• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 сентября 2010 года Дело N А74-1321/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 6 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Гуменюк Т.А., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании представителя прокуратуры Республики Хакасия - Акуловой Л.К. (удостоверение),

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «ВСК-Марс», прокурора Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 мая 2010 года по делу N А74-1321/2010 (суд первой инстанции: Сидельникова Т.Н., Гигель Н.В., Каспирович Е.В.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ВСК-Марс» (далее - ООО «ВСК-Марс») обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим пункта 1 постановления мэра города Абакана от 21.11.2008 N 2137 «Об утверждении перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства» в части утверждения в данном перечне под порядковым номером 15 части нежилого помещения 63Н, площадью 429,1 кв.м, расположенного по проспекту Ленина, дом 80 в г. Абакане Республики Хакасия.

В соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Республики Хакасия.

Решением от 28 мая 2010 года Арбитражный суд Республики Хакасия признал пункт 1 постановления мэра города Абакана от 21.11.2008 N 2137 «Об утверждении перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства» в части утверждения в данном перечне под порядковым номером 15 нежилого помещения 63Н, расположенного по проспекту Ленина, дом 80 в г. Абакане Республики Хакасия, соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В кассационных жалобах ООО «ВСК-Марс» и прокурор Республики Хакасия ставят вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного применения законов, на соответствие которым проверен оспариваемый в части нормативный правовой акт.

Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 августа 2010 года рассмотрение дело было отложено на 30 августа 2010 года.

Прокурором заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с тем, что в Арбитражном суде Республики Хакасия рассматривается дело N А74-2512/2010 по заявлению прокурора о признании полностью недействующим постановления от 21.11.2008 N 2137.

Ходатайство рассмотрено и отклонено в связи с отсутствием оснований для приостановления производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Настоящий спор может быть рассмотрен по существу до разрешения дела N А74-2512/2010.

Прокурор поддержала доводы кассационной жалобы, а также доводы кассационной жалобы ООО «ВСК-Марс».

Другие лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.

В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 30 августа 2010 года, о чём сделано публичное извещение.

Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационных жалоб и отзыва администрации г. Абакана относительно жалоб, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебного акта.

Как установлено материалами дела, 21.11.2008 мэром г. Абакана принято постановление N 2137 «Об утверждении перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства».

Пунктом 1 постановления утверждён Перечень муниципального имущества, в пункт 15 которого включено нежилое помещение 63Н, расположенное по проспекту Ленина, 80 в г. Абакане Республики Хакасия.

Названное постановление и утверждённый им Перечень опубликованы в официальном издании - газете «Абакан» выпуск N 42 от 26.11.2008 - 02.12.2008, размещены в сети Интернет на официальном сайте администрации г. Абакана.

Постановлением от 26.10.2009 N 2062 «О внесении изменений в постановление мэра города Абакана от 21.11.2008 N 2137 «Об утверждении перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства» постановление N 2137 дополнено пунктом 1.1 об утверждении Порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества и приложением N 2 Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок формирования перечня).

Постановление от 26.10.2009 N 2062 опубликовано в газете «Абакан» 28.10.2010 - 03.11.2010 N 40 и 28.10.2010 размещено на сайте администрации г. Абакана.

22.12.2009 в комитет муниципальной экономики администрации г. Абакана поступило заявление ООО «ВСК-Марс» о реализации им преимущественного права на приобретение помещения 63Н, площадью 429,1 кв.м, расположенного по проспекту Ленина, 80 в г. Абакане Республики Хакасия.

Комитет муниципальной экономики администрации г. Абакана письмом от 28.12.2009 N 8887 сообщил ООО «ВСК-Марс» о том, что названное помещение включено в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, утверждённый постановлением от 21.11.2008 N 2137(далее - Перечень муниципального имущества). В письме указано, что в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) имущество, включённое в такой перечень, не подлежит приватизации.

ООО «ВСК-Марс» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании в части постановления N 2137.

Суд первой инстанции признал пункт 1 постановления N 2137 соответствующим действующему законодательству, в том числе, в части полномочий мэра г. Абакана, принявшего оспоренный нормативный правовой акт.

Суд, рассматривая дело по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из следующих установленных им обстоятельств.

ООО «ВСК-Марс» 22.12.2009 обратилось с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение помещения по проспекту Ленина, 80.

Между тем, 21.11.2008 было принято оспоренное постановление мэра г. Абакана N 2137, пунктом 1 которого названное помещение, арендуемое обществом, было включено в утверждённый в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закона N 209-ФЗ) перечень, предназначенный для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 149-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества. При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

- 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

- 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

- 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

- 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Суд первой инстанции признал, что ООО «ВСК-Марс» не отвечает требованиям, предусмотренным пунктом 1 и пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ. Арендуемое помещение включено в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи с чем отсутствует условие реализации преимущественного права, предусмотренное пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ. Вывод о том, что реализация преимущественного права выкупа арендуемого обществом помещения согласно статье 3 Федерального закона N 159-ФЗ возможна при наличии всех перечисленных в ней условий, в том числе при отсутствии арендуемых объектов недвижимости в упомянутом перечне государственного имущества и муниципального имущества, содержится, в частности, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 года N ВАС-7836/10 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Кроме того, оспоренное постановление N 2137 принято более чем за год до обращения общества с заявлением о реализации его преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в связи с чем суд обоснованно посчитал, что оно не нарушает прав и законных интересов ООО «ВСК-Марс» и не было направлено исключительно на воспрепятствование обществу в будущем реализовать право на приобретение имущества.

Доводы прокурора Республики Хакасия и ООО «ВСК-Марс» в этой части выводов суда первой инстанции учтены быть не могут, поскольку не опровергают как обстоятельств, установленных судом, так и выводов суда о применении норм Федерального закона N 159-ФЗ с учётом положений пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134.

Ссылки заявителей кассационных жалоб на принятие оспариваемого постановления с целью воспрепятствования реализации обществом его преимущественного права направлены на переоценку доказательств по делу и не могут быть учтены судом кассационной инстанции.

При таких условиях суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое в части постановление соответствует Федеральному закону N 159-ФЗ.

Не усмотрел суд кассационной инстанции и оснований для признания его отдельных положений недействующими в связи с превышением мэром г. Абакана полномочий, недоказанностью обстоятельств, послуживших основанием для принятия названного постановления, в том числе в отсутствие Порядка формирования, ведения и обязательного опубликования перечня имущества.

Названные доводы заявителей кассационных жалоб проверены, однако учтены быть не могут в связи со следующим.

В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Не соглашаясь с выводом суда, установившего наличие у мэра полномочий на принятие постановления в части, касающейся пункта 1, заявители кассационных жалоб полагают, что это исключительная компетенция представительного органа местного самоуправления - Совета г. Абакана (определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом).

При этом не учитывается следующее.

В соответствии со статьёй 35 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находятся, в том числе определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Согласно пункту 11 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований

В соответствии со статьёй 23 Устава г. Абакана, утверждённого решением Абаканского городского Совета депутатов от 28.12.2005 N 222, в редакции от 27.05.2008 N 32, к исключительной компетенции Абаканского городского Совета депутатов отнесены, в частности, порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности г. Абакана.

В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Как усматривается из пункта 31 статьи 35 Устава г. Абакана, мэр г. Абакана принимает решения по иным вопросам в пределах полномочий, установленных законодательством, а также делегированных ему Абаканским городским Советом; мэр г. Абакана согласно пункту 9 статьи 35 Устава принимает обязательные правила по всем вопросам городского значения, не относящимся к исключительной компетенции городского Совета, при отсутствии соответствующих правил, принятых Советом.

Таким образом, мэр г. Абакана наделён Уставом г. Абакана полномочиями, не противоречащими федеральному законодательству - статьям 35, 37 Федерального закона N 131-ФЗ.

Не заявляя возражений относительно порядка определения полномочий Совета г. Абакана и мэра г. Абакана в Уставе г. Абакана, прокурор в кассационной жалобе указывает, что 23.09.2009 Абаканским городским Советом было принято решение N 63 об утверждении Положения о муниципальной собственности в г. Абакане (в редакции от 23.09.2008).

Согласно пункту 4.2 Положения Абаканский городской Совет, как указывается в кассационной жалобе, по представлению мэра г. Абакана утверждает перечень объектов муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению.

Данные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что мэр г. Абакана принял постановление N 2137 по вопросу исключительной компетенции Совета или по вопросу утверждения Советом перечня имущества, не подлежащего отчуждению.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Абаканским городским Советом реализовано его исключительное полномочие в части определения порядка управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, в том числе путём принятия Положения о муниципальной собственности г. Абакана.

Утверждение перечней объектов муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению либо подлежащих приватизации, отнесено пунктом 23 статьи 23 Устава г. Абакана к общей компетенции Совета.

Согласно пункту 4.2 Положения о муниципальной собственности перечень объектов, не подлежащих отчуждению, утверждается Абаканским городским Советом по представлению мэра г. Абакана.

Суд первой инстанции дал оценку Перечню имущества, утверждённому постановлением мэра г. Абакана N 2137, признав, что постановление мэра направлено на реализацию Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

Толкование судом положений Федерального закона N 209-ФЗ является правильным.

Суд обоснованно признал, что Перечень, утверждённый названным постановлением, по своей правовой природе иной, чем перечень имущества, не подлежащего отчуждению, предусмотренный пунктом 23 статьи 23 Устава г. Абакана и пунктом 4.2 Положения о муниципальной собственности.

Предметом регулирования Федерального закона N 209-ФЗ являются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства закона, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки (статья 1).

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 5 статьи 3 Федерального закона N 209-ФЗ.

В законе также определяются полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (статья 11 Закона), не совпадающие по своему содержанию с полномочиями по определению порядка управления и распоряжения имуществом и утверждению перечней имущества, не подлежащего отчуждению.

В силу пункта 4.2 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ государственное и муниципальное имущество, включённое в соответствующий Перечень, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество (часть 4.2 введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ).

Названная норма Федерального закона N 209-ФЗ не регулирует вопросы управления или распоряжения соответствующими объектами, так как касается правоотношений в связи с имущественной поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства и устанавливает последствие утверждения такого перечня.

Следовательно, в данном случае, принимая 28.11.2008 оспариваемое в части пункта 1 постановление, мэр г. Абакана принял нормативный правовой акт по вопросам полномочий органов местного самоуправления не в сфере управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

Поскольку развитие малого и среднего предпринимательства не относится к исключительной компетенции Абаканского городского Совета депутатов, то в силу пункта 13 статьи 35 Устава г. Абакана мэр г. Абакана в связи с отсутствием соответствующих правил по этому вопросу, принятых Абаканским городским Советом, вправе был принять соответствующий нормативный правовой акт.

Не влияет на правильность выводов суда о наличии у мэра г. Абакана полномочий на принятие оспариваемого в части акта и отсутствие Порядка формирования такого перечня на день принятия постановления.

Как указано в кассационной жалобе прокурора, в названном Порядке должны быть предусмотрены условия включения имущества в Перечень, правовое и экономическое обоснования включения такого объекта, критерии, которым должно соответствовать имущество.

Между тем, постановление мэра оспорено в арбитражном суде после включения в него изменений, которыми утверждён названный Порядок.

Согласно пункту 4.1 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Само по себе отсутствие соответствующего Порядка формирования на дату утверждения Перечня не является основанием для признания пункта 1 постановления недействующим, поскольку Перечень имущества не проверялся на соответствие данному Порядку, а из толкования статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ не усматривается обязательная последовательность принятия названных нормативных правовых актов.

При таких условиях оснований для удовлетворения кассационных жалоб не усматривается.

Ходатайство ООО «ВСК-Марс» об отказе от кассационной жалобы поступило 31.08.2010, то есть после объявления резолютивной части постановления.

Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.

По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 мая 2010 года по делу N А74-1321/2010 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 мая 2010 года по делу N А74-1321/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Л.А.Кадникова
Судьи
Т.А.Гуменюк
Л.Ю.Пущина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А74-1321/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 06 сентября 2010

Поиск в тексте