ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 декабря 2009 года Дело N А69-1837/2009

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Гуменюк Т.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,

при участии в судебном заседании представителей: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва - Чемезова Р.В. (доверенность от 01.12.2009), от Учреждения Российской академии наук Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук - Михайлик О.В. (доверенность от 04.08.2009),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 8 сентября 2009 года по делу N А69-1837/2009 (суд первой инстанции: Донгак Ш.О.),

установил:

Учреждение Российской академии наук Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук (далее - ТувИКОПР СО РАН, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва (далее - Росприроднадзор) о назначении административного наказания N ЗАТ - 029 от 13.07.2009.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 8 сентября 2009 года заявленные требования удовлетворены. В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Обжалуя решение суда, Росприроднадзор оспаривает вывод суда о нарушении порядка привлечения учреждения к административной ответственности, считая его соблюдённым, а также указывает на наличие в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 КоАП Российской Федерации, в связи с чем просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу ТувИКОПР СО РАН отклоняет изложенные в ней доводы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, при проведении Росприроднадзором плановой проверки соблюдения ТувИКОПР СО РАН требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды установлено его нарушение, выразившееся в необеспечении подготовки руководителей учреждения и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, что отражено в акте проверки N ЗАТ - 029 от 29.06.2009.

О факте правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 КоАП Российской Федерации, составлен протокол об административном правонарушении N ЗАТ - 029 от 29.06.2009.

Постановлением Росприроднадзора о назначении административного наказания N ЗАТ - 029 от 13.07.2009 ТувИКОПР СО РАН привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 КоАП Российской Федерации.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления, суд первой инстанции мотивировал его недоказанностью в действиях заявителя события вменяемого правонарушения и нарушением порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Тыва о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в статьях 34 - 39 главы VII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно статье 39 названного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1).

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2).

При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды (пункт 4).

Протокол об административном правонарушении N ЗАТ - 029 от 29.06.2009 и постановление о назначении административного наказания N ЗАТ - 029 от 13.07.2009 свидетельствуют о том, что ТувИКОПР СО РАН вменяется нарушение пункта 1 статьи 73 главы XIII «Основы формирования экологической культуры» Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Событие административного правонарушения, как оно отражено административным органом в названных процессуальных документах, не соответствует диспозиции статьи 8.1 КоАП Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Арбитражным судом Республики Тыва сделан правильный вывод о том, что непрохождение должностными лицами учреждения соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 КоАП Российской Федерации, в связи с чем постановление Росприроднадзора о назначении административного наказания N ЗАТ - 029 от 13.07.2009 признано незаконным и отменено.

В соответствии со статьёй 25.5 КоАП Российской Федерации для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что КоАП Российской Федерации допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве защитника лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем. Такое лицо допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство.

Как видно из материалов дела, законный представитель ТувИКОПР СО РАН - директор Лебедев В.И., надлежащим образом извещён о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N ЗАТ - 029 - 13 июля 2009 года, что подтверждается его подписью в протоколе об административном правонарушении N ЗАТ - 029 от 29.06.2009.

Представитель учреждения Михайлик О.В., действующая на основании доверенности от 08.07.2009, явилась 13 июля 2009 года на рассмотрение дела об административном правонарушении, однако не была допущена к участию в его рассмотрении по причине того, что она не является законным представителем, что привело к нарушению прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 8 сентября 2009 года по делу N А69-1837/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Т.А.Гуменюк
Судьи
Л.Ю.Пущина
А.И.Чупров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка