• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 сентября 2010 года Дело N А19-8631/09

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 6 сентября 2010 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе

председательствующего Рудых А.И.,

судей: Воробьевой Н.М., Скубаева А.И.,

при участии представителя открытого акционерного общества «Киренский речной порт» - Федуловой Н.А. (доверенность от 01.08.2010),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2010 года по делу NА19-8631/09 (суд апелляционной инстанции: Даровских К.Н., Стасюк Т.В., Клепикова М.А.),

установил:

территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к открытому акционерному обществу (ОАО) «Киренский речной порт» о взыскании 238 390 рублей 27 копеек задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 10.11.2008 N3/8 за 1 квартал 2009 года.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2010 года (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф.), оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2010 года, иск удовлетворён частично. С ответчика в пользу истца с зачислением в доход федерального бюджета взыскано 60 193 рублей 98 копеек задолженности, в остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе истец просит проверить законность принятого постановления в связи с неправильным применением статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

Истец полагает, что судом при расчёте арендной платы за 1 квартал 2009 года взят объём вырубки за 2008 год по одному лесорубочному билету от 31.10.2008, между тем ОАО «Киренский речной порт» выданы и другие лесорубочные билеты (от 11.11.2004 N73, от 18.10.2004 N67, от 21.09.2005 N76, от 01.11.2006 N102, от 01.11.2006 N104, от 12.03.2008 N18).

Кроме того, количество изъятой древесины в 2008 году и объём заготовленной древесины по одному лесорубочному билету, в котором указано всего три квартала (210-212), не может быть применён к расчёту арендной платы за всё арендуемое имущество в целом за 2009 год.

Заявитель не согласен с выводом суда о применении при расчёте арендной платы коэффициента 2,0, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 N255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню» (Приказ N255), полагает его несоответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Территориальное управление указывает на произведение расчёта арендной платы по договору аренды участка лесного фонда в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (Постановление N310) и Федерального закона от 24.11.2008 N204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Истец считает, что судами не учтено, что при подписании договора аренды стороны установили арендную плату в твёрдой денежной сумме за всё арендуемое имущество в целом, а не за отдельную его часть.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель ответчика против доводов кассационной жалобы возразил, сославшись на законность и обоснованность принятых судебных актов.

Территориальное управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления от 05.08.2010 N10659), однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Поскольку обжалуемым постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменений, в предмет кассационного рассмотрения также входит проверка законности судебного акта Арбитражного суда Иркутской области.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Из искового заявления следует, что материально-правовым требованием является взыскание задолженности по договору аренды лесного участка от 10.11.2008 N3/8, основанием - ненадлежащее исполнение ответчиком (арендатором) обязательств по своевременному и полному внесению арендной платы за 1 квартал 2009 года. Правовым основанием иска указаны статьи 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

Частично удовлетворяя иск, арбитражные суды руководствовались статьями 309, 328, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 31, 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года), статьями 73, 94 Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года), Постановлением N310, Федеральным законом от 04.12.2006 N201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (Федеральный закон N201-ФЗ), Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N184 и исходили из неправомерного применения при расчёте арендной платы в спорный период коэффициента 2,0, установленного Приказом N255.

Судом указано на то, что арендная плата за 1 квартал 2009 года подлежит уменьшению, поскольку деятельность ответчика по заготовке древесины на переданном в аренду лесном участке была незаконно приостановлена работником истца.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене как основанные на неправильном толковании норм материального права ввиду следующего.

Принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными (статья 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Из пункта 2.1 договора аренды лесного участка следует, что годовая арендная плата по договору составляет 855502 рубля.

Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 2 Федерального закона N201-ФЗ положения вновь принятого Лесного кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Пунктами 10 и 11 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N258, предусмотрено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается одностороннее изменение ранее установленных объёмов лесопользования, а также размера арендной платы. При переоформлении данных договоров на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется согласно статье 73 указанного кодекса, ставками платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждёнными Постановлением N310.

В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

В пункте 4 указанной статьи предусмотрена оплата за лесопользование в виде ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Ставки арендной платы утверждены Постановлением N310.

Из системного толкования названных норм права следует, что минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда является регулируемым.

Согласно пункту 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации по общему правилу договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Пунктом 1 статьи 78 указанного кодекса предусмотрено, что договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путём повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации аукцион проводится путём повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на «шаг аукциона».

Как следует из материалов дела, договор аренды лесного участка подписан территориальным управлением (арендодателем) на основании статьи 4 Федерального закона N201-ФЗ. Следовательно, указанный договор аренды заключен в результате переоформления ранее действовавшего договора аренды в связи с введением в действие с 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.

Вопрос о том, заключался ли первоначальный договор аренды по результатам лесного конкурса, арбитражными судами не исследовался; размер конкурсной надбавки не выяснялся.

Из представленного истцом в материалы дела расчёта арендной платы по договору аренды лесного участка, составленного «Прибайкальским Государственным лесоустроительным предприятием» от 05.11.2003 N573, следует, что данный расчёт произведён с учётом корректирующего коэффициента 1,05 и повышающего коэффициента 1,3 к минимальным ставкам платы за единицу объёма древесины лесных насаждений в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 N204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (л.д. 110-113).

Кроме того, в данном расчёте указано, что расчёт ставок, превышающих минимальный размер платы за древесину (таблица 5), производится путём умножения ставок платы за древесину (таблица 4) на 2.

Арбитражные суды, делая вывод о необоснованности применения истцом коэффициент 2,0, предусмотренного Приказом N255, вопрос о правовой природе данного коэффициента не исследовали, его соотношение с конкурсной надбавкой не выясняли.

В случае непредставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства (статья 328 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктами 1.1, 1.2 договора аренды лесного участка предусмотрена обязанность арендодателя передать арендатору лесной участок площадью 10597 га: Карелинское участковое лесничество - «Карелинская дача», кварталы NN10, 11, 15, 28 - 32, 43 - 46; Киренское участковое лесничество - «Киренская дача», кварталы NN210 - 212. Определенный договором лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.

Следовательно, обусловленное договором обязательства арендодателя о предоставлении арендатору участка лесного фонда исполнено.

Данный участок в связи с приостановлением деятельности по заготовке древесины в кварталах NN210 - 212 Киренского участкового лесничества «Киренские дачи» на основании предписания от 15.01.2009 N16 у арендатора не изымался.

Ответчик от исполнения договора аренды участка лесного фонда в связи с приостановлением деятельности на основании вышеуказанного предписания не отказывался.

Пунктом 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право арендатора потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.

Доказательств обращения ответчика к территориальному управлению с требованием о пересмотре размера арендной платы в связи с приостановлением деятельности общества по заготовке древесины и контррасчёт размера арендной платы, произведенный ответчиком, в материалы дела не представлены; встречный иск об уменьшении размера арендной платы не заявлялся.

Поскольку арендатор не воспользовался своим правом, предоставленным ему указанной нормой кодекса, у суда отсутствовали основания для снижения размера взыскиваемой арендной платы в связи с приостановлением деятельности арендатора.

Выводы судов первой и апелляционной инстанции о наличии оснований для снижения размера арендной платы в связи с приостановлением деятельности ОАО «Киренский речной порт» по заготовке древесины на основании предписания от 15.01.2009 N16 основаны на неправильном толковании судами норм материального права (пункта 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации), а выводы о необоснованном применении истцом при расчёте арендной платы коэффициента 2,0 сделаны по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим значение для дела.

При таких обстоятельствах обжалуемые акты в соответствии с частями 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть рекомендации, изложенные в настоящем постановлении, проверить расчёт арендной платы с учётом требований действующего законодательства, выяснить правовую природу указанного истцом в расчёте арендной платы коэффициента 2,0 и обоснованность его применения, установить размер конкурсной надбавки к арендной плате и применив нормы материального права, подлежащие применению, принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт, распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2010 года и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2010 года по делу NА19-8631/09 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
А.И.Рудых
Судьи
Н.М.Воробьева
А.И.Скубаев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А19-8631/09
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 06 сентября 2010

Поиск в тексте