ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июня 2009 года Дело N А19-1830/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего судьи Воробьевой Н.М., судей: Горячих Н.А., Мироновой И.П., при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Венгельниковой О.В. (доверенность от 18.12.2008 N320/541),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2009 года по делу N А19-1830/09 (суд первой инстанции: Ушакова Л.В.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Трансэкспорт-Лес» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») о взыскании 10 438 рублей 90 копеек - необоснованно взысканных денежных средств, составляющих налог на добавленную стоимость 18% за оказанные услуги по подаче и уборке вагонов за период с 10.05.2008 по 25.05.2008. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2009 года иск удовлетворен. В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения суда первой инстанции не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО «РЖД» обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Как полагает заявитель кассационной жалобы, он не обогатился за счёт истца, поскольку спорная сумма перечислена в бюджет.

ООО «Трансэкспорт-Лес» в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонило, указав на их необоснованность.

ООО «Трансэкспорт-Лес» о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил доводы кассационной жалобы.

Дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения Арбитражного суда Иркутской области и правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком заключены договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 1/172 от 18.09.2006 и договор на организацию перевозок N 6300/195-03 от 08.10.2003, в том числе и грузов, помещенных под таможенный режим экспорта.

В период с января по май 2008 года ответчик оказал истцу услуги по подаче и уборке вагонов, на оплату которых выставил счета-фактуры с указанием налога на добавленную стоимость 18%, которые истцом были оплачены.

Считая, что услуги по подаче и уборке вагонов связаны с услугой по перевозке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, ООО «Трансэкспорт-Лес» обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании необоснованно предъявленной суммы налога на добавленную стоимость.

Возражая против заявленного требования, ОАО «РЖД» указало на то, что основания для возврата налога на добавленную стоимость из бюджета отсутствуют.

Исследовав доводы и возражения сторон, представленные в обоснование исковых требований доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемое решение законным и обоснованным.

Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.

Из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что операции, предусмотренные в указанной норме, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо, если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.

Следовательно, применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров зависит от факта оказания этих услуг на момент помещения товара под таможенный режим экспорта, днем определения которого является день выпуска товаров таможенным органом.

Согласно части 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.

Судом установлено, что на момент оказания услуг по подаче и уборке вагонов в заявленный истцом период товар был помещен под таможенный режим экспорта, о чем свидетельствуют даты выпуска товара таможенным органом, проставленные на временных таможенных декларациях и железнодорожных накладных.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии у перевозчика оснований для обложения операций по подаче и уборке вагонов налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 18% являются правомерными.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.

Судебный акт вынесен с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, выводы суда не противоречат имеющимся в деле доказательствам и установленным судом обстоятельствам, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2009 года по делу N А19-1830/09 на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2009 года по делу NА19-1830/09 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Н.М.Воробьева
Судьи
Н.А.Горячих
И.П.Миронова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка