• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2010 года Дело N А69-2032/2009

     
     
[Суд удовлетворил требования о признании недействительным представления Росфиннадзора как противоречащее ст.289 Бюджетного кодекса РФ, поскольку в действиях министерства финансов, которое является лишь получателем бюджетных средств как бюджетное учреждение, отсутствуют признаки нецелевого использования межбюджетных трансфертов]
(Извлечение)

Министерство финансов Республики Тыва обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва (далее - министерство, учреждение) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее - ТУ Росфинннадзора) о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29.07.2009 N 141 в части пункта 1 подраздела 1 раздела 1, пункта 1 подраздела 1 раздела 6, пункта 5 подраздела 3 раздела 6.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 20 ноября 2009 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29.07.2009 N 141 в части, а именно: часть 1 пункта 1 подраздела 1 раздела 1 "Нецелевое использование межбюджетных трансфертов из федерального бюджета" на сумму 5427000 рублей; пункт 2 подраздела 1 раздела 6 "Незаконное использование бюджетных средств и государственного имущества, не являющееся нецелевым использованием" на сумму 22918573 рубля, пункт 5 подраздела 3 раздела 6 "Недопоступление" в республиканский бюджет Республики Тыва" на сумму 30156018 рублей, как не соответствующее положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2010 года решение суда от 20 ноября 2009 года оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, ТУ Росфиннадзора обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права, а также несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Представитель министерства финансов считает судебные акты законными. Соответствующее обоснование приведено в отзыве.

Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 12351). Им заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании 12 мая 2010 года до 10 часов 30 минут 14 мая 2010 года, о чем сделано публичное извещение. После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Тыва и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в период с 19.03.2009 по 11.06.2009 ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва проведена проверка соблюдения Минфином Республики Тыва бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджета Республики Тыва.

По результатам проверки составлен акт от 11.06.2009 N 33.

29.07.2009 управлением вынесено представление N 141 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения министерства в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия в действиях министерства признаков нецелевого использования указанных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы двух судов соответствующими установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными является наличие двух условий одновременно: несоответствие таких актов, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Приказом Минфина Российской Федерации от 24.08.2007 N 74Н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (действовавшие в проверяемый период), согласно пункту 2.2 раздела III "Классификация расходов бюджета" которых целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации расходов бюджетов.

Код целевой статьи состоит из 7 знаков - с 8 по 14 разряды 20-значного кода классификации расходов. При этом разряды 8-10 определяют код самой целевой статьи, разряды с 11-12 - код программы, при помощи которого осуществлена детализация целевых статей, разряды с 13 по 14 - код подпрограммы, конкретизирующий при необходимости направления расходования средств в рамках соответствующей программы.

Согласно распределению средств федерального бюджета, предоставляемых в 2008 году в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 944, Республике Тыва на указанные расходы выделены 78321900 рублей.

Как установлено материалами дела, Федеральным агентством по образованию платежными поручениями от 25.03.2008 N 59 на сумму 39160900 рублей, от 19.06.2008 N 869 на сумму 39161000 рублей Министерству образования, науки и молодежной политике Республики Тыва перечислены субсидии на общую сумму 78321900 рублей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 944 (далее - постановление N 944).

Министерством финансов в соответствии с постановлением N 944 осуществлялось распределение полученных средств, выделенных из федерального бюджета: субвенции на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей распоряжением на финансирование от 04.05.2008 N 491-2 и реестром на финансирование от 05.05.2008 N 491-2 доведены получателям бюджетных средств: Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Тыва в сумме 5081000 рублей в рамках целевой статьи 5201313 "Выплаты семьям опекунов на содержание подопечных детей", Министерству здравоохранения Республики Тыва в сумме 230000 рублей, Министерству культуры и информационной политики Республики Тыва в сумме 116000 рублей. Финансирование произведено получателям бюджетных средств по целевой статье 5201313.

Доказательств осуществления в проверяемом периоде расходования средств федерального бюджета, выделенных в виде субвенций на предоставление мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных целевой статьей 5210204, управлением в материалы дела не представлено.

Таким образом, министерство является лишь получателем бюджетных средств как бюджетное учреждение, а расходование бюджетных средств осуществлялось вышеуказанными получателями бюджетных средств.

При таких обстоятельствах вывод судов о том, что в действиях министерства финансов отсутствуют признаки нецелевого использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, является правильным.

Следовательно, часть 1 пункта 1 подраздела 1 представления от 29.07.2009 N 141 не соответствует требованиям статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Довод заявителя о расходовании средств бюджета Республики Тыва на оплату исполнительного листа Арбитражного суда Республики Тыва N 007678 от 24.07.2007 за проданные золотые слитки на сумму 22918573 рублей, а также невозмещение и незачисление в доход Республики Тыва денежных средств за проданные золотой запас Республики Тыва в количестве 93758,9 гр на сумму 30156018 рублей, рассмотрен и учтен быть не может, в связи со следующим.

Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.07.2007 по делу N А69-4777/05-5 признаны незаконными действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившиеся в незачислении в бюджет Республики Тыва денежных средств, поступивших от продажи золотого запаса Республики Тыва общим весом 93,8 кг (по постановлению Народного Хурала Республики Тыва от 07.07.99 N 318), как не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации. Указанным постановлением кассационная инстанция обязала Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить нарушение - возвратить в республиканский бюджет денежные средства в сумме 30156017 рублей 88 копеек путем зачисления на счет органа, исполняющего бюджет - Министерства финансов Республики Тыва.

Как установлено материалами дела, постановлением Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва было разрешено продать часть золотого запаса республики, направив полученные средства на приобретение акций ОАО "АКБ" "Народный банк Республики Тыва".

Продавцом запаса на основании постановления Правительства Республики Тыва от 26.03.2003 N 152 выступило Агентство по управлению имуществом Республики Тыва.

Средства от продажи золотого запаса в сумме 30156017,88 рублей поступили в АКБ "Сбербанк России" и были зачислены платежным поручением от 15.04.2003 N 001-431 на расчетный счет Министерства земельных и имущественных отношений, находящийся в банке "Народный банк Республики Тыва".

13.05.2005 указанные средства были перечислены на расчетный счет Министерства земельных и имущественных отношений, открытый в филиале КБ "Сибирское ОВК", с которого Министерство произвело уплату налога на прибыль в сумме 7234777,88 рублей. Платежным поручением от 21.02.2008 N 53 Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва перечислено 22918573 рублей во исполнение исполнительного листа Арбитражного суда Республики Тыва N 007678 от 24.07.2007.

Таким образом, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, действуя согласно исполнительному документу, возвратило в бюджет Республики Тыва 7237445 рублей (налог на прибыль) и 22918573 рубля (доходы от реализации), всего на сумму 30156018 рублей.

В соответствии с положениями статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минфином Республики Тыва, как главным распорядителем бюджетных средств, в полномочия которого входит распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственности получателям бюджетных средств, на основании постановления суда кассационной инстанции от 24.07.2007 по делу N А69-4777/05-5 правомерно выделены Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва из средств республиканского бюджета финансовые средства на оплату исполнительного листа в сумме 22918573 рубля.

Следовательно, вывод судов о том, что управлением не доказана неправомерность действий Министерства финансов, выразившихся в непоступлении неналоговых доходов в бюджет Республики Тыва на сумму 30156018 рублей, является правильным.

Кроме того, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, акт проверки от 11.06.2009 N 33 и постановление управления от 29.07.2009 N 141 не содержат ссылок на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые нарушены действиями Минфина Республики Тыва по оплате исполнительного листа Арбитражного суда Республики Тыва N 007678 от 24.07.2007.

При таких обстоятельствах судами сделан правомерный вывод о том, что представление от 29.07.2009 N 141 противоречит нормам бюджетного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не могут быть приняты во внимание как не основанные на установленных по делу фактических обстоятельствах и нормах материального права.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Тыва от 20 ноября 2009 года по делу N А69-2032/2009 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2010 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, при этом оснований для переоценки выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку доказательств по делу, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 20 ноября 2009 года по делу N А69-2032/2009 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А69-2032/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 14 мая 2010

Поиск в тексте