ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 2011 года Дело N А19-12284/10

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Смоляк Л.И., судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

правительства Иркутской области - Малых Ольги Евгеньевны (доверенность N 02-01-625/10 от 01.07.2010), Курбатова Константина Александровича (доверенность N 02-01-1051/10 от 25.10.2010);

общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская Лесная компания» - Шрамбиан Екатерины Андреевны (доверенность от 21.05.2010 б/н),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 сентября 2010 года по делу N А19-12284/10 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции: Чемезова Т.Ю., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н., Ячменёв Г.Г.), установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская Лесная компания» (далее - ООО «Востсиблес», общество; ОГРН: 1053811151998) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства Иркутской области (ОГРН: 1073808005534), выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:1032, площадью 1113 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, Октябрьский район, ул.Омулевского, в аренду сроком на 5 лет для строительства спортивно-оздоровительного центра, и обязании правительства Иркутской области принять решение по заявлению общества о предоставлении в аренду сроком на 5 лет вышеуказанного земельного участка для строительства спортивно-оздоровительного центра в порядке, установленном действующим законодательством. В ходе рассмотрения дела обществом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных отношений Иркутской области.

Решением Арбитражного суда от 20 сентября 2010 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2010 года, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое бездействие признано незаконным, на правительство Иркутской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем принятия решения по заявлению о предоставлении ООО «Востсиблес» вышеуказанного земельного участка в аренду сроком на 5 лет для строительства спортивно-оздоровительного центра в порядке, установленном действующим законодательством.

Правительство Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить по мотивам неправильного применения норм права, неисследования судами имеющих значение для дела обстоятельств, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие у него законных оснований для принятия решения о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка, поскольку обществом не представлены необходимые документы, санитарно-эпидемиологическое заключение не соответствовало приказу Минздрава России от 27.10.2000 N 381. Данное обстоятельство, по мнению заявителя жалобы, не учтено судами.

Правительство Иркутской области ссылается на то, что принятие им решения о предоставлении обществу земельного участка в соответствии с требованиями Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утверждённому постановлением правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп (далее - Положение от 18.12.2009 N 364/143-пп) и Закона Иркутской области от 18.11.2009 N 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области» осуществляется с учетом рекомендаций Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области исключительно в порядке голосования на заседаниях правительства. В связи с этим принятие соответствующего решения до рассмотрения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка указанными органами неправомерно, а решение в части обязания правительства Иркутской области принять решение о предоставлении обществу земельного участка - незаконно.

Кроме того, заявитель кассационной жалобы ссылается на пропуск обществом установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока обращения в суд с заявлением и отсутствие оснований для его восстановления, поскольку обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока.

В отзыве на кассационную жалобу ООО «Востсиблес» считает приведённые в ней доводы необоснованными, просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель правительства Иркутской области Малых О.Е. и представитель ООО «Востсиблес» подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу. Министерство имущественных отношений Иркутской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 15060), своего представителя в судебное заседание не направило.

В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 8 февраля 2011 года до 11 часов 00 минут 15 февраля 2011 года, о чём сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru.

После перерыва в судебном заседании принял участие представитель правительства Иркутской области Курбатов К.А., который также просил об отмене судебных актов по основаниям, приведенным в кассационной жалобе.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвёртого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на неё, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Судами двух инстанций установлено и из материалов дела следует, что постановлением мэра г.Иркутска от 31.03.2009 N 031-06-1218/9 утвержден акт о выборе земельного участка и ООО «Востсиблес» согласовано место размещения здания спортивно-оздоровительного центра на земельном участке площадью 1113 кв.м., расположенном в Октябрьском районе г.Иркутска, ул.Омулевского.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 38:36:000022:1032.

27.07.2009 ООО «Востсиблес» обратилось к Губернатору Иркутской области через Агентство имущественных отношений Иркутской области (в настоящее время - Министерство имущественных отношений Иркутской области) с заявлением о предоставлении обществу указанного земельного участка в аренду сроком на 5 лет для строительства спортивно-оздоровительного центра.

Письмом от 15.07.2010 N 24-4409/1и Министерство имущественных отношений Иркутской области сообщило обществу о том, что на заседании Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области, состоявшемся 04.06.2010, комитету по градостроительной политике администрации г.Иркутска рекомендовано в срок до 18.06.2010 рассмотреть возможность отмены постановления администрации г.Иркутска о предварительном согласовании места размещения объекта.

В связи с тем, что в установленный законом срок решение по заявлению ООО «Востсиблес» о предоставлении испрашиваемого земельного участка правительством Иркутской области не принято, общество, полагая указанное бездействие не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратилось 15.06.2010 в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 74 Положения от 18.12.2009 N 364/143-пп правительство Иркутской области должно было принять решение по заявлению общества о предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня обращения заявителя. Учитывая, что в установленный законодательством срок правительство Иркутской области не приняло какого-либо решения по поступившему от общества заявлению, суд пришёл к выводу о незаконности допущенного бездействия и нарушении им прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.

Причину пропуска обществом срока для оспаривания бездействия правительства Иркутской области суд счел уважительной и на основании части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации восстановил пропущенный срок.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о незаконности оспариваемого бездействия правительства Иркутской области, нарушающего права и законные интересы общества. Вместе с тем, принимая во внимание письмо Министерства имущественных отношений Иркутской области от 15.07.2010 N 24-4409/14, пришел к выводу о том, что обществом не пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения в арбитражный суд.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что правовым основанием для принятия решения о признании оспариваемого бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проанализировав положения статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», Закона Иркутской области от 18.11.2009 N 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области» и Положения от 18.12.2009 N 364/143-пп, суды признали оспариваемое бездействие правительства Иркутской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ООО «Востсиблес» из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:1032, площадью 1113 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, Октябрьский район, ул.Омулевского, в аренду сроком на 5 лет для строительства спортивно-оздоровительного центра, незаконным и нарушающим права и законные интересы общества.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1 статьи 28).

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства, в соответствии с которым предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов; предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1, пункты 3, 5 статьи 30).

Согласно положениям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (пункт 5); решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8).

Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно Закону Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», Положению от 18.12.2009 N 364/143-пп органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства, является правительство Иркутской области.

В соответствии с пунктом 74 Положения от 18.12.2009 N 364/143-пп правительство Иркутской области на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, подаваемого через Министерство имущественных отношений Иркутской области, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, общество испрашивало земельный участок в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта строительства; в отношении такого участка осуществлен его выбор и принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта; осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка. Общество к заявлению о предоставлении земельного участка приложило пакет документов, предусмотренный Положением от 18.12.2009 N 364/143-пп и необходимый для принятия решения. В правительство Иркутской области через Министерство имущественных отношений Иркутской области ООО «Востсиблес» обратилось 27.07.2009 (письмо исх. N 57 от 24.07.2009), однако в срок, установленный пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 74 Положения от 18.12.2009 N 364/143-пп, решение о предоставлении земельного участка правительством Иркутской области не было принято.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого действия (бездействия) закону возлагается на орган, совершивший действие (бездействие).

Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о совершении правительством Иркутской области необходимых действий по рассмотрению заявления ООО «Востсиблес» в отношении испрашиваемого земельного участка в установленные законом сроки.

Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств суды двух инстанций обоснованно сочли оспариваемое бездействие правительства Иркутской области не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Положению от 18.12.2009 N 364/143-пп и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

При таких условиях в соответствии с требованиями части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования о признании незаконным бездействия правительства Иркутской области, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ООО «Востсиблес» испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства спортивно-оздоровительного центра.

У суда кассационной инстанции, учитывая положения статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки выводов судов в названной части.

Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии у правительства Иркутской области законных оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка, мотивированные тем, что санитарно-эпидемиологическое заключение, представленное обществом вместе с заявлением, не соответствует форме, установленной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2000 N 381, и что Земельной комиссией при Губернаторе Иркутской области не рассматривался вопрос о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка проверены судом кассационной инстанции, однако не могут быть учтены в силу следующего.

Положением от 18.12.2009 N 364/143-пп предусмотрены сроки проверки предоставляемого заявителем пакета документа, которые составляют пять рабочих дней, в случае выявления недостатков представленный пакет документов возвращается заявителю.

Как следует из материалов дела, правительство Иркутской области не возвращало ООО «Востсиблес» представленный им пакет документов и не сообщало обществу о несоответствии санитарно-эпидемиологического заключения установленной форме.

Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации установлено императивное правило о необходимости принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в двухнедельный срок после подачи заинтересованным лицом заявления с приложенными к нему документами, в связи с чем ссылка правительства Иркутской области на необходимость принятия решения по заявлению общества с учетом рекомендаций Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области исключительно в порядке голосования на заседаниях правительства Иркутской области несостоятельна и не влияет на выводы судов.

Довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции обязал правительство Иркутской области принять решение о предоставлении испрашиваемого обществом земельного участка, что противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, также не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции.

Как видно из резолютивной части решения Арбитражного суда Иркутской области, суд первой инстанции, признавая незаконным бездействие правительства Иркутской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу земельного участка, обязал правительство Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путём принятия решения по заявлению ООО «Востсиблес».

Таким образом, акт суда первой инстанции не обязывает правительство Иркутской области принять положительное решение.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как установлено судом первой инстанции, на день обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным оспариваемого бездействия (15.06.2010) срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истек. При этом суд, основываясь на сроке, установленном пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 74 Положения от 18.12.2009 N 364/143-пп, а также контрольном сроке пересылки письменной корреспонденции (подпункт «б» пункта 6 Нормативов частоты сборов из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции), учитывая, что соответствующее решение должно быть принято правительством Иркутской области не позднее 11.08.2009, а выписка из решения должна быть направлена в адрес общества не позднее 18.08.2009 (пункт 77 Положения от 18.12.2009 N 364/143-пп), правильно исходил из того, что трехмесячный срок обращения общества в арбитражный суд подлежит исчислению с 20.08.2009 и истек 20.11.2009.

Руководствуясь положениями части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая доводы участвующих в деле лиц и установленные обстоятельства причины пропуска обществом срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия правительства Иркутской области, суд первой инстанции пришёл к выводу об уважительности причины пропуска обществом срока обращения в суд с вышеуказанным заявлением и возможности восстановления пропущенного срока.

Исследование вопроса о возможности восстановления пропущенного ООО «Востсиблес» срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и наличии оснований для восстановления срока, приведенное в судебном акте суда первой инстанции, основано на правильном применении норм права.

Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для восстановления пропущенного срока и недоказанности уважительности причин пропуска срока направлены на переоценку выводов суда, основанных на установленных по делу обстоятельствах и оценке имеющихся в материалах дела доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.