• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2010 года Дело N А19-1126/09


[Суд удовлетворил требование о взыскании задолженности за поставленный по государственному контракту товар, штрафных санкций в связи с доказанностью истцом факта поставки ответчику оборудования, невозможностью исполнения условий контракта и обязанностью оплатить стоимость поставленного оборудования Иркутской областью в лице министерства финансов Иркутской области]
(Извлечение)

Открытое акционерное общество "ПТС" (ОАО "ПТС") обратилось в арбитражный суд с иском к отряду Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области (ОГПС МЧС России по Иркутской области) о взыскании 16500000 рублей задолженности за поставленный по государственному контракту товар, 47374 рублей 20 копеек - штрафных санкций.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Иркутской области и произведена замена ненадлежащего ответчика - ОГПС МЧС России по Иркутской области на надлежащего - Государственное учреждение "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Иркутской области" (ГУ "1 ОФПС по Иркутской области").

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 апреля 2009 года иск удовлетворен.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 июля 2009 года судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении производство по делу в части взыскания штрафных санкций в размере 47374 рублей 20 копеек прекращено в связи с отказом истца; к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Иркутская область в лице министерства финансов Иркутской области (Иркутская область).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 октября 2009 года иск удовлетворен, взыскано 16500000 рублей - основного долга, 94736 рублей 13 копеек - государственной пошлины, в иске к ГУ "1 ОФПС по Иркутской области" отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 125, 182, 309, 310, 454, 486, 526, 532 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 333.40, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1, 3, 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и мотивированы наличием у Иркутской области обязанности оплатить полученное по заключенному по заказу Иркутской области государственному контракту оборудование, находящееся в государственной собственности Иркутской области, отсутствием возможности исполнить эти обязанности ответчиком ГУ "1 ОФПС по Иркутской области" в связи с исключением его из списка бюджетополучателей.

В кассационной жалобе министерство финансов просит проверить законность принятых по делу судебных актов в связи с неправильным применением Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права: статей 48, 120, 125, части 1 статьи 182, статей 308, 420, части 1 статьи 516, части 1 статьи 531, статьи 526 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 158, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявитель кассационной жалобы считает, что судами первой и апелляционной инстанций не полно исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, полагает надлежащим ответчиком ГУ "1 ОФПС по Иркутской области", являющегося стороной по договору и использующего полученное имущество в своей деятельности.

Министерство финансов полагает необоснованным непривлечение к участию в деле участников соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2008 N 382 (далее - соглашение), считает его недопустимым и не относимым доказательством.

В отзывах на кассационную жалобу ГУ "1 ОФПС по Иркутской области" и ОАО "ПТС" ее доводы отклонили, сославшись на законность и обоснованность судебных актов.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, подтвердили доводы кассационной жалобы и возражения на нее.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения при рассмотрении дела Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и арбитражными судами установлено, что между ОАО "ПТС" (поставщик) и ОГПС МЧС России по Иркутской области (в настоящее время ГУ "1 ОФПС по Иркутской области) (заказчик) по результатам проведенного аукциона по государственному заказу Иркутской области заключен государственный контракт от 21.08.2008 N 416, по условиям которого поставщик обязуется передать, а заказчик - принять оборудование, указанное в пункте 1.1 контракта (теплодымокамера с седельным тягачом), и оплатить его стоимость в размере 16500000 рублей.

Согласно пункту 2.1.3 контракта оплата по нему производится за счет средств областного бюджета путем перечисления на расчетный счет истца.

Неисполнение ГУ "ОГПС МЧС России по Иркутской области" обязательств по оплате послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим заявлением.

Предметом иска является требование о взыскании задолженности за поставленное по государственному контракту оборудование, основанием - неисполнение ответчиками обязательств по его оплате, правовым основанием указаны статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суды правильно квалифицировали взаимоотношения сторон, как возникшие в связи с неисполнением ответчиком обязательств по государственному контракту как договору поставки, регулирующиеся параграфами 1, 3, 4 (пункт 5 статьи 454) главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, общими положениями гражданского законодательства о договоре, обязательствах и сделках, статьями 1, 3, 4 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Удовлетворяя иск к Иркутской области в лице министерства финансов, арбитражные суды исходили из доказанности истцом факта поставки ответчику оборудования, невозможностью исполнения условий контракта по оплате ГУ "1 ОФПС по Иркутской области" и обязанностью оплатить стоимость поставленного оборудования Иркутской областью в лице министерства финансов Иркутской области.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы арбитражных судов правильными ввиду следующего.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" данный Закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 1 статьи 3 названного Закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

В соответствии со статьей 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации все закупки бюджетными учреждениями товаров на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных либо муниципальных контрактов.

Государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (пункт 1 статьи 4 Закона).

В соответствии со статьей 532 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный заказчик при оплате товаров покупателем по договору поставки для государственных или муниципальных нужд признается поручителем.

Согласно условиям соглашения, Иркутская область передает, а МЧС России принимает полномочия, реализуемые за счет средств областного бюджета, по решению вопросов, в том числе, организации мероприятий по защите населения и территории Иркутской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций (статьи 2, 3 соглашения).

В силу пункта 2 статьи 2 соглашения реализацию передаваемых Иркутской областью полномочий на территории Иркутской области от имени МЧС России осуществляет ГУ МЧС России по Иркутской области, которое наделяется соответствующими правами.

Таким образом, установив, что государственный контракт заключен в рамках вышеназванного соглашения, при этом обязательства по оплате товара возложены на Иркутскую область, которая выступала заказчиком, арбитражные суды пришли к правильному выводу о взыскании с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области за счет средств ее казны в пользу истца 16500000 рублей основного долга и об отказе в удовлетворении требований к ГУ "1 ОФПС по Иркутской области".

Выводы судов основаны на установленных ими обстоятельствах, соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по переоценке установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют.

В связи с изложенным, доводы заявителя кассационной жалобы о ненадлежащем ответчике, о неотносимоти и недопустимости соглашения судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права и направленные на переоценку установленных судами обстоятельств и соглашения.

Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованных ссылках судов на аукцион, в связи с отсутствием его проведения, кассационным судом во внимание не принимается, как необоснованный и не опровергающий выводов судов о проведении аукциона по заказу Иркутской области.

Удовлетворяя требования в части взыскания расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в суммах 93763 рублей 13 копеек и 1000 рублей, арбитражный суд обоснованно руководствовался положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем довод заявителя кассационной жалобы о неправильном взыскании с него, как с органа государственной власти государственной пошлины судом кассационной инстанции во внимание не принимается как необоснованный.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа при проверки не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 октября 2009 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2009 года по делу N А19-1226/2009 основаны на полном исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменений.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 октября 2009 года по делу А19-1126/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2009 года по тому же делу оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А19-1126/09
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 17 февраля 2010

Поиск в тексте