ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2010 года Дело N А19-10093/09

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Шелёминой М.М.,

судей: Кадниковой Л.А., Смоляк Л.И.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2010 года по делу N А19-10093/09 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции: Куклина Л.А., суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),

установил:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области (далее - Управление, финансовый орган), выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2008 года по делу N А19 632/08 и обязании Управления приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах Муниципального учреждения здравоохранения «Рудногорская городская больница» до фактического исполнения исполнительного листа N 5514, выданного на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2008 года по делу N А19 632/08.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Муниципальное учреждение здравоохранения «Рудногорская городская больница» (далее - МУЗ «Рудногорская городская больница», учреждение).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 12 апреля 2010 года, заявленные требования удовлетворены частично - оспариваемое бездействие финансового органа признано незаконным с возложением на него обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налоговой инспекции путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2008 года по делу N А19 632/08 в соответствии с исполнительным листом N 5514 в порядке, установленном действующим законодательством. В удовлетворении требования об обязании приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах учреждения отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить по мотивам неправильного применения судами норм материального права, принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований об обязании финансового органа приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах учреждения не соответствуют положениям статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений NN 14226, 14227, 14228), своих представителей в судебное заседание не направили, налоговая инспекция ходатайствовала о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие её представителей, в связи с чем дело слушается без участия представителей сторон.

Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2008 года по делу N А19 632/08 удовлетворены требования налоговой инспекции о взыскании с учреждения (должника) 318 594 рублей 84 копеек, составляющих задолженность по единому социальному налогу и пени, 7 871 рублей 90 копеек - государственной пошлины. На основании данного решения налоговой инспекции (взыскатель) выдан исполнительный лист от 02.04.2008 N 5514 о взыскании с учреждения указанной суммы, предъявленный взыскателем в финансовый орган 07.08.2008.

Письмом от 19.02.2009 N 259-10 финансовый орган сообщил инспекции о неисполнении должником требований по исполнительному документу в связи с дефицитом бюджета, а также о неприостановлении расходных операций по лицевому счету должника в связи с неопределенностью процедуры такого приостановления.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налоговой инспекции в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций установили, что органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов учреждения, является Управление, которое, несмотря на принятие к исполнению исполнительного листа, допустило бездействие, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2008 года по делу N А19 632/08, что повлекло нарушение прав и законных интересов инспекции, для восстановления которых на учреждение была возложена соответствующая обязанность с учетом положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Отказ в удовлетворении иной части заявленных требований суды двух инстанций мотивировали установленными главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации особенностями рассмотрения дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, а также наличием предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации иных мер по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а доводы кассационной жалобы - не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений, установлен статьёй 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает различные по своему характеру, правовым и фактическим последствиям действия органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных учреждений-должников.

Так, на основании абзаца первого пункта 2 данной статьи финансовый орган направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Согласно абзацу 6 пункта 3, абзацу 2 пункта 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника при неисполнении последним требований, установленных данными пунктами.

В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.

Как следует из заявления налоговой инспекции, предметом судебного разбирательства являлось требование о признании незаконным бездействия финансового органа, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области; бездействие в виде неприостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника инспекцией не оспаривалось.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что отказывая в удовлетворении требования налоговой инспекции о возложении на финансовый орган обязанности приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения и обязывая финансовый орган устранить нарушения прав и законных интересов налоговой инспекции определенным способом, арбитражный суд первой инстанции принял решение, полностью соответствующее заявленным требованиям и положениям пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В этой связи суд кассационной инстанции отклоняет доводы налоговой инспекции о неприменении судами абзаца первого пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как не соответствующие обстоятельствам дела, учитывая, что судебными актами на финансовый орган возложена обязанность исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области 18 февраля 2008 года по делу N А19 632/08 в соответствии с исполнительным листом N 5514 в порядке, установленном действующим законодательством.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2010 года по делу N А19-10093/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
М.М.Шелёмина
Судьи
Л.А.Кадникова
Л.И.Смоляк

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка