ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 декабря 2009 года Дело N А69-1833/2009

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Гуменюк Т.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,

при участии в судебном заседании представителей: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва - Чемезова Р.В. (доверенность от 01.12.2009), от Учреждения Российской академии наук Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук - Михайлик О.В. (доверенность от 04.08.2009),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 8 сентября 2009 года по делу N А69-1833/2009 (суд первой инстанции: Донгак Ш.О.),

установил:

Учреждение Российской академии наук Тувинский институт комлпексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук (далее - ТувИКОПР СО РАН, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва (далее - Росприроднадзор) о назначении административного наказания N ЗАТ - 029/3 от 13.07.2009.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 8 сентября 2009 года заявленные требования удовлетворены. В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Обжалуя решение суда, Росприроднадзор оспаривает вывод суда о нарушении порядка привлечения учреждения к административной ответственности, считая его соблюдённым, а также указывает на наличие в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП Российской Федерации, в связи с чем просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу ТувИКОПР СО РАН отклоняет изложенные в ней доводы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, при проведении Росприроднадзором плановой проверки соблюдения ТувИКОПР СО РАН требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды установлено его нарушение, выразившееся в отсутствии лицензии на деятельность по сбору, использованию, транспортировке, размещению опасных отходов, паспорта опасных отходов, лиц, которые допущены к обращению с опасными отходами, имеющими профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельством на право работы с опасными отходами, что отражено в акте проверки N ЗАТ - 029 от 29.06.2009.

О факте правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП Российской Федерации, составлен протокол об административном правонарушении N ЗАТ - 029/3 от 29.06.2009.

Постановлением Росприроднадзора о назначении административного наказания N ЗАТ - 029/3 от 13.07.2009 ТувИКОПР СО РАН привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП Российской Федерации.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления, суд первой инстанции мотивировал его недоказанностью в действиях заявителя события вменяемого правонарушения и нарушением порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Тыва о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении N ЗАТ - 029/3 от 29.06.2009 содержит описание события административного правонарушения, выразившегося в отсутствии лицензии на деятельность по сбору, использованию, транспортировке, размещению опасных отходов, паспорта опасных отходов, лиц, которые допущены к обращению с опасными отходами, имеющими профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельством на право работы с опасными отходами, что является нарушением пункта 1 статьи 9, пункта 3 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Статьёй 14 названного Закона установлено, что опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 1).

На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 3).

Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами (пункт 1 статьи 15).

Между тем акт проверки N ЗАТ - 029 от 29.06.2009 и протокол об административном правонарушении N ЗАТ - 029/3 от 29.06.2009 не содержат данных, указывающих на наличие у учреждения опасных отходов и осуществление им деятельности по сбору, использованию, транспортировке и их размещению.

При таких обстоятельствах Арбитражным судом Республики Тыва сделан правильный вывод о недоказанности Росприроднадзором наличия обязанности у ТувИКОПР СО РАН по оформлению лицензии на деятельность по сбору, использованию, транспортировке, размещению опасных отходов, паспорта опасных отходов и допущению к обращению с опасными отходами лиц, имеющих профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельством на право работы с опасными отходами, недоказанности в действиях учреждения события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП Российской Федерации, вследствие чего судом вынесено решение о признании незаконным и отмене постановления Росприроднадзора о назначении административного наказания N ЗАТ - 029/3 от 13.07.2009.

В соответствии со статьёй 25.5 КоАП Российской Федерации для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что КоАП Российской Федерации допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве защитника лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем. Такое лицо допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство.

Как следует из материалов дела, законный представитель ТувИКОПР СО РАН - директор Лебедев В.И., надлежащим образом извещён о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N ЗАТ - 029/3 - 13 июля 2009 года, что подтверждается его подписью в протоколе об административном правонарушении N ЗАТ - 029/3 от 29.06.2009.

Представитель учреждения Михайлик О.В., действующая на основании доверенности от 08.07.2009, явилась 13 июля 2009 года на рассмотрение дела об административном правонарушении, однако не была допущена к участию в его рассмотрении по причине того, что она не является законным представителем, что привело к нарушению прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 8 сентября 2009 года по делу N А69-1833/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Т.А.Гуменюк
Судьи
Л.Ю.Пущина
А.И.Чупров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка