ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 сентября 2010 года Дело N А58-1690/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 3 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Кадниковой Л.А., Смоляк Л.И.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы» Тютрина Ивана Владимировича (доверенность от 28.04.2010 N 01-07/321),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2010 года по делу N А58-1690/2010 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции: Устинова А.Н.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Лешукова Т.О., Никифорюк Е.О.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы» (далее - ООО «Востокнефтепровод») обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор, управление) от 04.02.2010 N 01-ЕС о назначении административного наказания и прекращения производства по делу.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2010 года решение суда от 12 апреля 2010 года оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7 «Об охране окружающей среды».

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель общества подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании 26 августа 2010 года до 10 часов 30 минут 31 августа 2010 года, о чем сделано публичное извещение.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 13725, N 13726, N 13727, N 13728), однако своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Управления от 21.01.2010 N 9 в период с 21 по 28 января 2010 года проведена внеплановая выездная проверка общества с целью установления факта причинения вреда окружающей среде в связи с розливом нефти на рельеф.

В ходе проверки установлено, что филиалом общества «Ленское районное нефтепроводное управление» начались работы по перекачке нефти из трубопровода с целью устранения дефекта на 1351,5 км. участка насосной перекачивающей станции НПС N 11- НПС N 12 трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан, на 1351, 5 км. трассы ТС «ВСТО» в охранной зоне нефтепровода для откачки нефти из трубопровода были обустроены пять амбаров, работа по откачке нефти продолжалась с 18.01.2020 по 19.01.2020. После работ по откачке нефти во временные амбары при демонтаже полевого магистрального трубопровода 19.01.2010 в 14 часов была обнаружена утечка нефти, о чём Управление было информировано только 21.01.2020 в 16 часов 56 минут (время Иркутское). По предварительным данным причиной утечки нефти на рельеф явилась разгерметизация уплотнения замка ПМТ, нефть, истекая в нижней части трубопровода протекала под слоем снега в сторону лесного массива и далее выходила из-под снега на поверхность, уходя в лог по уклону местности. 22.01.2010 произведен осмотр района 1351, 5 км. ТС «ВСТО», места разлива нефти, о чем составлен протокол осмотра от 22.01.2010 N 1-ЕС с приложением фототаблиц; выявлены нарушения обязательных требований, в том числе обществом допущен разлив нефти на рельеф местности в результате разгерметизации уплотнения замка трубопровода, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей лиц, назначенных приказом Общества при проведении плановых работ по вырезке дефекта в соответствии с Планом производства работ на участке 1351, 5 км. в нарушение требований части 1 и части 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» N 7-ФЗ.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 27.01.2010 N 03-ЕС.

04.02.2010 обществом представлены возражения на протокол от 27.01.2010 N 03-ЕС.

04.02.2010 Управлением вынесено постановление N 01-ЕС о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и соответствуют действующему законодательству.

Статьей 8.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Объективная сторона данного административного правонарушения представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в статьях 34 - 39 главы VII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон N 7-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды).

Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

Как установлено судом, обществом во исполнение положений статей 34 и 39 Закона N 7-ФЗ утвержден План производства работ на ТС «ВСТО» участок НПС N 11-НПС N 12 Ду 1200 мм по устранению дефекта типа «вмятина» на 1351,5 км., разделом 8 которого предусмотрены мероприятия по экологической безопасности и охране окружающей среды, в том числе пункт 6 предусматривает недопущение загрязнения земли нефтепродуктами, пункт 10 - недопущение разлива нефти, горюче-смазочных материалов, пункт 11 - персональную ответственность производителей работ и лиц, непосредственно нанесших урок окружающей среде, за нанесение вреда окружающей среде - загрязнение почвы и атмосферы, разлив нефтепродуктов на землю.

Факт допущения разлива нефти и загрязнения земли нефтепродуктами, явившимися следствием отсутствия производственного экологического контроля при проведении плановых работ по устранению дефекта на 1351, 5 км. ТС «ВСТО», что явилось нарушением пунктов 6, 10, 11 Плана производства работ, установлен административным органом и не отрицается обществом.

Вывод судов о том, что общество в результате нарушения закона N 7-ФЗ и Плана производства работ на ТС «ВСТО» участок НПС N 11 - НПС N 12 Ду 1200 мм по устранению дефекта типа «вмятина» на 1351, 5 км., при эксплуатации сооружения нефтепровода, совершило несоблюдение экологических требований о недопущении загрязнений нефтепродуктами окружающей среды, является правильным.

При таких обстоятельствах, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, правомерно отказав в удовлетворении заявления об отмене постановления Росприроднадзора.

Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка, поэтому основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2010 года по делу N А58-1690/2010 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2010 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2010 года по делу N А58-1690/2010 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Л.Ю.Пущина
Судьи
Л.А.Кадникова
Л.И.Смоляк

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка