• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 сентября 2010 года Дело N А10-6283/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 2 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Смоляк Л.И.,

судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании представителя Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия» Куделиной Е.А. (доверенность от 10.03.2010 N 10),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Улан-Удэ и Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 марта 2010 года по делу N А10-6283/2009 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции: Пунцукова А.Т.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),

установил:

Администрация города Улан-Удэ (далее - Администрация) и Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ (далее - КУИЗ г.Улан-Удэ) обратились в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (далее - ТУ Росимущества в Республике Бурятия) от 28.09.2009 N 045-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным бюджетным учреждением «Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия», в собственность муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» Республики Бурятия» и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Определением суда от 12 января 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение «Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия» (далее - ФБУ ИЗ-4/1 УФСИН России по Республике Бурятия, учреждение).

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 марта 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2010 года решение суда оставлено без изменения.

Администрация и КУИЗ г.Улан-Удэ обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просят судебные акты отменить по мотивам неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, направить дело на новое рассмотрение.

Заявители кассационной жалобы указывают на то, что судами применена не подлежащая применению к спорным правоотношениям норма части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ); применены положения статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» без учёта норм Жилищного кодекса Российской Федерации.

Заявители жалобы также указывают, что судами не дана оценка доводам Администрации о несоблюдении порядка передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, согласно которому передачу имущества осуществляют федеральные органы исполнительной власти в связи с разграничением полномочий; дана неверная оценка обстоятельствам дела и сделан необоснованный вывод о возникновении обязанности у органа местного самоуправления принять передаваемое имущество; не приведены мотивы, по которым не учтены доводы об отсутствии оснований для принудительной передачи имущества в муниципальную собственность; не учтено решение суда по делу N А10-2939/06, имеющее преюдициальное значение.

В отзывах на кассационную жалобу ТУ Росимущества в Республике Бурятия и учреждение не соглашаются с приведёнными в ней доводами, полагают судебные акты законными, обоснованными и не подлежащими отмене, в связи с чем просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель учреждения подтвердила позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.

Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии с положениями части 1, пункта 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 19 августа до 11 часов 00 минут 26 августа 2010 года, о чём сделано публичное извещение.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами, общежитие, общей площадью 558,6 кв.м, 1987 года постройки, расположенное по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Моховая, 8, является объектом федеральной собственности, что подтверждается техническим паспортом, составленным филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по Республике Бурятия 29.03.2007, выпиской из реестра федерального имущества от 14.04.2009 N 137/1. Общежитие находится на балансе ФБУ ИЗ-4/1 УФСИН России по Республике Бурятия.

11.04.2002 Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (учредитель) и учреждением заключен договор N 10-09 о передаче государственному учреждению уголовно-исполнительной системы в оперативное управление федерального имущества, в том числе общежития, находящегося по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Моховая, 8.

19.02.2009 ТУ Росимущества в Республике Бурятия в адрес Администрации направлено письмо N 04/9-0762 с предложением согласовать передачу вышеуказанного объекта жилого фонда из федеральной собственности в собственность муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» и представить документы, соответствующие требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.

Письмом от 12.03.2009 N 00510155 Администрация сообщила о нецелесообразности принятия общежития в муниципальную собственность в связи с нахождением его в аварийном состоянии, указав, что износ общежития составляет более 70 % и оно подлежит сносу.

Письмом от 27.04.2009 N 4/68/3-962 учреждение выразило согласие на передачу в муниципальную собственность общежития, расположенного по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Моховая, 8.

28.09.2009 ТУ Росимущества в Республике Бурятия на основании поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенного в письме от 03.09.2009 N НС-18/22248, с учетом согласия учреждения, выраженного в письме от 27.04.2009 N 4/68/3-962, издало распоряжение N 045-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным бюджетным учреждением «Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия» в собственность муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» Республики Бурятия».

Согласно пункту 1 распоряжения из оперативного управления учреждения изъято 2-х этажное здание - общежитие, общей площадью 558,6 кв.м, 1987 года постройки, расположенное по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Моховая, д. 8, и безвозмездно передано в собственность муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» Республики Бурятия.

Пунктом 2 распоряжения учреждению предписано в трёхдневный срок с даты издания данного распоряжения подготовить и подписать соответствующий передаточный акт и направить его Администрации.

Пунктом 3 названного распоряжения муниципальному образованию городской округ «город Улан-Удэ» Республики Бурятия предписано представить на утверждение в ТУ Росимущества в Республике Бурятия подписанный акт приема-передачи в течение трех недель с момента издания распоряжения.

30.11.2009 ТУ Росимущества в Республике Бурятия в одностороннем порядке утвердило акт N 30-09 приема-передачи имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» Республики Бурятия в связи с тем, что Администрация акт приема-передачи не подписала и не представила его на утверждение.

03.12.2009 утвержденный акт приема-передачи направлен в Администрацию.

Полагая распоряжение от 28.09.2009 N 045-р незаконным и нарушающим права муниципального образования Администрация и КУИЗ г.Улан-Удэ обратились в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, статей 16, 50, пункта 3 части 7 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ, пришли к выводу о том, что передаваемое оспариваемым распоряжением имущество - общежитие, относящееся к жилому фонду, не может находиться в федеральной собственности, не является имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений, и подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность. При этом судами не установлено несоблюдение порядка передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов двух инстанций соответствующими установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными ненормативного акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов или должностных лиц являются одновременно несоответствие указанных актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ. Согласно данной норме находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику, то есть Российской Федерации в лице территориальных управлений Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Согласно приложению N 3 к названному Постановлению жилой фонд является объектом муниципальной собственности, который подлежит передаче в муниципальную собственность при соблюдении определенного законом порядка.

В силу статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ содержание муниципального жилого фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Согласно частям 1, 2 статьи 50 названного закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в том числе, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Принимая во внимание, что передаваемое оспариваемым распоряжением имущество не является ни одной из указанных в части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ категорий имущества, которое может находиться в федеральной собственности, поскольку относится к жилищному фонду, который предназначен для решения вопросов местного значения и в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности, суды двух инстанций с учётом положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и приложения N 3, статей 16, 50, пункта 3 части 7 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ сделали правильное суждение о том, что передаваемое имущество - общежитие, общей площадью 558,6 кв.м, расположенное по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Моховая, д. 8, не может находиться в федеральной собственности и подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ТУ Росимущества в Республике Бурятия является органом, осуществляющим права собственника в отношении передаваемого имущества, и наделено полномочиями распоряжаться им, суды обоснованно признали оспариваемое распоряжение соответствующим требованиям части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ и других вышеуказанных нормативных правовых актов, правомерно отказав в удовлетворении заявленных требований.

Судами двух инстанций исследованы имеющие для данного дела обстоятельства относительно соблюдения порядка передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность. Выводы судов первой и апелляционной инстанций о соблюдении названного порядка основаны на установленных судами фактических обстоятельствах дела и надлежащей правовой оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.

При этом судами двух инстанций учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, согласно которой положения части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

Исследуя обстоятельства наличия (отсутствия) волеизъявления органа местного самоуправления, суды правомерно исходили из того, что при принятии распоряжения от 28.09.2009 N 045-р о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность ТУ Росимущества в Республике Бурятия приняло во внимание волеизъявление органа местного самоуправления, изложенное в письме от 12.03.2009 N 00510155, которым Администрация сообщила о нецелесообразности принятия общежития в муниципальную собственность в связи с нахождением его в аварийном состоянии.

Изложенная в обжалуемых судебных актах правовая оценка фактических обстоятельств основана на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, примененных в их правильном толковании.

Доводы заявителей кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права, в том числе положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1; а также об отсутствии оснований для передачи имущества в муниципальную собственность подлежат отклонению.

Иное толкование заявителями кассационной жалобы положений примененных судами норм материального права, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм права. Доводы Администрации о несоответствии оспариваемого распоряжения порядку передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, исследованы судами первой и апелляционной инстанций, в принятых по делу судебных актах им дана надлежащая оценка, в связи с чем ссылка заявителей кассационной жалобы на отсутствие такой оценки несостоятельна.

Ссылка заявителей на преюдициальное значение решения суда по делу N А10-2939/06 не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции. В данном случае преюдиция в смысле части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствует, поскольку арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.

Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 марта 2010 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2010 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 марта 2010 года по делу N А10-6283/2009 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Л.И.Смоляк
Судьи
Л.А.Кадникова
Л.Ю.Пущина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А10-6283/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 02 сентября 2010

Поиск в тексте