• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

      
от 9 августа 2010 года Дело N А19-2810/10

     
     
[Суд удовлетворил требование о признании недействительным государственного контракта, так как у истца отсутствовала задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам, а имелась задолженность по пеням, в связи с чем размещение государственного заказа произведено с нарушением положений ст.12 ФЗ N 94-ФЗ]
(Извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 9 августа 2010 года.

Общество с ограниченной ответственностью "Новая Эра" (далее - ООО "Новая Эра") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Агентству по государственному заказу Иркутской области (далее - Агентство), областному государственному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" (далее - ОГУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области", учреждение), открытому акционерному обществу "Дорожная служба Иркутской области" (далее - ОАО "Дорожная служба Иркутской области") с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

- о признании недействительным размещение заказа на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них;

- о признании недействительным государственного контракта от 29.12.2009, заключенного между Агентством и ОГУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" по результатам размещения указанного выше заказа.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2010 года в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2010 года решение от 29 декабря 2009 года отменено. Исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым по делу постановлением от 16 июня 2010 года, ОАО "Дорожная служба Иркутской области", Агентство обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемое постановление отменить, оставить в силе решение от 12 апреля 2010 года.

ОАО "Дорожная служба Иркутской области" в кассационной жалобе указало на то, что Агентство, руководствуясь правом, предоставленным ему частью 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ), направило в налоговый орган запрос о задолженности ООО "Новая Эра" по обязательным платежам, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов данного общества.

Агентство, получив от УФНС России по Иркутской области справку от 15.12.2009 N 2223 о наличии у указанного общества задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам, правомерно отстранило общество от участия в открытом аукционе на право заключения договора на содержание автомобильных дорог общего пользования.

Агентство указало на то, что в полномочия аукционной комиссии входит рассмотрение и проверка заявок участников размещения заказа на соответствие требованиям статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и положениям конкурсной документации.

Справка УФНС России по Иркутской области от 15.12.2009 N 2223 об исполнении ООО "Новая Эра" обязанности по уплате налогов и сборов по состоянию на 11.12.2009, сведений о сумме задолженности и ее виде не содержит, в связи с чем ссылка апелляционного суда на наличие у данного общества задолженности по пеням в размере 45 рублей является необоснованной.

В уточнениях к кассационной жалобе Агентство указало на то, что единая конкурсная комиссия обоснованно руководствовалась информацией о задолженности ООО "Новая Эра" по обязательным платежам, полученной от УФНС России по Иркутской области.

ОГУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области", Агентство в отзывах на кассационную жалобу ОАО "Дорожная служба Иркутской области" доводы заявителя поддержали, просили обжалуемое постановление отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2010 года.

ООО "Новая Эра" также представило отзыв на кассационную жалобу ОАО "Дорожная служба Иркутской области", в котором просило постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2010 года оставить без изменения.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители Агентства, ООО "Новая Эра" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, соответственно.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 11981, N 13142), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационные жалобы рассматриваются в их отсутствие.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого постановления, исходя из следующего.

В обоснование исковых требований истец ссылается на незаконное его отстранение протоколом от 18.12.2009 N 430/2 от участия в открытом аукционе на право заключения государственного контракта в связи с имеющейся задолженностью по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Правовым основанием иска указаны статья 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10, 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

Ответчики иск не признали, ссылаясь на то, что ООО "Новая Эра" отстранено от участия в аукционе в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

Арбитражный суд Иркутской области, отказывая в удовлетворении исковых требований, сослался на часть 1 статьи 11, часть 4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и исходил из того, что единая конкурсная комиссия с учетом поступившей от налогового органа информации о наличии неисполненной обязанности общества по уплате обязательных платежей и об отсутствии данных его бухгалтерского учета правомерно отстранила истца от участия в аукционе.

Четвертый арбитражный апелляционный суд со ссылкой на статьи 90, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8, 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил исковые требования, указав на то, что у истца отсутствовала задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам, а имелась задолженность по пеням в сумме 45 рублей 92 копеек, которая не относится к обязательным платежам, в связи с чем размещение государственного заказа по протоколу от 18.12.2009 N 430/2 произведено с нарушением положений части 4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, что является основанием для признания как размещенного заказа, так и заключенного по его результату государственного контракта недействительными.

Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Публичные торги могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил их проведения, установленных законом.

В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Аналогичное требование содержится и в подпункте 1.6.2 конкурсной документации по проведению аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений.

Частью 3 статьи 12 названного Федерального закона установлено, что заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций сведения о наличии задолженностей участника по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании наличия таких задолженностей и о результатах рассмотрения жалоб.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в случае установления факта наличия у участника задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов такого участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения.

Таким образом, существенное значение при рассмотрении вопроса об отстранения участника от участия в аукционе имеет как наличие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам, так и ее размер.

В пункте 10 заявления о согласии принять участие в аукционе ООО "Новая Эра" указало на отсутствие у него задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

По запросу Агентства налоговый орган представил справку от 15.12.2009 N 2223 о том, что ООО "Новая Эра" имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

Аналогичные данные содержатся в письме УФНС России по Иркутской области от 14.12.2009 N 16-26/025062.

Формулировки, содержащиеся в данных документах, не исключали отсутствие задолженности указанного хозяйствующего субъекта по обязательным платежам и наличие задолженности только по пеням; в данных документах отсутствуют также сведения о превышении задолженности ООО "Новая Эра" 25% балансовой стоимости активов данного общества.

В последующем выяснилось, что по состоянию на 17.12.2009, то есть на момент проведения торгов, общество "Новая Эра" имело задолженность только по пеням в сумме 45 рублей 92 копейки. Справка УФНС России по Иркутской области о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, подтверждающая данный факт, имелась в материалах дела на момент его рассмотрения судом первой инстанции (л.д.65, т.1).

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 2 статьи 75 Кодекса установлено, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В силу изложенного, пеня является мерой ответственности за налоговое правонарушение и к обязательным платежам, налогам и сборам не относится.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, апелляционный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для отстранения ООО "Новая Эра" от участия в торгах, проводимых 18.12.2009 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, обоснованно удовлетворив заявленные указанным обществом требования.

Учитывая изложенное, доводы заявителей кассационной жалобы о правомерном отстранении ООО "Новая Эра" от участия в открытом аукционе подлежит отклонению.

Иные доводы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных апелляционным судом.

Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителей кассационной жалобы, от уплаты которой Агентство по государственному заказу Иркутской области освобождено на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2010 года по делу N А19-2810/10 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А19-2810/10
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 09 августа 2010

Поиск в тексте