ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2011 года Дело N А19-10832/10

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Первушиной М.А.,

судей: Косачёвой О.И., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителей государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Старчак Елены Александровны (доверенность N 28 от 24.12.2010), Говорухиной Елены Анатольевны (доверенность N 26 от 24.12.2010), общества с ограниченной ответственностью фирма «Интертур» Лисова Алексея Борисовича (доверенность от 11.01.2011),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма «Интертур» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2010 года по делу N А19-10832/10 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 ноября 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции: Колосов В.И.; суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Желтоухов Е.В., ткаченко Э.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью фирма «Интертур» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, фонд) о признании недействительным его решения от 18.02. 2010 N 1 об отказе в выделении денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию и об обязании выплатить 152 932 рубля 43 копейки и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности в сумме 467 рублей 61 копейка.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2010 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 ноября 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, прием на работу сотрудницы в поздние сроки беременности, выплата ей высокой заработной платы не свидетельствует о создании организацией схемы незаконного возмещения расходов, а потому не является основанием для отказа в выплате пособия по беременности и родам. Судом апелляционной инстанции нарушены нормы процессуального права.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа представитель общества подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.

В отзыве на кассационную жалобу фонд считает доводы изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет N 2073817006503 в Едином государственном реестре юридических лиц, зарегистрировано в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения, согласно уведомления о регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения от 15.01.2001, применяет специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения.

Приказом от 22.10.2009 N 66 Колючева Альбина Вакильевна принята на работу в общество на должность исполняющей обязанности главного бухгалтера, с ней заключен трудовой договор от 22.10.2009 N 11/10. В трудовую книжку Колючевой А.В. внесена запись о принятии ее на должность главного бухгалтера.

01.12.2009 Колючевой А.В. выдан листок нетрудоспособности серии ВФ N 3154614 на период освобождения от работы с 1 декабря 2009 по 19 апреля 2010 года в связи с рождением ребенка.

Обществом Колючевой А.В. начислены пособие по беременности и родам за период с 1 декабря 2009 года по 19 апреля 2010 года в сумме 152 932 рубля 43 копейки и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в сумме 467 рублей 61копейка.

Согласно платежным ведомостям от 04.12.2009 N 25 и от 10.12.2009 N 26 указанные пособия выплачены Колючевой А.В.

Общество обратилось в учреждение с заявлением о выделении средств на выплату пособия по беременности и родам в сумме 153 400 рублей 4 копейки на основании расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (формы 4-ФСС РФ), что явилось основанием для проведения камеральной проверки, в ходе которой были проверены следующие документы: листок нетрудоспособности серии ВФ N 3154614, расчет среднедневного заработка по данному больничному листу, справка о постановке на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности от 1 декабря 2009 года, трудовой договор от 22 октября 2009 года N 11/10, должностная инструкция главного бухгалтера, приказ о приеме на работу от 22 октября 2009 года N 66, приказ о предоставлении отпуска от 16 октября 2009 года N 64, табели-графики учета рабочего времени за октябрь-декабрь 2009 года, штатные расписания на 1 января 2009 года и на 19 октября 2009 года, трудовая книжка Колючевой А.В., диплом об окончании ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права», свидетельство о браке, банковские выписки с октября по ноябрь 2009 года, положение об оплате труда, книга доходов и расходов, приходные кассовые ордера, отрывные талоны к путевкам, платежные поручения, письменное обоснование повышения заработной платы, платежные ведомости от 10 декабря 2009 года N 26, от 4 декабря 2009 года N 25.

Данное обстоятельство зафиксировано в акте камеральной проверки от 27.01.2010 N 5.

Учреждением в акте камеральной проверки отражено, что общество при выдаче больничного листка серии ВФ N 3154614 нарушило требования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, в связи с чем фондом не приняты к зачету расходы по обязательному социальному страхованию.

Решением от 18.02.2010 обществу отказано в выделении средств на возмещение расходов страхователя по выплаченным пособию по беременности и родам за период с 01.12.2009 по 19.04.2010 в сумме 152 932 рубля 43 копейки и единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в сумме 467 рублей 61 копейка.

Общество, не согласившись с отказом в возмещении расходов, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным.

Арбитражный суд Иркутской области, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, пришел к выводу о том, что общество своими действиями создало искусственную, экономически необоснованную ситуацию с целью получения возмещения из средств Фонда социального страхования Российской Федерации в максимальном размере.

Четвертый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора.

Общество, являясь страхователем наемных работников, в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 165-ФЗ обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.

Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со статьями 3, 4, 8 Федерального закона N 81-ФЗ, пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) пособия по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, и выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ, пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

Из подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и подпункта 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, следует, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации и установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Порядок учета и расходования средств обязательного социального страхования установлен Инструкцией, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22.

Согласно пункту 3.3 названной Инструкции выделение средств страхователям-работодателям, применяющим специальные налоговые режимы, осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда на основании: письменного заявления страхователя; расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации и (или) отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым отдельными категориями страхователей за отчетный период, или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования за соответствующий календарный месяц, подтверждающий начисление расходов по обязательному социальному страхованию; копий платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий год налога в соответствии с применяемой системой налогообложения, а также заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию (для страхователей, имеющих льготы по уплате единого социального налога, страхователями, применяющих специальные налоговые режимы, а также по усмотрению отделения (филиала отделения) Фонда иными категориями страхователей).

Страхователи-работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, в том числе уплачивающие добровольно в Фонд страховые взносы на социальное страхование работников, дополнительно представляют копии платежных поручений, подтверждающих уплату указанных страховых взносов.

Таким образом, расходы на выплату пособий по беременности и родам подлежат возмещению в случае документального подтверждения фактов наступления страхового случая, наличия трудовых отношений, выплаты и размера пособия, а также представления документов, подтверждающих уплату налогов в соответствии с применяемой системой налогообложения и страховых взносов на обязательное социальное страхование.

При этом из подпунктов 4 и 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ следует, что в обязанности страховщиков входит обеспечение контроля за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; контроль за правильностью и своевременностью назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

В соответствии с пунктом 36 Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.05.2008 N 110, при обращении страхователя за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию в компетенцию фонда входит проверка наличия или отсутствия нарушений законодательства Российской Федерации в части расходования средств фонда.

Отказывая в возмещении обществу пособия по беременности и родам, фонд сослался на отсутствие экономической необходимости и целесообразности повышения в октябре 2009 года заработной платы главному бухгалтеру на 11 130 рублей, а также на создание своими действиями обществом искусственной экономически неоправданной ситуации с целью получения возмещения из средств Фонда социального страхования Российской Федерации в максимальном размере.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 Определения от 15.01.2008 N 201-О-П указал, что Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в качестве основ конституционного строя Российской Федерации (статья 8) и закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34 часть 1), а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35 часть 2).

Указанные конституционные положения предполагают наделение работодателя (физического или юридического лица) правомочиями, позволяющими ему в целях осуществления экономической деятельности и управления имуществом самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Следовательно, предусматривая в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантии трудовых прав работников, законодатель не вправе устанавливать такие ограничения правомочий работодателя, которые ведут к искажению самого существа свободы экономической (предпринимательской) деятельности, - иное противоречило бы предписаниям статей 17 и 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществление признаваемых и гарантируемых в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита прав и свобод одних не должна приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других, а возможные ограничения посредством федерального закона должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерны им.

Оценив с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства об условиях и времени устройства сотрудницы Колючевой А.В. на более высокооплачиваемую работу, о недобросовестности действий общества по оформлению с Колючевой А.В. трудового договора без фактического выполнения последней трудовой функции исполняющей обязанности бухгалтера накануне страхового случая, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что данные основания для отказа в возмещении расходов на выплату пособия по беременности и родам фондом доказаны.

Нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами не допущено, вопросы переоценки данных доказательств не входят в полномочия суда кассационной инстанции, предусмотренные главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности фондом создания обществом искусственной ситуации для получения средств из Фонда социального страхования Российской Федерации на возмещение расходов по выплате пособия по беременности и родам.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права не могут быть приняты судом кассационной инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 165 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд во время или после судебных прений признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать новые доказательства, суд возобновляет исследование доказательств, на что указывает в протоколе судебного заседания.

Согласно части 2 указанной статьи после окончания дополнительного исследования доказательств судебные прения происходят в общем порядке, установленном настоящим Кодексом.

Из протокола судебного заседания от 21 октября 2010 года следует, что суд апелляционной инстанции после судебных прений на основании статьи 165 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возобновил исследование доказательств по делу и объявил перерыв до 28 октября 2010 года. 28 октября 2010 года судебное заседание было продолжено в том же составе суда и прения происходили в общем порядке.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10832/10 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2010 года по делу N А19-10832/10 , постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 ноября 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
М.А.Первушина
Судьи
О.И.Косачёва
Н.М.Юдина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка