ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2009 года Дело N А19-817/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего судьи Мироновой И.П., судей: Рудых А.И., Тютриной Н.Н.,

при участии в судебном заседании представителей: финансового управления администрации муниципального образования «Город Черемхово» - Кадашниковой Г.Д. (доверенность от 01.04.2009), муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания города Черемхово» - Дмитриева Е.В. (доверенность от 02.04.2009), Петровой С.В. (доверенность от 02.04.2009),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования «город Черемхово» в лице Финансового управления администрации муниципального образования «город Черемхово» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 декабря 2008 года по делу NА19-817/08-47-23 (суд первой инстанции: Архипенко А.А.), установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания города Черемхово» (МУП «Управляющая компания города Черемхово») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к муниципальному образованию «Город Черемхово» в лице финансового управления администрации муниципального образования «Город Черемхово» (МО «Город Черемхово») о взыскании за счёт муниципальной казны убытков в размере 16 848 403 рублей 06 копеек, составляющих разницу в тарифах на тепловую энергию и жилищно-коммунальные услуги. В соответствии со статьёй 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Иркутскэнерго» (ОАО «Иркутскэнерго»). Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2008 года в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 сентября 2008 года судебные акты, принятые по делу, отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 декабря 2008 года исковые требования удовлетворены частично: с МО «Город Черемхово» в лице финансового управления администрации муниципального образования «Город Черемхово» взыскано за счёт муниципальной казны в пользу МУП «Управляющая компания города Черемхово» 5 273 051 рублей 34 копейки убытков, в остальной части иска отказано.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами МО «город Черемхово» обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение отменить.

По мнению заявителя кассационной жалобы, фактические обстоятельства свидетельствуют об отсутствии на момент издания спорного решения Думы права истца, которое могло быть нарушено, вследствие чего отсутствует факт причинения убытков, размер которых определяется исходя из суммы, оплаченной по несуществующему договору.

Заявитель также отмечает, что орган местного самоуправления утвердил максимально возможные тарифы согласно Федеральному стандарту предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, отсутствие порядка и источника возмещения предприятию затрат не свидетельствует о возникновении убытков по вине органа местного самоуправления.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

МУП «Управляющая компания города Черемхово» в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило как несостоятельные.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако ОАО «Иркутскэнерго» своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Проверив правильность применения при рассмотрении дела Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции МУП «Управляющая компания города Черемхово» в 2005 году оказывало населению г. Черемхово жилищно-коммунальные услуги.

При определении стоимости передаваемой энергии энергоснабжающая организация руководствовалась тарифами, утверждёнными Решением Правления Региональной энергетической комиссией Иркутской области от 24.11.2003. По этим же тарифам отпускала тепловую энергию истцу.

Население оплачивало услуги по теплоснабжению исходя из размера платы за коммунальные услуги, установленного в спорный период Решением Думы Черемховского городского муниципального образования от 23.12.2004 N10/4-ДГ.

В результате разницы между тарифом, утверждённым РЭК по Иркутской области, и затратами истца на теплоснабжение населения, у последнего возникли невозмещённые расходы в сумме 16 848 403 рубля 06 копеек, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

При этом истец указал, что тарифы, утверждённые нормативными правовым актом органа местного самоуправления, не восполняют его собственные затраты на оказание услуг, в связи с чем из бюджета муниципального образования ему должна быть возмещена соответствующая разница в тарифах. Орган местного самоуправления не предусмотрел и не выделил средства для возмещения разницы в тарифах.

Суд первой инстанции частично удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности неправомерного бездействия ответчика выразившегося в неустановлении им порядка и источников возмещения разницы в тарифах между платежами за жилье и коммунальные услуги, и взыскал с муниципального образования расходы, которые понесены МУП «Управляющая компания города Черемхово» с момента его образования в качестве юридического лица с 04.02.2005 по декабрь 2005 года.

По правилам статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) (в редакции, действовавшей в спорный период) государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги на тепловую энергию для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждаются органами местного самоуправления (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» от 30.07.2004 N392 (действовавшего в спорный период) предусмотрено, что органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления при принятии решений об установлении тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, одновременно должны устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги.

Правительство Российской Федерации в пункте 3 постановления от 26.08.2004 N 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» указало органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.

Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа вправе снизить тарифы на жилищно-коммунальные услуги населению только с учетом заключения независимой экспертизы и с условием обязательного обеспечения возмещения экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.

Рассматривая спор, суд обоснованно пришел к выводу о наличии причинно-следственной связи между убытками, которые понес истец и бездействием муниципального образования, выразившимися в не установлении порядка возмещения предприятию разницы между платежами за коммунальные услуги, вносимые гражданами, и затратами, фактически понесенными истцом при исполнении своих обязанностей, осуществлении теплоснабжения жилых домов. Следовательно, судом правомерно удовлетворенны требования МУП «Управляющая компания города Черемхово».

Все обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 декабря 2008 года по делу NА19-817/08-47-23 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 декабря 2008 года по делу NА19-817/08-47-23 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Судьи
И.П.Миронова
А.И.Рудых
Н.Н.Тютрина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка