• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 декабря 2009 года Дело N А69-1831/2009

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Гуменюк Т.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,

при участии в судебном заседании представителей: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва - Чемезова Р.В. (доверенность от 01.12.2009), от Учреждения Российской академии наук Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук - Михайлик О.В. (доверенность от 04.08.2009),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 8 сентября 2009 года по делу N А69-1831/2009 (суд первой инстанции: Донгак Ш.О.),

установил:

Учреждение Российской академии наук Тувинский институт комлпексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук (далее - ТувИКОПР СО РАН, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва (далее - Росприроднадзор) о назначении административного наказания N ЗАТ - 029/4 от 13.07.2009.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 8 сентября 2009 года заявленные требования удовлетворены. В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Обжалуя решение суда, Росприроднадзор оспаривает вывод суда о нарушении порядка привлечения учреждения к административной ответственности, считая его соблюдённым, а также указывает на наличие в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 КоАП Российской Федерации, в связи с чем просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу ТувИКОПР СО РАН отклоняет изложенные в ней доводы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, при проведении Росприроднадзором плановой проверки соблюдения ТувИКОПР СО РАН требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды установлено его нарушение, выразившееся в отсутствии разработанного проекта нормативов предельно - допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что отражено в акте проверки N ЗАТ - 029 от 29.06.2009.

О факте правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 КоАП Российской Федерации, составлен протокол об административном правонарушении N ЗАТ - 029/4 от 29.06.2009.

Постановлением Росприроднадзора о назначении административного наказания N ЗАТ - 029/4 от 13.07.2009 ТувИКОПР СО РАН привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 КоАП Российской Федерации.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления, суд первой инстанции мотивировал его недоказанностью в действиях заявителя события вменяемого правонарушения и нарушением порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Тыва о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении N ЗАТ - 029/4 от 29.06.2009 содержит описание события административного правонарушения, выразившегося в отсутствии разработанного проекта нормативов предельно - допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что является нарушением пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В соответствии с данной нормой выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Пункт 1 статьи 30 Закона содержит обязанность юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивать, в том числе, проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Между тем акт проверки N ЗАТ - 029 от 29.06.2009 и протокол об административном правонарушении N ЗАТ - 029/4 от 29.06.2009 не содержат данных, указывающих на наличие у учреждения стационарных и иных объектов, загрязняющих атмосферный воздух и производящих вредные выбросы в атмосферу, их количество, а также в этих актах отсутствуют данные о виде деятельности учреждения, не указано, какие объекты им эксплуатируются, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду и какой вид негативного воздействия им осуществляется.

При таких обстоятельствах Арбитражным судом Республики Тыва сделан правильный вывод о недоказанности Росприроднадзором наличия обязанности у ТувИКОПР СО РАН по разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, недоказанности в действиях учреждения события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 КоАП Российской Федерации, вследствие чего судом вынесено решение о признании незаконным и отмене постановления Росприроднадзора о назначении административного наказания N ЗАТ - 029/4 от 13.07.2009.

В соответствии со статьёй 25.5 КоАП Российской Федерации для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что КоАП Российской Федерации допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве защитника лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем. Такое лицо допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство.

Как видно из материалов дела, законный представитель ТувИКОПР СО РАН - директор Лебедев В.И., надлежащим образом извещён о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N ЗАТ - 029/4 - 13 июля 2009 года, что подтверждается его подписью в протоколе об административном правонарушении N ЗАТ - 029/4 от 29.06.2009.

Представитель учреждения Михайлик О.В., действующая на основании доверенности от 08.07.2009, явилась 13 июля 2009 года на рассмотрение дела об административном правонарушении, однако не была допущена к участию в его рассмотрении по причине того, что она не является законным представителем, что привело к нарушению прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 8 сентября 2009 года по делу N А69-1831/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Т.А.Гуменюк
Судьи
Л.Ю.Пущина
А.И.Чупров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А69-1831/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 09 декабря 2009

Поиск в тексте