ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2010 года Дело N А19-28228/09


[Суд признал незаконными действия ИФНС, поскольку оспариваемые действия инспекции по выставлению инкассовых поручений в период действия обеспечительных мер не соответствуют положениям ст.46 НК РФ]
(Извлечение)

Открытое акционерное общество "Мясокомбинат "Иркутский" (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г.Иркутска (налоговая инспекция) по выставлению инкассовых поручений от 24.11.2009 N 17214, 17215, 17216, 17217, 17218, 17218, 17219, 17220, 17221.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2010 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2010 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционного суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой.

По мнению заявителя кассационной жалобы, решение N 3640 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, вынесенное налоговой инспекцией в период введения обеспечительных мер, фактически не нарушили права и законные интересы налогоплательщика, поскольку взыскание начисленных выездной налоговой проверкой сумм в указанный период не производилось, действие выставленных на основании названного решения инкассовых поручений было приостановлено при получении исполнительного листа.

В отзыве на кассационную жалобу общество считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По делу объявлялся перерыв с 8 сентября до 10-10 часов 9 сентября 2010 года.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - налоговое управление) провело повторную выездную налоговую проверку общества, по результатам которой вынесло решение от 11.12.2008 N 05-08.3/3дсп, оставленное без изменения решением от 06.04.2009 N 9-2-08/00096@ Федеральной налоговой службы России. Указанным решением обществу налоговое управление начислило и предложило уплатить налог на добавленную стоимость за январь-декабрь 2004 года в сумме 2543175 рублей и пени в сумме 845199 рублей, налог на прибыль за 2004 год в сумме 4501389 рублей и пени в сумме 1506171 рублей, уменьшила заявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость за октябрь, ноябрь, декабрь 2004 года в сумме 669703 рубля.

На основании решения налогового управления налоговая инспекция выставила требования об уплате налогов на сумму 9528707 рублей и на сумму 535423 рубля 27 копеек по состоянию на 28.01.2009.

Общество 30.03.2009 обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения налогового управления.

Налоговая инспекция 17.04.2009 выставила обществу требование N 1574 на сумму 10065637 рублей со сроком исполнения до 08.05.2009.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2009 года по делу N А19-6863/09-56 арбитражным судом были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого решения, полученное налоговым управлением 27.04.2009.

Налоговая инспекция 12.05.2009 вынесла решение N 3640 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и выставила инкассовые поручения в Иркутское городское отделение N 8586 Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанк).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 августа 2009 года по делу N А19-6863/09-56 заявленные обществом требования удовлетворены частично, оспариваемое решение признано частично незаконным.

Инкассовые поручения, выставленные 12.05.2009 на общую сумму 10065637 рублей, 24.11.2009 отозваны налоговой инспекцией из Сбербанка и выставлены новые инкассовые поручения N 17221, 17220, 17219, 17218, 17217, 17216, 17215, 17214 на общую сумму 9544364 рублей 20 копеек в Иркутский РФ ОАО "Россельхозбанк".

Общество, считая, что действия налогового органа по выставлению указанных инкассовых поручений не соответствуют законодательству о налогах и сборах и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области о признании незаконными действий налоговой инспекции по их выставлению.

Вывод суда о признании незаконными названных действий налоговой инспекции, является правильным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Указанный в пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации срок является пресекательным, поэтому принятое по истечении данного срока решение о взыскании задолженности признается недействительным и исполнению не подлежит.

Согласно части 1 статьи 90, части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, в том числе приостановить действие оспариваемого акта, решения.

В силу части 1 статьи 16 Налогового кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия налоговой инспекции по выставлению инкассовых поручений в период действия обеспечительных мер не соответствуют положениям статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, определением Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2009 года по делу N А19-6863/09-56 арбитражным судом были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого решения, полученное налоговым управлением 27.04.2009.

Налоговая инспекция вынесла решение N 3640 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и выставила инкассовые поручения в Иркутское городское отделение N 8586 Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанк) 12.05.2009, то есть в период действия обеспечительных мер, принятых определением от 23 апреля 2009 года.

В связи с тем, что налоговая инспекция в период действия обеспечительной меры не могла принять решение о взыскании налога за счет денежных средств предприятия, а выставлены инкассовые распоряжения были на основании данного решения, суды обоснованно признали данные действия незаконными, данная правовая позиция отражена в постановление Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 N 17533/08 по делу N А09-3194/2007-20.

В связи с чем по результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение суда и постановление апелляционного суда являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2010 года по делу N А19-28228/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2010 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка