ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2009 года Дело N А58-2362/2008
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Соколовой Л.М.,
судей: Рудых А.И., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу городской администрации городского поселения «Город Нерюнги» Нерюнгинского района на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2008 года по делу NА58-2362/2008 (суд первой инстанции: Шевелев В.В.),
установил:
открытое акционерное общество «Нерюнгринские районные электрические сети» (далее - ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети») обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к городской администрации городского поселения «Город Нерюнги» Нерюнгинского района (далее - администрация городского поселения «Город Нерюнги») о признании незаконными действий по организации открытого аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту электрических сетей и оборудования уличного освещения городского поселения «Город Нерюнги» в 2008 году без согласия собственника, о признании извещения N7 о проведении аукциона несоответствующим действующему законодательству.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Спецавтоматика» (далее - ООО «Спецавтоматика»).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2008 года требования заявителя о признании незаконными действий по организации открытого аукциона удовлетворены, действия городской администрации городского поселения «Город Нерюнгри» по организации данного аукциона признаны недействительными. В отношении требования о признании несоответствующим извещения N7 о проведении открытого аукциона производство по делу прекращено.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, администрация городского поселения «Город Нерюнги» обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2008 года отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети».
По мнению заявителя кассационной жалобы, указанный судебный акт принят с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Аукцион на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту электрических сетей и оборудования уличного освещения городского поселения «Город Нерюнги» в 2008 году был проведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, без нарушений.
Заявитель считает, что судом не применен подлежащий применению в данном случае пункт 21 статьи 14 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому организация освещения улиц относится к вопросам местного значения.
Кроме того, заявитель указывает на обстоятельства, свидетельствующие в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации о злоупотреблении заинтересованным лицом своими правами как собственника имущества - электрических сетей и оборудования уличного освещения города Нерюнгри.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда первой инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 18 марта 2008 года между администрацией городского поселения «Город Нерюнги» и ООО «Спецавтоматика» на основании решения единой конкурсной комиссии по размещению муниципального заказа, оформленного протоколом N10-ЕКМЗ от 06.03.2008, заключен муниципальный контракт N10140105008016А на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту электрических сетей и оборудования уличного освещения городского поселения «Город Нерюнги».
Полагая, что действиями по организации и проведению конкурса городским поселением «Город Нерюнги» нарушаются права заинтересованного лица как собственника сооружений сетей энергетики и электропередач, расположенных в городе Нерюнгри, ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из факта совершения ответчиком указанных действий в нарушение требований статей 209 и 447 Гражданского кодекса Российской Федерации. В отношении требования о признании извещения N7 о проведении аукциона несоответствующим действующему законодательству производство по делу прекращено, поскольку указанное извещение не является ненормативным правовым актом обжалование которого возможно в порядке арбитражного судопроизводства.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) законными и обоснованными в связи со следующим.
Согласно статье 5 Федерального закона N94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.
В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени (пункт 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спора).
Как установлено судом первой инстанции, право собственности ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» на электрические сети и оборудование уличного освещения городского поселения «Город Нерюнгри», для технического обслуживания и ремонта которых заключался муниципальный контракт зарегистрировано в установленном законом порядке (Свидетельство о регистрации права серии 14-АА N389609 от 30.11.2007). Зарегистрированное право собственности заинтересованного лица не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, к основным началам гражданского законодательства в том числе относится неприкосновенность собственности.
Неприкосновенность собственности подразумевает обеспечение возможности собственнику спокойно осуществлять все имеющиеся у него правомочия в отношении принадлежащего ему имущества с одновременным устранением всех других лиц от неправомерного доступа к имуществу и какого-либо вмешательства в его деятельность как собственника.
Пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет собственнику права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Осуществление физической власти над имуществом, в данном случае осуществление деятельности по обслуживанию и ремонту электрических сетей и оборудования уличного освещения возможно по решению собственника этого имущества - ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети», либо с согласия собственника.
Часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиком не представлены доказательства того, что администрация городского поселения «Город Нерюнги» вправе была выступать в качестве организатора торгов в силу пункта 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также доказательства передачи собственником имущества полномочий для совершения действий направленных на заключение договора по обслуживанию принадлежащих ему сетей и оборудования.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что действия администрации городского поселения «Город Нерюнгри» по организации открытого аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту электрических сетей и оборудования уличного освещения городского поселения «Город Нерюнги» в 2008 году без согласия собственника признаны незаконными, как не соответствующие требованиям статей 209 и 447 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя о наличии положений законодательства - пункта 21 статьи 14 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми он был «вынужден» осуществить оспариваемые действия, не может быть принят судом кассационной инстанции ввиду следующего.
На основании пункта 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Следовательно, осуществление возложенных на органы местного самоуправления законом обязанностей по разрешению вопросов местного значения не может осуществляться в нарушение действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не было законных оснований для отказа в удовлетворении требований заинтересованного лица в части признания действий администрации городского поселения «Город Нерюнгри» незаконными.
Представленным в материалы дела доказательствам, судом первой инстанции дана надлежащая оценка с соблюдением требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по переоценке доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2008 года основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2008 года по делу NА58-2362/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
судья
Судьи
Л.М.Соколова
А.И.Рудых
Н.Н.Тютрина
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка