• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2011 года Дело N А33-6961/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Шелёминой М.М.,

судей: Кадниковой Л.А., Смоляк Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Селетковой В.И.,

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Мироненко Т.Г. (доверенность от 11.01.2011 N 5), открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» Табунцовой Н.Н. (доверенность от 11.01.2011 N 3),

с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Касьяновой Л.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Красноярского края помощником судьи Слидевской Е.И.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2010 года по делу N А33 6961/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 ноября 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции - Раздобреева И.А.; суд апелляционной инстанции: Первухина Л.Ф., Демидова Н.М., Колесникова Г.А.),

установил:

открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее - ОАО «МРСК Сибири», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 13.04.2010 N 091-10-10 Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, антимонопольный орган).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен гражданин Тренькаев Роман Анатольевич.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2010 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 3 ноября 2010 года, заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение от 13.04.2010 N 091-10-10 Красноярского УФАС России в части признания ОАО «МРСК Сибири» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в части принятия решения о выдаче ОАО «МРСК Сибири» предписания о совершении действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в соответствии с которым ОАО «МРСК Сибири» надлежит заключить с гражданином Тренькаевым Р.А. договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Придорожный, ул. Рабочая, 18, в соответствии с действующим законодательством. Предписание от 13.04.2010 N 091 10 10 Красноярского УФАС России признано незаконным в полном объеме.

Красноярское УФАС России обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты в части признания незаконным решения от 13.04.2010 N 091-10-10 Красноярского УФАС России в части признания ОАО «МРСК Сибири» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), по мотивам несоответствия в этой части выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения Закона о защите конкуренции, принять по делу в этой части новый судебный акт.

Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о незаконности квалификации Красноярским УФАС России действий ОАО «МРСК Сибири» как нарушения требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, указывая на то, что включение в договор об осуществлении технологического присоединения от 14.09.2009 N 20.24.22235/ЦРЭС-2д-1910, заключенный с Тренькаевым Р.А., положений об обязанности гражданина осуществить строительство воздушной линии 0,4 кВт до объекта от точки присоединения, расположенной на расстоянии 300 метров, является нарушением порядка ценообразования.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО «МРСК Сибири» считает её доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федераци

и.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, Тренькаев Р.А. в суд кассационной инстанции не явился, в связи с чем дело слушается без его участия.

Представители Красноярского УФАС России и ОАО «МРСК Сибири» в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.

Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на неё, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 18.06.2009 гражданин Тренькаев Р.А. обратился в ОАО «МРСК Сибири» с заявкой на осуществление технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Придорожный, ул. Рабочая, уч. 18 с кадастровым номером 24:11:130702:0020, к электрическим сетям сетевой организации.

ОАО «МРСК Сибири» подготовило и направило Тренькаеву Р.А. проект договора N 20.24.22235.09/ЦРЭС-2д-1910 на технологическое присоединение. Согласно техническим условиям, являющимися приложением к указанному договору, точкой присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» является Л-2 ВЛ 0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ N 86-4-6. Исполнитель (ОАО «МРСК Сибири»), осуществляет присоединение электроустановки заявителя к электрическим сетям сетевой организации. Заинтересованное лицо (Тренькаев Р.А.), осуществляет строительство ВЛ 0,4 кВ проводом СИП до объекта от точки присоединения, получает разрешение на допуск электроустановки в эксплуатацию в ЕТМУ Ростехнадзора, заключает договор на электроснабжение с гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергосбытовой организацией, энергоснабжающей организацией).

Тренькаев Р.А. 20.08.2009 обратился в ОАО «МРСК Сибири» с отказом от подписания проекта договора и требованием привести договор в соответствие с Правилами технологического присоединения. Протоколом разногласий, подготовленным ОАО «МРСК Сибири» в связи с отказом Тренькаева Р.А. от подписания договора, условие о точке присоединения оставлено без изменения. Договор об осуществлении технологического присоединения N 20.24.22235.09/ЦРЭС 2д-1910 б/д подписан сторонами 14.09.2009 с протоколом разногласий. 02.10.2009 Тренькаев Р.А. обратился в адрес общества с просьбой указать точку присоединения, расположенную не далее 25 метров от границ земельного участка заявителя, для надлежащего выполнения им мероприятий по технологическому присоединению. 08.12.2009 Тренькаев Р.А. обратился в адрес общества с заявлением о продлении срока выполнения заявителем обязательств по технологическому присоединению на два года, указав на отсутствие точки присоединения, расположенной не далее 25 метров от границ его земельного участка, и на обязанность ОАО «МРСК Сибири» осуществлять строительство объектов электросетевого хозяйства до границ земельного участка. Письменные ответы на его обращения от 02.10.2009 и от 08.12.2009 обществом направлены не были.

В Красноярское УФАС России c заявлением о нарушении обществом антимонопольного законодательства обратился гражданин Бараблин Дмитрий Викторович. Антимонопольным органом было возбуждено дело N 579 10 09, в ходе рассмотрения которого к участию в деле привлечен гражданин Тренькаев Р.А. Из дела N 579-10-09 в отдельное производство выделено дело в отношении гражданина Тренькаева Р.А. с присвоением ему N 091-10-10.

Антимонопольным органом установлено, что общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей (приказ Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э о включении ОАО «МРСК Сибири» в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58).

Красноярское УФАС России установило нарушение ОАО «МРСК Сибири» требований части 1 статьи 10, пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в: направлении обществом заявителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения, без сведений о месте физического соединения энергопринимающего устройства гражданина Тренькаева Р.А. с электрической сетью ОАО «МРСК Сибири», являющихся существенным условием договора на технологическое присоединение, а также в отказе сетевой организации на письменное обращение указать место физического соединения энергопринимающего устройства; в незаконном включении ОАО «МРСК Сибири» в договор от 14.09.2009 N 20.24.22235/ЦРЭС-2д-1910 обязанностей гражданина Тренькаева Р.А.: 1) осуществить строительство воздушной линии 0,4 кВ самонесущим изолированным проводом (СИП) до объекта от точки присоединения, являющейся, согласно техническим условиям, линией кратчайшее расстояние до которой равно 300 метрам; 2) получить разрешение на допуск электроустановки в эксплуатацию в Енисейском межрегиональном территориальном управлении по технологическому и экономическому надзору Ростехнадзора; 3) заключить договор на электроснабжение с гарантирующим поставщиком электроэнергии до окончания мероприятий по технологическому присоединению и составлению акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акта осуществления технологического присоединения.

Решением Красноярского УФАС России от 13.04.2010 N 091-10-10 ОАО «МРСК Сибири» признано нарушившим требования части 1 статьи 10, пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Решено выдать предписание о совершении действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Предписанием от 13.04.2010 N 091-10-10 Красноярское УФАС России предписало ОАО «МРСК Сибири» в срок до 13.05.2010 заключить с гражданином Тренькаевым Р.А. договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Придорожный, ул. Рабочая, 18, в соответствии с действующим законодательством.

ОАО «МРСК Сибири», полагая, что названные решение и предписание не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.

Cуды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя заявленные требования, исходили их того, что антимонопольным органом доказано нарушение заявителем требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции включением в договор обязанностей гражданина: по выполнению мероприятий по технологическому присоединению; по получению разрешения на допуск электроустановки в эксплуатацию в ЕМТУ Ростехнадзора; по заключению договора на электроснабжение с гарантирующим поставщиком электроэнергии. Однако судами признано не доказанным антимонопольным органом наличие в действиях общества нарушения порядка ценообразования, выразившегося, по мнению УФАС, во включении в договор обязанности заявителя осуществить строительство линий электропередач от объекта до точки присоединения, расположенной на расстоянии 300 метров от границ земельного участка. Суды посчитали, что антимонопольным органом не доказано нарушение ОАО «МРСК Сибири» нормативных правовых актов, регулирующих порядок ценообразования. Также признано не соответствующим принципу исполнимости предписание антимонопольного органа.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судебных инстанций в части недоказанности наличия в действиях ОАО «МРСК Сибири» нарушения требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в соответствии c Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок») юридических и физических лиц к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).

Выводы судов о недоказанности антимонопольным органом нарушения обществом порядка ценообразования в связи с включением в договор условия о строительстве линии электропередач от объекта до точки присоединения основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с абзацем 1 пункта 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Cуды установили, что согласно пункту 3.1 договора от 14.09.2009 N 20.24.22235.09/ЦРЭС 2д 1910 стоимость услуг по технологическому присоединению, выполняемому исполнителем по настоящему договору, определяется в соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам от 23.10.2007 N 277-э/7 (в ред. от 07.10.2008 N 202-э/7, от 20.01.2009 N 3-э/3) и составляет 550 рублей, в том числе НДС 83 рублей 90 копеек.

При таких условиях судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о том, что положения об указанном тарифе не нарушены, а включение в пункт 12.1 Технических условий дополнительной обязанности в виде строительства ВЛ 0,4 кВ проводом СИП до объекта от точки присоединения не может расцениваться как нарушение порядка ценообразования за оказанные услуги по названному договору.

Правовых оснований для переоценки данного вывода суд кассационной инстанции не усматривает.

Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.

Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учёта доводов кассационной жалобы.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2010 года по делу N А33 6961/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 ноября 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
М.М.Шелёмина
Судьи
Л.А.Кадникова
Л.И.Смоляк

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-6961/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 21 февраля 2011

Поиск в тексте