ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 января 2011 года Дело N А58-4083/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 января 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Кадниковой Л.А., Смоляк Л.И.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы» Хмелькова К.В. (доверенность от 17.11.2010 N 01-07/715),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы» на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2010 года по делу N А58-4083/2010 (суд первой инстанции: Шевелёв В.В.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Лешукова Т.О.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы» (далее - ООО Востокнефтепровод», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (далее - Росприроднадзор, административный орган) от 22.04.2010 N 09-ЕС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей (далее - КоАП Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2010 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2010 года решение суда от 27 июля 2010 года отменено. По делу принят новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, решение суда оставить в силе.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель общества подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Росприроднадзор о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 16402), однако своих представителей в судебное заседание не направил, отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании с 18 января 2010 года до 10 часов 15 минут 24 января 2011 года, о чем сделано публичное извещение.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 19.01.2010 на участке 1349-1358 километра магистрального нефтепровода «ВСТО» в Ленском районе Республики Саха (Якутия) произошла аварийная утечка нефти в объеме 450 куб.м и разлив нефти на площади 20 000 м.кв. Устраняя последствия аварии общество временно складировало нефтезагрязненный грунт на площадке в районе 1339 км. трубопроводной системы «ВСТО», для дальнейшего вывоза на объект размещения отхода.

03.03.2010 старшим государственным инспектором Росприроднадзора проведена плановая проверка деятельности общества по соблюдению требований природоохранного законодательства.

По результатам проверки составлены протокол осмотра от 03.03.2010 N 03-ЕС и протокол изъятия вещей (грунта) от 03.03.2010 N 03-ЕС.

03.03.2010 прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, по результатам которого старшим государственным инспектором Росприроднадзора составлен протокол об административном правонарушении от 05.04.2010 N 10-ЕС.

22.04.2020 административным органом принято постановление от 22.04.2010 N 09-ЕС о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции не усмотрел в действиях общества по накоплению отходов нарушение пункта 1.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.71322-03».

Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о несоблюдении обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Данный вывод суда апелляционной инстанции является правильным.

Статьей 8.2 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП Российской Федерации, является несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ).

Согласно Закону N 89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (статья 1).

Как установлено материалами дела, общество осуществляло сбор и накопление нефтезагрязненного грунта - отходов четвертого класса опасности на площадке в районе 1339 км. трубопроводной системы «ВСТО» в Ленинском районе Республики Саха (Якутия) сроком не более 3-х месяцев.

Общество осуществляло накопление отходов четвертого класса опасности в ямах - «амбарах», предназначенных для хранения и захоронения отходов.

Согласно пункту 5.2 Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти на линейной части магистральных нефтепроводов РНУ «Ленск», основание и стенки «амбаров» при хранении и накоплении отходов должны быть уплотнены или покрыты пленками.

Однако, как установлено судом апелляционной инстанции, общество осуществляло накопление отходов четвертого класса опасности при отсутствии мер предохранения почвы и грунтовых вод от их загрязнения в результате попадания в них нефти не на открытых, специально оборудованных для этого площадках, а в ямах - «амбарах», предназначенных для хранения и захоронения отходов, которые не были оборудованы в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно, стенки и дно «амбаров не были уплотнены и покрыты защитной пленкой.

На основании имеющихся в материалах дела доказательств: протокола осмотра от 03.03.2010 N 03-ЕС, протокола изъятии грунта от 03.03.2010 N 03-ЕС, объяснения генерального директора общества Бронникова В.А., постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.03.2010, протокола об административном правонарушении от 05.04.2010 N 10-ЕС исследованных и подвергнутых оценке в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод

об осуществлении обществом временного хранения, складирования отходов сроком не более трех месяцев, с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства.

С учетом изложенного доводы заявителя жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих осуществление обществом деятельности по обращению с отходами производства и потребления, несостоятельны и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

Установив факт несоблюдения обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а также непринятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению указанных требований, апелляционный суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП Российской Федерации.

При таких условиях судом апелляционной инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований общества о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 22.04.2010 N 09-ЕС.

Выводы суда апелляционной инстанции о доказанности административным органом совершения обществом вменяемого административного правонарушения основаны на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, в полном соответствии с требованиями статей 71, 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данные выводы постановлены без нарушения норм материального и процессуального права, вследствие чего доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как направленные на переоценку установленных обстоятельств дела.

При таких условиях суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, который в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2010 года по делу N А58-4083/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Л.Ю.Пущина
Судьи
Л.А.Кадникова
Л.И.Смоляк

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка