены предприятию из местного бюджета исключительно с целью покрытия его убытков от содержания объектов - бесхозных сетей, переданных в органы местного самоуправления, сложившиеся отношения являются способом целевого финансирования.

В данном случае не имеет также значение тот факт, что заявитель проводил работы до получения дотации из бюджета, поскольку определяющим является то, что МУП «Водоканал» обязано было и несло расходы на цели, на которые ему предоставлялись бюджетные средства. Следовательно, такие расходы не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, независимо от того, что к моменту получения средств из бюджета налогоплательщик уже понес расходы.

Судом первой инстанции установлено, что переданные от администрации города Улан-Удэ бесхозные сети приняты на баланс предприятия, в виде финансового сопровождения из городского бюджета выделяется дотация на возмещение убытков от содержания данных объектов, т.е. на ремонт, обслуживание и иные работы, связанные с поддержанием объекта в состоянии пригодном для использования.

Кроме того, денежные средства заявителем приняты к учету как целевое финансирование - на счет бухгалтерского учета 86, а именно - целевое финансирование.

Таким образом, полученные денежные средства предприятием в сумме 13 302 350 рублей являются целевым финансированием, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли, поэтому налоговой инспекцией сделан обоснованный вывод о завышении расходов, уменьшающих доходы на указанную сумму.

Пункт 1.2.2 решения налоговой инспекции

Инспекцией установлено занижение доходов от реализации в сумме 516682 рублей в нарушение статей 38, 39,248, 249, 271, 274 Налогового кодекса Российской Федерации работы по ремонту скважин по объекту ГСП свинокомплекса п.Таежный не включены в доходы от реализации за 2005 год.

Судами установлено, что распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 31.05.2002 N 667-р Комитету по управлению имуществом г.Улан-Удэ указано принять скважины N 1, 2, 3 в п.Таежный в муниципальную собственность и передать в хозяйственное ведение предприятию. 5.05.2005 представителями Комитета по управлению имуществом г.Улан-Удэ и предприятием составлен акт обследования технического состояния скважин, расположенных в п.Таежный и предлагаемых к приемке в хозяйственное ведение предприятия скважин N 1, 2, 3. В заключении акта указано, что предприятие считает возможным принятие в хозяйственное ведение объектов водопроводно-канализационного хозяйства ГСП свинокомплекс «Улан-Удэнский» при условии проведения ремонта.

Однако договор о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения в материалы дела не представлен, как и иные доказательства закрепления спорного имущества за предприятием на праве хозяйственного ведения.

В силу пункта 1 статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Таким образом, передача скважин NN 1, 2, 3 п.Таежный в хозяйственное ведение предприятию в предусмотренном законом порядке не осуществлялась.

В соответствии с Распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 12.10.2005 N 1126-р Комитету по управлению имуществом необходимо передать водопроводные скважины, расположенные в п.Таежный предприятию по договору аренды имущественного комплекса». В пункте 2 распоряжения указано - Комитету по финансам произвести финансовое сопровождение по передаче скважин предприятию в сумме 1239700 рублей по статье «Передача скважин п.Таежный».

Во исполнение данного Распоряжения Комитетом по управлению имуществом Администрации г.Улан-Удэ вынесено решение от 27.10.2005 N 830 о передаче водопроводных скважин, расположенных в п.Таежный предприятию по договору аренды имущественного комплекса: скважина N 1 в кирпичном задании балансовой стоимостью 293410 рублей; скважина N 2 в деревянном здании балансовой стоимостью 154 298 рублей; скважина N 3 в деревянном здании балансовой стоимостью 77 146 рублей.

Пунктом 2 решения предусмотрено заключение договора с предприятием отделом финансов и бухгалтерского учета на финансирование ремонтных работ.

Согласно акту приема-передачи от 01.03.2006 года N 1003-АИК, составленному на основании решения Комитета от 27.10.2005 N 830, Комитет по управлению имуществом г.Улан-Удэ передал предприятию по договору аренды имущественного комплекса следующее имущество: скважина N 1 п.Таежный; скважина N 2 п.Таежный; скважина N 3 п.Таежный.

По платежному поручению от 25.11.2005 Комитет по управлению имуществом г.Улан-Удэ перечислил предприятию 1239700 рублей, в том числе НДС 384 254,24 рублей, в качестве финансового сопровождения по передаче скважин 1, 2, 3 п.Таежный,

Предприятием, как подрядчиком выполнены работы по объекту ГСП свинокомплекса "Улан-Удэнский" п.Таежный на сумму 1 239 700 рублей, в том числе по ремонту скважин, что подтверждается первичной учетной документацией. Общая сумма выполненных работ по ремонту скважин составила 609 685,32 рублей.

Кроме того, предприятием выставлены счета-фактуры Комитету по управлению имуществом г.Улан-Удэ за расходы по эксплуатации скважин N 1, 2, 3 пос.Таежный на общую сумму 630 014,68 рублей.

Из указанных справок о выполненных работах, актов о приемке выполненных работ следует, что предприятие выполнило и сдавало работы в качестве Подрядчика, Комитет по управлению имуществом принял выполненные работы в качестве Заказчика.