ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 мая 2011 года Дело N А19-17762/10

Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Парской Н.Н.,

судей: Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителей государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Говорухиной Е.А. (доверенность N 102 от 05.05.2011) и открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Иркут» Цыбыковой Н.Л. (доверенность N 12-И от 12.01.2011),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение 16 ноября 2010 года по делу N А19-17762/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции - Красько Б.В., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О., Ячменёв Г.Г.),

установил:

открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Иркут» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 26.07.2010 N 42 государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного страхования, в сумме 607 755 рублей 94 копейки.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 ноября 2010 года заявленные обществом требования удовлетворены.

Постановлением 10 февраля 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке законности и обоснованности судебных актов в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, средства Фонда социального страхования Российской Федерации, из которых выплачиваются пособия по обязательному социальному страхованию, являются федеральной собственностью, поэтому расходование этих средств может осуществляться только на основании нормативных актов Российской Федерации, а не ее субъектов. Поскольку для пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, на Федеральном уровне для города Иркутска установлен районный коэффициент 1,2, фонд правомерно принял к зачету только расходы по пособиям, исчисленным исходя из указанного коэффициента.

Фонд считает, что страхователь вправе выплачивать своим работникам пособия по обязательному социальному страхованию с применением районного коэффициента 1,3, при этом затраты на выплату выравнивающего районного коэффициента должны быть осуществлены за счет его собственных средств.

В кассационной жалобе фонд указывает, что судами не дана оценка его доводам об источниках осуществления затрат на выплату районных коэффициентов.

Фонд также не согласен со взысканием с него расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей за рассмотрение дела в суде первой инстанции, поскольку как государственный орган, выступающий в судах по делам, рассматриваемым в арбитражном суде в качестве ответчика, освобожден от уплаты государственной пошлины.

В отзыве на кассационную жалобу фонда общество указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и несостоятельность доводов фонда.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Участвующие в судебном заседании представители фонда и общества поддержали доводы жалобы и отзыва на жалобу.

Проверив соответствие выводов суда первой инстанции и арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, фондом проведена документальная выездная проверка расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд за период с 01.04.2009 по 31.12.2009.

По результатам проверки составлен акт от 29.06.2010 N 48с/с и вынесено решение от 26.07.2010 N 42, которым обществу отказано в принятии к зачету расходов, в том числе в сумме 607 755 рублей 94 копейки в связи с исчислением пособий по обязательному социальному страхованию с применением коэффициента в размере 1,3.

Не согласившись с решением фонда в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату пособий в сумме 607 755 рублей 94 копейки, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта.

Удовлетворяя указанные требования общества, суд первой инстанции исходил из правомерности применения обществом коэффициента 1.3 при исчислении размера пособий по обязательному социальному страхованию, поскольку выравнивающий районный коэффициент в таком размере для территорий Иркутской области, в том числе для города Иркутска установлен с 01.01.1993 постановлением Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области».

Арбитражный апелляционный суд признал правильными указанные выводы суда первой инстанции, указав, кроме того, что оспариваемое решение фонда нарушает права и законные интересы заявителя, как страхователя, на получение зачета при уплате платежей по обязательному социальному страхованию, в части произведенных им расходов связанными с выплатами пособий по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов обоснованными.

В силу статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования» страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Частью 2 статьи 12 Федерального закона N 183-ФЗ от 21.07.2007 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», статьей 5 Федерального закона N 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статьями 9, 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособий гражданам, имеющим детей, и пособия на погребение определяются с учетом этих районных коэффициентов.

В соответствии положениями Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», который распространяет свое действие лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка и с учетом районного коэффициента и процентной надбавки. Государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным законом распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Во исполнение названного Постановления постановлением главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» установлен единый районный коэффициент 1,3 на территории городов и районов юга Иркутской области.

Учитывая положения названных нормативных актов, суды пришли к обоснованному выводу о том, что применение обществом коэффициента 1,3 при исчислении пособий по обязательному социальному страхованию соответствует действующему законодательству.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает довод кассационной жалобы фонда об источниках осуществления затрат на выплату районных коэффициентов и необходимости расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, из которых выплачиваются пособия по обязательному социальному страхованию, только на основании нормативных актов Российской Федерации, нормативно не обоснованным.

Кассационной инстанцией не может быть принят во внимание довод фонда о непринятии им к зачету расходов по пособиям в части сумм, превышающих максимальные размеры пособия по временной нетрудоспособности, поскольку обжалуемое обществом решение фонда не содержит таких выводов.

Суд первой инстанции обоснованно взыскал с фонда судебные расходы по уплате государственной пошлины, поскольку в данном случае на него возложена обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам, от обязанности по уплате которых в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фонд не освобожден.

При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации они подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение 16 ноября 2010 года по делу N А19-17762/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Н.Н.Парская
Судьи
Т.А.Брюханова
М.А.Первушина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка