ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2011 года Дело N А33-11596/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Орлова А.В.,

судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления архитектуры администрации г. Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 декабря 2010 года по делу N А33-11596/2010 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Баукина Е.А.; суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Демидова Н.М., Колесникова Г.А.),

установил:

Управление архитектуры администрации г. Красноярска (далее - Управление архитектуры) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю (далее - ФГУ «Земельная кадастровая палата») о признании незаконными действий по постановке земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400128:96 на государственный кадастровый учёт и обязании аннулировать запись в Едином государственном реестре земель об указанном земельном участке.

Администрация Советского района г. Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о вступлении в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями, которые аналогичны заявленным Управлением архитектуры.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Золотое сечение» (ИНН: 2466070381, ОГРН: 1032402949534) (далее - ООО «Золотое сечение», общество), Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Департамент градостроительства администрации г. Красноярска (далее - Департамент).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 декабря 2010 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного суда от 23 марта 2011 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление архитектуры обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований.

Вопрос об отмене обжалуемых судебных актов рассматривается в связи с доводами кассационной жалобы о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильном применении норм материального права, в частности, статьи 11.2, пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушении норм процессуального права, а именно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По мнению заявителя, судом неправомерно не рассмотрен вопрос о нарушении законных прав и интересов Управления архитектуры и администрации Советского района г. Красноярска; у Департамента отсутствуют полномочия по согласованию границ спорного земельного участка; распоряжение от 12.02.2010 N 161-ж не является документом, подтверждающим соблюдение требований статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации; акт согласования границ и утверждённый акт не являются документами, подтверждающими согласование уполномоченного органа администрации г. Красноярска на образование земельного участка площадью 15 516 кв.м.

Заявитель кассационной жалобы также не согласен с выводом суда о пропуске им срока на обжалование действий государственного органа, поскольку полагает, что данный срок должен исчисляться с момента получения письменного документа, которым нарушены его права и законные интересы.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 10943, N 10942, N 10941, N 10939, N 10938, N 10937), однако своих представителей в судебное заседание не направили. Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и Управление архитектуры ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, распоряжением администрации г. Красноярска от 15.05.2006 N 1119-арх ООО «Золотое сечение» предварительно согласовано место размещения торгово-развлекательного комплекса на земельном участке площадью 13 329 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Партизана Железняка, 36а, и утверждён акт о выборе земельного участка от 11.04.2006.

В письме от 08.07.2009 N 13001 Управление архитектуры сообщило обществу о возможности корректировки красных линий улицы в районе здания 36 а по ул. Партизана Железняка на 5 м в северо-западном направлении.

Распоряжением администрации г. Красноярска от 22.09.2009 N 1199-ж обществу предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400128:0082 площадью 13 329 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Партизана Железняка, 36а, для строительства торгово-развлекательного комплекса с инженерным обеспечением.

В связи с внесением изменений в статью 16.1 Правил землепользования и застройки города Красноярска, утверждённых решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N в-306, в соответствии с которыми объекты торговли, культуры, культурно-развлекательные объекты и комплексы с массовым пребыванием населения должны обеспечиваться стоянками автотранспорта и площадками для временной парковки автотранспорта, Управление архитектуры письмом от 25.09.2009 N 19429 сообщило обществу, что образовать земельный участок большей площади возможно путём перераспределения участков.

Согласно протоколу образования земельного участка площадью 15 516 кв.м по ул. Партизана Железняка, 36а, в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400128:82 исходный земельный участок образовал часть площадью 13 329 кв.м, а из земель не разграниченной государственной собственности в кадастровом квартале были образованы 2 части - площадью 1556 кв.м и 631 кв.м.

29.10.2009 ФГУ «Земельная кадастровая палата» приняло решение о постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400128:96 площадью 15 516 кв.м.

12.11.2009 общество обратилось в Департамент с просьбой о внесении изменений в пункт 1 распоряжения N 1199-ж от 22.09.2009 в части размера площади земельного участка, которая составила 15 516 кв.м.

03.12.2009 Управление архитектуры сообщило ООО «Золотое сечение» о подготовке проекта распоряжения о внесении изменений в распоряжение от 22.09.2009 N 1199-ж и направлении запроса в управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю о предоставлении сведений о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400128:96.

Распоряжением администрации г. Красноярска от 12.02.2010 N 161-ж внесены изменения в распоряжение от 22.09.2009 N 1199-ж: в пункте 1 слова «с кадастровым номером 24:50:0400128:0082 площадью 13 329 кв.м» заменены словами «с кадастровым номером 24:50:0400128:96 площадью 15 516 кв.м».

19.03.2010 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и ООО «Золотое сечение» (арендатор) заключён договор аренды N 380, предметом которого указан земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400128:96, находящийся по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Партизана Железняка, 36а, для использования в целях строительства торгово-развлекательного комплекса с инженерным обеспечением, площадью 15 516 кв.м.

Поскольку решение о предоставлении обществу земельного участка площадью 15 516 кв.м администрацией г. Красноярска не принималось, согласование местоположения границ данного земельного участка произведено неуполномоченным лицом, Управление архитектуры обратилось в суд с настоящим заявлением.

Ввиду того, что согласование местоположения границ земельного участка с администрацией Советского района г. Красноярска не осуществлялось, третье лицо обратилось в суд с самостоятельными требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из пропуска Управлением архитектуры срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также пришли к выводу о том, что образование земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400128:96 путём перераспределения соответствует нормам действующего законодательства и постановка спорного земельного участка на государственный кадастровый учёт не нарушает прав и законных интересов органа местного самоуправления.

Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании незаконными действий государственных органов может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении её прав и законных интересов.

Из материалов дела следует, что Управлению архитектуры стало известно о постановке земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400128:96 на государственный кадастровый учёт не позднее 03.12.2009, когда муниципальный орган сообщил ООО «Золотое сечение» о подготовке проекта распоряжения о внесении изменений в распоряжение от 22.09.2009 N 1199-ж в связи с увеличением размера площади земельного участка до 15 516 кв.м.

Однако с настоящим заявлением Управление архитектуры обратилось в арбитражный суд 30.07.2010, то есть с пропуском установленного законом срока.

Довод кассационной жалобы о том, что начало процессуального срока следует исчислять с момента получения Управлением архитектуры заверенных копий решения об осуществлении кадастрового учёта N Ф24/09-2-119970 и межевого плана, а именно с 30.04.2010, подлежит отклонению, поскольку не подтверждает факт отсутствия у заявителя сведений о постановке спорного земельного участка на кадастровый учёт до указанной даты.

Учитывая, что пропуск предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, у судов отсутствовали правовые основания для рассмотрения заявленных Управлением архитектуры требований по существу.

Ввиду изложенного судам правомерно не рассматривался вопрос о нарушении прав и законных интересов Управления архитектуры оспариваемыми действиями.

В соответствии со статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований администрации Советского района о признании незаконными действий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по постановке спорного земельного участка на государственный кадастровый учёт необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Часть 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает осуществление кадастрового учёта в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Из пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, принятия решения исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьёй 29 названного Кодекса, не требуется.

В соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» необходимыми для кадастрового учёта документами являются межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.

Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе, на праве собственности, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учёте изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ (статья 39 названного Закона).

В соответствии с абзацем вторым пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Из материалов дела следует, что администрация г. Красноярска в лице начальника Департамента согласовала местоположение границ земельного участка площадью 15 516 кв.м, что подтверждается соответствующим актом.

Согласно пунктам 1.1, 3.13 Положения о департаменте градостроительства администрации города, утверждённого распоряжением главы г. Красноярска от 17.12.2008 N 326-р, (действующего в период постановки спорного земельного участка на кадастровый учёт) Департамент как орган администрации города, созданный с целью реализации полномочий администрации города в области градостроительной политики на территории города, принимает участие в рассмотрении заявлений юридических и физических лиц по вопросам предоставления земельных участков, предварительного согласования места размещения объекта, проведения изыскательских работ и строительства на территории города.

Таким образом, акт согласования местонахождения земельного участка подписан надлежащим лицом, в связи с чем суд кассационной инстанции отклоняет соответствующий довод кассационной жалобы

Требуемое пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации согласие на образование земельного участка при перераспределение земельных участков от ООО «Золотое сечение» выражено в заявлении о государственном кадастровом учёте объекта недвижимости от 19.10.2009 N 2450/105/09-598, а со стороны администрации г. Красноярска - в письме Управления архитектуры N 19429 от 25.09.2009 и акте согласования границ вновь образуемого земельного участка.

Более того, согласие со стороны муниципального органа косвенно подтверждается последующими действиями, выразившимися во внесении изменений в распоряжение от 22.09.2009 N 1119-ж и заключении договора аренды земельного участка N 380 от 19.03.2010.

При таких обстоятельствах действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по постановке земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400128:96 площадью 15 516 кв.м на государственный кадастровый учёт соответствуют требованиям действующего законодательства.

Довод кассационной жалобы о необходимости принятия акта выбора земельного участка площадью 15 516 кв.м не может быть принят во внимание, поскольку Земельный кодекс Российской Федерации в рамках процедуры образования нового земельного участка путём перераспределения смежных земельных участков не предусматривает осуществление выбора земельного участка, в порядке установленном пунктом 5 статьи 30 названного Кодекса.

Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Вместе с тем достоверных доказательств нарушения прав и законных интересов органа местного самоуправления постановкой земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400128:96 площадью 15 516 кв.м на государственный кадастровый учёт при изложенных обстоятельствах в материалы дела не представлено.

При таких условиях судами первой и апелляционной инстанций сделал правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для признания незаконными действий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по постановке спорного земельного участка на государственный кадастровый учёт.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 декабря 2010 года по делу N А33-11596/2010 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
А.В.Орлов
Судьи
А.И.Чупров
М.М.Шелёмина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка