• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2010 года Дело N А19-16398/08

Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Смоляк Л.И.,

судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области - Ишигилова И.Л. (доверенность от 03.08.2009 N 11Д-11/9574), администрации Иркутского районного муниципального образования - Ивановой А.В. (доверенность от 25.02.2010 N 444), Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия» - Якушевского Д.Б. (доверенность от 25.03.2010),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Иркутского районного муниципального образования на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2010 года по делу NА19-16398/08 (суд первой инстанции: Дягилева И.П., суд апелляционной инстанции: Доржиев Э.П., Рылов Д.Н., Ячменёв Г.Г.)

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (далее - ТУ Росимущества по Иркутской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации Иркутского районного муниципального образования (далее - Администрация), федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия» (далее - ФГОУ ВПО «ИрГСХА») о признании недействительным постановления «О внесении изменений в п. 2 постановления главы Иркутского района от 18.10.2002 N 2457».

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда от 12 февраля 2009 года не проверялись.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 июня 2009 года решение суда первой инстанции отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2010 года решение суда от 18 ноября 2009 года отменено. Заявленное Управлением требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано недействительным как не соответствующее пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», на Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения.

Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции от 10 марта 2010 года, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 18 ноября 2009 года.

Заявитель кассационной жалобы указывает на неправильное применение судами положений части 2 статьи 15.1, статей 19, 48 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»; считает выводы суда апелляционной инстанции о нарушении прав и законных интересов Российской Федерации в части распоряжения земельными участками не соответствующими фактическим обстоятельствам дела; ссылается на то, что ТУ Росимущества по Иркутской области не наделено полномочиями по внесению изменений в муниципальный правовой акт и указывает, что при издании оспариваемого распоряжения Администрация действовала в пределах предусмотренных федеральным законом полномочий органа местного самоуправления муниципального района.

Кроме того, Администрация ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции положений Устава Иркутского районного муниципального образования в редакции решения Думы от 31.07.2008.

В отзыве на кассационную жалобу ФГОУ ВПО «ИрГСХА» указывает на обоснованность приведенных в ней доводов и считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.

ТУ Росимущества по Иркутской области в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, полагая выводы суда апелляционной инстанции правомерными.

В судебном заседании представители Администрации, ТУ Росимущества по Иркутской области и ФГОУ ВПО «ИрГСХА» подтвердили доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзывах на жалобу.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам. Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно государственному акту на право пользования землей от 20.01.1993 учхозу Оёкское Иркутского сельскохозяйственного института в бессрочное пользование предоставлен земельный участок, площадью 29694 га для сельскохозяйственного производства.

Постановлением главы Иркутского района от 18.10.2002 N 2457 «О предоставлении ФГОУ ВПО «ИрГСХА» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для сельскохозяйственного производства» в соответствии со статьями 20, 35, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», подпунктом 1.3 статьи 36 Устава Иркутского районного муниципального образования, на основании заявлений ФГОУ ВПО «ИрГСХА», государственного унитарного предприятия учебно-опытного хозяйства «Оёкское» ИрГСХА прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ГУП УОХ «Оёкское» ИрГСХА земельным участком площадью 29694 га. Пунктами 2, 3 постановления ФГОУ ВПО «ИрГСХА» из земель, находящихся в государственной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, площадью 29671 га, расположенный в районе с.Оёк для сельскохозяйственного производства; поручено провести государственный кадастровый учет предоставляемого земельного участка, обеспечить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на землю.

04.10.2007 главой Иркутского района принято постановление N 4514 «О внесении изменений в п. 2 постановления главы Иркутского района от 18.10.2002 N 2457». Данным постановлением в соответствии со статьями 24, 25 Устава Иркутского районного муниципального образования, на основании представленных документов, а именно, заявления представителя ФГОУ ВПО «ИрГСХА», постановления главы Иркутского района от 18.10.2002 N 2457 и кадастрового плана земельного участка, в пункт 2 постановления от 18.10.2002 N 2457 внесено изменение следующего содержания: вместо слов «предоставить ФГОУ ВПО «ИрГСХА» из земель, находящихся в государственной собственности в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, площадью 29671 га - земли сельскохозяйственного назначения, в том числе пашни - 14131 га, сенокос - 946 га, пастбищ - 2890 га, других угодий - 11704 га, расположенный в районе с.Оёк для сельскохозяйственного производства» следует читать «предоставить ФГОУ ВПО «ИрГСХА» из земель, находящихся в государственной собственности в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, площадью 29358, 46 га - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный в границах участка, почтовый адрес ориентира - Иркутская область, Иркутский район, северная часть Иркутского района, для сельскохозяйственного производства».

Считая постановление главы Иркутского района от 04.10.2007 N 4514 не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права Российской Федерации, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления недействительным, исходя из того, что оспариваемым постановлением правоустанавливающий документ на спорный земельный участок - постановление главы Иркутского района от 18.10.2002 N 2457 - приведён в соответствие с кадастровым планом земельного участка, содержащим его реальные размеры, в связи с чем оспариваемое постановление не нарушает прав Управления.

Отменяя решение суда и направляя дело на новое рассмотрение, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал на необходимость исследования судом вопроса о наличии полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт и доводов Управления о несоответствии постановления от 04.10.2007 N 4514 пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

При новом рассмотрении дела суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что постановление от 18.10.2002 N 2457 принято главой Администрации в пределах предоставленных полномочий, соответственно именно этот орган вправе вносить изменения в принятый им правовой акт. При этом суд указал на недоказанность Управлением факта нарушения его прав и законных интересов и факта изъятия оспариваемым постановлением части спорного земельного участка.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные Управлением требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», установил, что земельный участок площадью 29 671 га с 01.07.2006 стал федеральной собственностью и Администрация с указанного времени не вправе принимать решения о распоряжении земельными участками, находящимися в государственной собственности. При таких условиях, учитывая, что внесение изменения в пункт 2 постановления от 18.10.2002 N 2457 является фактически принятием нового акта о площади предоставляемого земельного участка, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое постановление принято главой Иркутского района за пределами его полномочий и нарушает право ТУ Росимущества по Иркутской области на управление и распоряжение земельным участком, в связи с этим признал постановление главы Иркутского района от 04.10.2007 N 4514 недействительным.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене в силу следующего.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативного акта недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному нормативному акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого постановления) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Указанная статья введена в действие Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2006.

В силу пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация.

Руководствуясь положениями пункта 2 статьи 9, пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что собственником земельного участка, площадью 29671 га, предоставленного ФГОУ ВПО «ИрГСХА» на праве постоянного (бессрочного пользования), с 01.07.2006 является Российская Федерация.

Вывод суда апелляционной инстанции о наличии установленных законом оснований для отнесения указанного земельного участка к федеральной собственности подтверждается материалами дела и заявителем кассационной жалобы не оспаривается.

Исходя из вышеназванных положений, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что глава муниципального образования с 01.07.2006 не вправе принимать решения о распоряжении земельными участками, находящимися в государственной собственности.

Наличие полномочий на издание оспариваемого постановления Администрацией не доказано.

С учётом вышеизложенного, принимая во внимание, что оспариваемым постановлением главы Иркутского района изменена площадь земельного участка, находящегося в государственной собственности и переданного в постоянное (бессрочное) пользование ФГОУ ВПО ИрГСХА, полномочия по отмене или внесению изменений в пункт 2 постановления от 18.10.2002 N 2457 не отнесены законом к компетенции главы муниципального образования, суд апелляционной инстанции сделал правильное суждение о том, что глава Иркутского района при принятии оспариваемого постановления вышел за пределы полномочий и нарушил право заявителя на управление и распоряжение земельным участком.

При таких обстоятельствах, установив несоответствие оспариваемого постановления пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и нарушение им прав и законных интересов заявителя, суд апелляционной инстанции правомерно признал его недействительным.

Судом апелляционной инстанции проверены и обоснованно отклонены доводы Администрации о том, что оспариваемое постановление принято в целях приведения в соответствие правового акта главы муниципального образования с данными государственного кадастрового учета в части размера площади земельного участка. При этом суд правильно учёл, что полномочия по управлению и распоряжению федеральными земельными участками с 01.07.2006 осуществляет Российская Федерация.

Данный вывод суда основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В связи с этим доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы суда апелляционной инстанции в данной части, подлежат отклонению как несостоятельные в правовом отношении.

Ссылка заявителя жалобы на неправильное применение судом апелляционной инстанции положений Устава Иркутского районного муниципального образования в редакции решения Думы от 31.07.2008 также не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции, поскольку не ставит под сомнение выводы суда о несоответствии оспариваемого постановления закону и нарушении им прав Управления.

Неправильного применения норм материального и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Руководствуясь статьей 274, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2010 года по делу NА19-16398/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Л.И.Смоляк
Судьи
Л.А.Кадникова
М.М.Шелёмина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А19-16398/08
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 11 мая 2010

Поиск в тексте