• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 ноября 2009 года Дело N А19-6407/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мироновой И.П.,

судей: Воробьевой Н.М., Кулакова В.И.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Нью-Лен-Ойл» Жулего Ирины Владимировны (доверенность N 136-д от 11.01.2009, паспорт),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Жигаловскому лесничеству на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2009 года по делу N А19-6407/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2009 года по тому же делу (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф.; суд апелляционной инстанции: Клепикова М.А., Куклин О.А., Оширова Л.В.),

установил:

Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Жигаловскому лесничеству (Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Нью-Лен-Ойл» (ООО «Нью-Лен-Ойл») о взыскании задолженности по договору аренды участка лесного фонда N 21 от 27.12.2006 в размере 2 084 339 рублей, из них: арендная плата за 4 квартал 2008 года и первый квартал 2009 года в размере 2 029 125 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 55 214 рублей.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2009 года исковые требования удовлетворены частично: с ответчика взыскано 292 494 рубля 25 копеек -задолженность по арендной плате за 4 квартал 2008 года и первый квартал 2009 года, 18 105 рублей 27 копеек - проценты за пользование чужими денежными средствами, проценты со 02.04.2009 по день фактической уплаты долга с суммы 292 494 рубля 25 копеек, исходя из процентной ставки рефинансирования 12% годовых, в удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2009 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2009 года оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Территориальное управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их изменить и удовлетворить исковые требования, взыскав задолженность по арендной плате в размере 1 528 525 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами.

Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что цены за пользование участками лесного фонда являются регулируемыми, и размер арендной платы за пользование участками лесного фонда должен исчисляться по минимальным ставкам, установленным Правительством Российской Федерации.

Территориальное управление полагает, что уполномоченными органами регулируется только минимальный размер арендной платы за пользование участками лесного фонда, и договором аренды может быть предусмотрена оплата, превышающая минимальный размер, в связи с чем условие договора N 21 о цене (пункты 2.1, 2.3) не противоречат статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права: статья 309, пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. По его мнению, арендная плата за пользование участками лесного фонда должна оплачиваться по цене, установленной соглашением сторон в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 договора, рассчитанной с применением повышающего коэффициента 2.0 и с учетом предусмотренной договором конкурсной надбавки 31% к стартовой цене.

ООО «Нью-Лен-Ойл» отзыв на кассационную жалобу не представило.

Территориальное агентство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 17111), ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в связи с чем дело рассматривается без его участия.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель ООО «Нью-Лен-Ойл» возразила против доводов кассационной жалобы, указав на законность обжалуемых судебных актов.

Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 11 часов 10 минут 27 октября 2009 года до 10 часов 50 минут 29 октября 2009 года. После перерыва в связи с изменением судебного состава (судья Горячих Н.А. заменена судьей Кулаковым В.И.) слушание кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было начато сначала.

Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 50 минут 29 октября 2009 года до 16 часов 15 минут 2 ноября 2009 года.

О перерывах были сделаны публичные извещения.

После перерыва лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что между истцом и ответчиком заключен договор аренды участка лесного фонда N 21 от 27.12.2006 и дополнительное соглашение к нему от 10.01.2008.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» указанный договор приведен в соответствие с требованиями данного кодекса путем его перезаключения сторонами за N 91-7-26/08 от 27.11.2008.

В связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате арендных платежей по договору за пользование участком лесного фонда истец обратился в суд с настоящим иском. При этом истец полагает, что арендная плата должна быть взыскана в размере, установленном пунктами 2.1, 2.3 договора, при расчете которой применен повышающий коэффициент 2.0, и с учетом предусмотренной договором конкурсной надбавки к стартовой цене 31%.

Удовлетворяя исковые требования частично, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из обязанности ответчика погасить задолженность по договору аренды участка лесного фонда. При этом суды пришли к выводу о том, что цены за пользование участками лесного фонда являются регулируемыми и устанавливаются соответствующими уполномоченными органами; размер арендной платы должен исчисляться по минимальным ставкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» с учетом Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 20010 годов». Произведенный истцом расчет арендной платы с применением повышающего коэффициента 2.0 и конкурсной надбавки в размере 31% к стартовой цене признан судами неправомерным.

Данные выводы судов первой и апелляционной инстанции являются обоснованными.

Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии с частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (от 04.12.2006 N 200-ФЗ) для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Из указанных норм права следует, что цены по договорам аренды участков лесного фонда являются регулируемыми.

Судами первой и апелляционной инстанций проверен расчет арендной платы Территориального агентства и установлено, что истцом произведен расчет арендной платы, исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 и Федерального закона 24.07.2007 N 198-ФЗ. При этом при расчете арендной платы за пользование лесным фондом к минимальным ставкам, с коэффициентом 1, 15 в 2008 году и 1,3 в 2009 году, предусмотренным указанными выше нормативными правовыми актами, дополнительно применен коэффициент 2.0, установленный приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню», кроме того, арендная плата повышена на 31% с учетом предусмотренной договором конкурсной надбавки.

Проверив представленный истцом расчет арендной платы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о неправомерном применении истцом повышающего коэффициента 2.0 в связи со следующим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки арендной платы за пользование участками лесного фонда.

Пунктом 3 приложения N 1 предусмотрено, что к ставкам применяются корректирующие коэффициенты. Правительство Российской Федерации, в компетенцию которого входит утверждение ставок платы и корректирующих коэффициентов, таковых на момент спорного периода не утвердило.

Корректирующие коэффициенты на момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 были утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005, в приложении к которому для Иркутской области был установлен корректирующий коэффициент 2.0. Указанный приказ действовал до отмены его приказом Федерального агентства Российской Федерации от 29.02.2008 N 60, который вступил в силу 24.04.2008.

Ни Лесным кодексом Российской Федерации (от 04.12.2006 N 200-ФЗ), ни иными федеральными нормативными правовыми актами не предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту 2.0, установленному приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255.

Кроме того, полномочия Федерального агентства лесного хозяйства по утверждению ставок арендной платы отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 413 «О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений».

С учетом изложенного Арбитражный суд Иркутской области и Четвертый арбитражный апелляционный суд пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для расчета арендной платы с учетом коэффициента 2.0, установленного утратившим силу приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255.

Установив, что заявленная истцом ко взысканию сумма необоснованна, Арбитражный суд Иркутской области и Четвертый арбитражный апелляционный суд правомерно произвели перерасчет подлежащей взысканию арендной платы, исходя из ставок арендной платы, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, без применения повышающего коэффициента 2.0 и взыскали арендную плату (с учетом частичной оплаты задолженности ответчиком) в размере 292 494 рублей 25 копеек.

Установив факт несвоевременного исполнения ответчиком обязанности по внесению арендных платежей, Арбитражный суд Иркутской области на сумму подлежащей ко взысканию задолженности (292 494 рублей 25 копеек) на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно начислил проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования 12%.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что плата за пользование участками лесного фонда должна взиматься по цене, установленной соглашением сторон в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 договора, рассчитанной с применением повышающего коэффициента 2.0 и с учетом конкурсной надбавки 31% к стартовой цене, отклоняется Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа как основанный на неправильном толковании норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2009 года по делу N А19-6407/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2009 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2009 года по делу N А19-6407/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2009 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
И.П.Миронова
Судьи
Н.М.Воробьева
В.И.Кулаков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А19-6407/09
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 02 ноября 2009

Поиск в тексте