ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2009 года Дело N А58-4731/2008

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего судьи Шелёминой М.М., судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Дальневосточной железной дороги - Татаринова Д.А. (доверенность от 06.10.2008 N615), Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) - Фиранского С.С. (доверенность от 11.03.2009 N03/932);

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Дальневосточной железной дороги на решение от 4 декабря 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление от 2 февраля 2009 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу NА58-4731/2008 (суд первой инстанции - Шевелев В.В., суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Желтоухов Е.В., Ткаченко Э.В.), установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала -Дальневосточной железной дороги (далее - общество, ОАО «РЖД», Дальневосточная железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 01.07.2008 по делу N2 52/08А Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - антимонопольный орган, УФАС по Республике Саха (Якутия)). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Саха Сибирь Транс» и открытое акционерное общество (ОАО) «Якутский хлебокомбинат».

Решением от 4 декабря 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 2 февраля 2009 года решение суда оставлено без изменения.

ОАО «РЖД» обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить по мотивам неправильного применения судами статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции», несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, принять новое решение, заявленные требования удовлетворить.

Заявитель кассационной жалобы считает, что судом неправомерно не принято во внимание, что ОАО «РЖД» добровольно устранено нарушение антимонопольного законодательства и последствия этого нарушения, в связи с чем антимонопольный орган должен был прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган считает принятые по настоящему делу судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными и просит оставить жалобу без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, третьи лица своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем дело слушается без их участия.

В судебном заседании представители ОАО «РЖД» и антимонопольного органа поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.

Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом доводов кассационной жалобы, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия), Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между ОАО «Якутский хлебокомбинат» и ООО «Саха Сибирь Транс» заключён договор от 02.01.2005 N2, по условиям которого ООО «Саха Сибирь Транс» обязалось оказывать услуги по переработке, хранению и перевозке грузов ОАО «Якутский хлебокомбинат». На основании пункта 3.3 этого договора вновь вводимые дополнительные железнодорожные тарифы оплачиваются ОАО «Якутский хлебокомбинат».

Письмом от 03.01.2008 N1/1 ООО «Саха Сибирь Транс» уведомило ОАО «Якутский хлебокомбинат» о том, что с 01.01.2008 ОАО «РЖД» увеличило тарифы на промывку вагонов, в связи с чем возрастает и стоимость переработки вагонов.

16.01.2008 ОАО «Якутский хлебокомбинат» обратилось в УФАС Республики Саха (Якутия) с заявлением о нарушении ОАО «РЖД» антимонопольного законодательства путём введения тарифа за пробег порожних вагонов от станции выгрузки до станции промывки, что повлекло дополнительные расходы данной организации и отразилось на себестоимости производства хлеба.

УФАС по Республике Саха (Якутия) принято решение от 01.07.2008 N02-52/08А о признании ОАО «РЖД» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку общество дополнительно взимало оплату за пробег порожних вагонов общего парка от станции выгрузки до станции промывки, в то время как эти расходы включены в тарифы на перевозку грузов в вагонах общего парка и дополнительно взиматься не должны, чем ущемило интересы грузополучателя ОАО «Якутский хлебокомбинат», связанного с перевозчиком ООО «Саха Сибирь Транс» договорными отношениями и нарушило порядок ценообразования на услуги перевозки грузов, установленный Прейскурантом N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами», утверждённый постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5.

На основании названного решения обществу выдано предписание от 01.07.2008 о прекращении указанного нарушения антимонопольного законодательства.

Общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением, считая, что данные решение и предписание являются незаконными, нарушающими его права, поскольку ОАО «РЖД» до вынесения названного решения антимонопольного органа добровольно устранило нарушения антимонопольного законодательства.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что ОАО «РЖД» не соблюдены необходимые условия для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» относится к субъектам естественных монополий.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 N435-т «О включении (исключении) организаций в (из) реестр(а) субъектов естественных монополий на транспорте» ОАО «РЖД» включено в раздел 1 «Железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 77/1/2.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Факт нарушения ОАО «РЖД» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлением отдельно ставок сборов за промывку вагона и за пробег порожних вагонов от станции выгрузки до станции нахождения пункта промывки в противоречие установленному порядку ценообразования установлен судебными инстанциями и не оспаривается заявителем кассационной жалобы.

Довод заявителя кассационной жалобы со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции о том, что антимонопольный орган должен был прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, так как общество добровольно прекратило нарушение антимонопольного законодательства и устранило его последствия до вынесения решения антимонопольным органом, проверен, однако не может быть учтён в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Судами первой и апелляционной инстанций надлежащим образом исследованы обстоятельства, указанные обществом в обоснование данного довода и не установлено наличие предусмотренных законом условий, при которых комиссия антимонопольного органа может прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Судом апелляционной инстанции установлено, что ОАО «РЖД» предприняты меры к устранению нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не добровольно, а только после вмешательства Федеральной службы по тарифам.

К таким выводам суд пришёл по результатам исследования и оценки письма Федеральной службы по тарифам от 05.05.2008 N ЕВ-2356/10, а также телеграммы ОАО «РЖД» от 26.06.2008 N 000521 со ссылкой на письмо ФТС России от 05.05.2008 N ЕВ-2352/10 как на основание прекращения взимания платы за порожний пробег вагонов (контейнеров) парка от станции выгрузки до станции нахождения пункта промывки. Как установлено судом, нарушения антимонопольного законодательства были устранены обществом в полном объеме 04.08.2008, когда распоряжением ОАО «РЖД» N 1646р были внесены соответствующие изменения в распоряжение от 10.12.2007 N 2309р (после принятия УФАС по Республике Саха (Якутия) оспариваемых решения и предписания от 01.07.2008 N02-52/08А).

Кроме того, последствия неправомерных действий ОАО «РЖД» (излишняя уплата денежных средств потребителями его услуг за пробег порожних вагонов (контейнеров) от станций выгрузки до станций промывки) на момент вынесения антимонопольным органом решения по делу N 02-52/08А устранены не были. Доводы общества о том, что оно имело возможность возвратить ООО «Саха Сибирь Транс» излишне внесенные платежи только после получения от него соответствующей претензии, мотивированно признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судами данные требования закона выполнены надлежащим образом, выводы судов соответствуют установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Поэтому у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов судов и учёта вышеприведённых доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 4 декабря 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), постановление от 2 февраля 2009 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу NА58-4731/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Судьи
М.М.Шелёмина
Л.А.Кадникова
Л.Ю.Пущина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка