• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2009 года Дело N А19-4957/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Кулакова В.И., судей: Горячих Н.А., Тютриной Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 мая 2009 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2009 года по делу N А19-4957/09 (суд первой инстанции: Фаворова Т.Л., апелляционный суд: Даровских К.Н., Оширова Л.В, Клепикова М.А.), установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» (ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод») о взыскании платы за пользование вагонами в размере 710 768 руб. 10 коп.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 мая 2009 года исковые требований удовлетворены частично в сумме 698 861 руб. 10 коп.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2009 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 мая 2009 года оставлено в силе.

В кассационной жалобе на указанные судебные акты ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» просит их отменить, дело передать на новое рассмотрение.

По его мнению, судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены (истолкованы) номы материального права (статья 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации), а также изложены выводы, которые не соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений NN14501, 14500, 14499).

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах, установленных главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно материально-правовому требованию истец обратился с иском о взыскании платы за пользование вагонами за время ожидания подачи на путях общего пользования.

В обоснование заявленных требований истцом представлены ведомости подачи и уборки вагонов, акты общей формы, договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод».

При этом истец указал на то, что в феврале, марте 2008 года вагоны, прибывшие в адрес ответчика, в количестве 1409 штук простаивали на путях общего пользования станции Багульная по вине ответчика, что подтверждается актами общей формы. За время ожидания подачи вагонов, по причинам, зависящим от ответчика, начислена в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плата за пользование вагонами.

Возражая против заявленного требования, ответчик сослался на то, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по причинам, не зависящим от ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод». В актах общей формы, не подписанных грузополучателем, указано, что вагоны простаивали на путях станции Багульная по вине грузополучателя по причине занятости локомотива клиента. Истцом неправильно определена плата за пользование вагонами. Перевозчик имеет право требовать плату за пользование вагонами, принадлежащими ему на праве собственности или ином праве. В ведомостях подачи и уборки вагонов отражено, что подавались вагоны, принадлежащие ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» и другим лицам.

Частично удовлетворяя исковые требования со ссылкой на статьи 39, 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии России от 19.06.2002 N35/12, суд первой инстанции исходил из доказанности факта простоя вагонов.

Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, согласился с его выводами и примененными нормами материального права.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожными путями общего пользования являются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции; железнодорожными путями необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Согласно условиям заключенного между сторонами договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути N9/2000/36-314 от 20.03.2001 приемосдаточные операции с вагонами при передаче заводу и возврате их дороге осуществляются локомотивом перевозчика на выставочные пути N5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 станции Багульная. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки (параграф 3).

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В силу статьи 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО «РЖД», устанавливается Федеральной службой по тарифам.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N2), за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.

Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.

Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО «РЖД», за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

Договором «9/2000/36-314 от 20.03.2001 также не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО «РЖД», во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и не определен размер такой платы.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в сумме 698 861 руб. 10 коп.

Принимая во внимание, что судами неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу об отмене решения Арбитражного суда Иркутской области от 12 мая 2009 года и постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2009 года и о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует дать полную и всестороннюю оценку представленным истцом доказательствам, установить количество вагонов, принадлежащих перевозчику, и определить размер платы за пользование такими вагонами, а также распределить между лицами, участвующими в деле, расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 мая 2009 года по делу NА19-4957/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2009 года по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Судьи
В.И.Кулаков
Н.А.Горячих
Н.Н.Тютрина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А19-4957/09
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 16 декабря 2009

Поиск в тексте