ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2010 года Дело N А19-29335/09

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Парской Н.Н.,

судей: Чупрова А.И., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N18 по Иркутской области Лихачёвой Н.В. (доверенность N08-08/008746 от 07.06.2010),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г.Чите на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2010 года по делу N А19-29335/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.; суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Доржиев Э.П., Никифорюк Е.О.),

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по г. Чите (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Иркутской области, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Иркутской области (далее - регистрирующий орган), о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью «ГарантАвто» (далее - общество) от 20.02.2009 N101 и исключении записи за государственным регистрационным номером 2093819003826 от 20.02.2009 из Единого государственного реестра юридических лиц; о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью «ГарантАвто», N100 от 20.02.2009 и исключении записи за государственным регистрационным номером 2093819003815 от 20.02.2009 из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2010 года в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью «ГарантАвто» осуществлена в нарушение статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», то такая регистрация по заявлениям формы Р14001 и Р3001 о внесении изменений о юридическом лице является незаконной.

В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции регистрирующий орган сослался на ее необоснованность.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако налоговая инспекция и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили.

Участвующий в судебном заседании представитель регистрирующего органа возражал против доводов жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судами, обществом 13.02.2009 в регистрирующий орган представлены для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице: заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001), заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), решение о внесении изменений в учредительные документы, протокол общего собрания участников, извещение, договор купли-продажи доли в уставном капитале общества, доверенность, договор аренды, документ об уплате госпошлины, Устав общества в новой редакции.

Согласно представленным для регистрации документам в качестве лица, имеющего права без доверенности действовать от имени юридического лица, указан Гончаров С.А., зарегистрированный по месту жительства г. Чита, п. Текстильщиков, ул. Текстильщиков, 36-17.

Решением N 101 20.02.2009 зарегистрированы изменения в сведениях о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы, и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2093819003826, согласно которой адресом (местом нахождения) юридического лица является г. Чита, ул. Нечаева, 68-4. На основании решения о государственной регистрации N100 от 20.02.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2093819003815, согласно которой лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан Гончаров С.А., зарегистрированный по месту жительства г. Чита, п. Текстильщиков, ул. Текстильщиков, 36-17.

Налоговой инспекцией в рамках контрольных мероприятий установлено, что по адресу, указанному в учредительных документах, общество не находится, директор Гончаров С.А. по адресу согласно ЕГРЮЛ и заявлениям, представленным при внесении изменений, не проживает, имеет паспорт с иными данными и зарегистрирован по иному адресу: г. Чита, п. Песчанка, ДОС 747-14; нотариусом не подтверждено свидетельствование подписи на заявлении общества.

Налоговая инспекция, считая, что регистрирующим органом государственная регистрация изменений произведена на основании недостоверных сведений о месте нахождения общества и месте регистрации Гончарова С.А., то есть с нарушением требований действующего законодательства, обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании ее недействительной.

Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований, исходил из отсутствия у регистрирующего органа оснований для отказа в регистрации изменений, и непредставлении налоговой инспекцией иных правовых оснований, в соответствии с которыми в случае представления юридическим лицом недостоверных сведений, необходимых для включения в государственные реестры, регистрирующий орган вправе обратиться с заявлением о признании такой регистрации недействительной.

Четвертый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение суда первой инстанции.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов обоснованными.

В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Как следует из подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации), в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.

Как установлено судами, и данное обстоятельство не оспаривается налоговой инспекцией, при регистрации юридического лица представлены все необходимые документы. Закон о регистрации не содержит положений, закрепляющих право (обязанность) налоговых органов на проверку достоверности сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Статьей 23 Закона о государственной регистрации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. Судами наличие таких оснований в данном деле не установлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона о регистрации решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правильным вывод арбитражных судов о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества в отношении сведений о его месте нахождения и месте регистрации Гончарова С.А.

Установленный Законом о регистрации порядок государственной регистрации юридических лиц, носит уведомительный характер, в связи с чем обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лица, обращающиеся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

Частью 1 статьи 25 Закона о регистрации предусмотрено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Следовательно, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.

Обстоятельства, изложенные налоговой инспекцией в кассационной жалобе, об отсутствии общества по адресу: г. Чита, ул. Нечаева, 68-4 и отличный адрес директора общества Гончарова С.А. от адреса указанного в ЕГРЮЛ и в заявлениях, представленных при внесении изменений, не могут быть признаны достаточными для признания недействительным решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Также обоснованной является ссылка арбитражного суда на отсутствие в материалах дела документального подтверждения недействительности паспорта.

Таким образом, приведенные налоговой инспекцией доводы о необходимости признания государственной регистрации недействительной не основаны на нормах законодательства.

У кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены судебных актов, принятых в результате всестороннего и полного исследования доказательств по делу и при правильном применении норм права.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2010 года по делу N А19-29335/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Н.Н.Парская
Судьи
А.И.Чупров
Н.М.Юдина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка