• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2011 года Дело N А33-1188/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Парской Н.Н.,

судей: Брюхановой Т.А., Новогородского И.Б.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,

при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в здании Арбитражного суда Красноярского края представителя открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» Рябкова М.В. (доверенность от 28.12.2010), в здании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа - представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска Ермоленко А.А. (доверенность от 05.08.2011) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщиком по Красноярскому краю Ермоленко А.А. (доверенность от 12.08.2011),

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» и Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 февраля 2011 года по делу N А33-1188/2009, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции - Данекина Л.А., суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Борисов Г.Н., Первухина Л.Ф.),

установил:

открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) (далее - обществ) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (далее - ИФНС по Железнодорожному району) N 51 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.2009 в части предложения уплатить 392 872 517 рублей 45 копеек, в том числе: 251 652 346 рублей 75 копеек налогов; 89 850 097 рублей 70 копеек пеней; 51 370 073 рубля штрафа.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 29 марта 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 февраля 2011 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным требование N 51 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.2009 в части предложения уплатить 237 647 864 рубля 49 копеек налога на прибыль, соответствующие суммы пеней и штрафов за неуплату этого налога. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда в части отказа в удовлетворении его требований, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке законности и обоснованности судебных актов в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.

По мнению общества, принятое 07.03.2008 Межрегиональной инспекцией N 4 решение N 02-1-23/041 не могло учитывать обстоятельства, которые не существовали на дату его принятия, поскольку камеральные проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2004-2005 годы завершены не были, а переплата за 2004 год в сумме 61 130 771 рублей; за 2005 год в сумме 30 962 442 рублей была не подтверждена, в связи с чем требование N 51 является недействительным в части предложения уплатить 89 850 097 рублей пени и 51 370 073 рубля штрафа, из которых 83 458 452 рубля 34 копейки пени и 47 529 572 рубля 89 копеек штрафа приходятся на сумму налога, признанную неправомерно доначисленным Арбитражным судом г. Москвы по делу N А40-7199/09-140-24, а 6 391 645 рублей 56 копеек пени и 3 840 500 рублей 11 копеек штрафа - приходятся на переплату, подтвержденную по результатам проведения камеральных проверок.

Заявитель жалобы также считает, что требованием неправомерно предложено уплатить налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 182 338 386 рублей, поскольку указанная сумма в состав требования в столбце «Наименование налога (сбора)» не включена.

В кассационной жалобе общества указано, что резолютивная часть решения суда противоречит положениям статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку отсутствует указание на конкретные суммы пеней и штрафа, в части которых требование признано недействительным, что не позволяет обществу восстановить свои нарушенные права, в том числе путем возврата (зачета) уплаченных сумм.

В отзыве на кассационную жалобу общества ИФНС по Железнодорожному району указывает на необоснованность ее доводов.

ИФНС по Железнодорожному району, не согласившись с судебными актами в части признания недействительным оспариваемого требования, также обратилась с кассационной жалобой.

В своей жалобе налоговая инспекция указывает на то, что у судов отсутствовали основания для признания требований недействительным в части предложения уплатить 237 647 864 рубля 49 копеек налога на прибыль, соответствующие суммы пеней и штрафов, поскольку в указанной части требование было отменено Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю решением от 09.02.2011 после принятия судебных актов по делу N А40-7199/09-140-24.

В отзыве на кассационную жалобу ИФНС по Железнодорожному району общество указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в обжалуемой налоговой инспекцией части.

Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Участвующие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи представители общества и налоговой инспекции поддержали доводы своих кассационных жалоб и возражали против доводов друг друга.

Проверив соответствие выводов суда первой инстанции и арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях относительно жалоб, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат по следующим основаниям.

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, по результатам проведенной выездной налоговой проверки ОАО «Красноярскэнерго» Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (далее - Межрегиональная инспекция N 4) вынесла решение от 07.03.2008 N 02-1-23/041 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ОАО «Красноярскэнерго» предложено уплатить налоги, пени и штрафы в общей сумме 422 254 218 рублей 22 копейки.

Решением Федеральной налоговой службы России от 31.12.2008 N ММ-26-9/238@ по апелляционной жалобе ОАО «Красноярскэнерго» указанное решение изменено путем отмены решения в части доначисления единого социального налога в сумме 523 025 рублей 17 копеек и соответствующих сумм пени и штрафа. В остальной части решение Межрегиональной инспекции N 4 оставлено без изменения.

ОАО «Красноярскэнерго» 31.03.2008 снято с учета в Межрегиональной инспекции N 4 в связи с реорганизацией в форме присоединения к обществу, состоящему на учете в ИФНС по Железнодорожному району.

На основании решения Межрегиональной инспекции N 4 ИФНС по Железнодорожному району выставила требованием N 51 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.2009, которым обществу предложено добровольно в срок до 01.02.2009 уплатить, в том числе: 53 630 683 рублей налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, и 6 397 603 рубля 90 копеек пеней; 74 668 626 рублей пеней за неуплату налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта; 21 448 918 рублей налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет, и 8 783 868 рублей пеней. В итоговой строке таблицы данного требования (столбец 4) обществу предложено уплатить 273 819 112 рублей 67 копеек, в том числе налог на прибыль в сумме 257 417 987 рублей 49 копеек.

Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании частично недействительным решения Межрегиональной инспекции N 4 от 07.03.2008 N 02-1-23/041.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 августа 2010 года по делу N А40-7199/09-140-24 с учетом его изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2010 года оспариваемое решение признано недействительным в части доначисления налога на прибыль организаций, соответствующих сумм пеней и штрафов в общей сумме 237 647 864 рубля 49 копеек.

С учетом судебных актов по делу N А40-7199/09-140-24 Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю 09.02.2011 вынесено решение об отмене требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 51 по состоянию на 21.01.2009 в части предложения уплатить налог на прибыль в сумме 237 647 864 рублей, пени по налогу на прибыль в сумме 81 834 235 рублей 90 копеек, штраф по налогу на прибыль в сумме 47 426 303 рубля.

Полагая, что требование N 51 об уплате налога, сбора пени, штрафа по состоянию на 21.01.2009 в части предложения уплатить 251 652 346 рублей 75 копеек налогов, 89 850 097 рублей 70 копеек пеней, 51 370 073 рублей штрафов не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании требования недействительным.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов о признании недействительным оспариваемого требования N 51 в части предложения уплатить 237 647 864 рубля 49 копеек налога на прибыль, соответствующие суммы пеней и штрафов за неуплату этого налога и об отказе в удовлетворении остальной части заявленных требований обоснованными.

Удовлетворяя заявленные обществом требования о признании недействительным требования N 51 в части предложения уплатить 237 647 864 рубля 49 копеек налога на прибыль, соответствующие суммы пеней и штрафов за неуплату этого налога, суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из принципа обязательности судебных актов по делу N А40-7199/09-140-24, которыми признано недействительным решение от 07.03.2008 N 02-1-23/041 Межрегиональной инспекции N 4, учитывая, что на основании данного решения обществу выставлено оспариваемое требование в соответствии с пунктом 3 статьи 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Ссылка общества на отсутствие в резолютивной части решения суда указания на конкретные суммы пеней и штрафа, в части которых требование признано недействительным, что, по его мнению, не позволяет восстановить свои нарушенные права, в том числе путем возврата (зачета) уплаченных сумм, не может быть принята судом кассационной инстанции.

Определением от 29 марта 2010 года суд первой инстанции предлагал лицам, участвующим в деле, провести сверку расчетов пени, штрафов с учетом судебных актов по делу N А40-7199/09-140-24. Однако стороны сверку такую расчетов не провели, ее результаты суду не представили.

При этом ИНФС по Железнодорожному району представлены в материалы дела расчеты пеней и штрафа по налогу на прибыль организаций с учетом судебных актов по делу N А40-7199/09-140-24.

Суды отклонили ссылку налоговой инспекции на отмену требования N 51 в указанной части решением от 09.02.2011 Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю после принятия судебных актов по делу N А40-7199/09-140-24.

При этом суды сослались на статьи 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, из которых следует, что правомерность ненормативного акта подлежит оценке на момент его вынесения. Поэтому частичная отмена ненормативного правового акта вышестоящим налоговым органом не препятствует рассмотрению по существу требования заявителя о признании его недействительным в судебном порядке.

Довод общества о неправомерном включении в состав требования сумм пеней и штрафов, приходящихся на установленную в ходе проведения камеральных проверок уточненных налоговых деклараций переплату, противоречит требованиям пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку на момент вынесения решения от 07.03.2008 N 02-1-23/041 переплата не была подтверждена, у налогового органа отсутствовали основания для выставления требования с иными суммами налогов, пеней и штрафов, чем доначислены указанным решением.

Довод общества о том, что требованием неправомерно предложено уплатить налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 182 338 386 рублей, поскольку указанная сумма в состав требования в столбце «Наименование налога (сбора)» не включена, несостоятелен.

Судами установлено, что указанная сумма не нашла свое отражение в оспариваемом требование в столбце 4 в результате технической ошибки (опечатки), однако данная сумма доначислена обществу решением от 07.03.2008 N 02-1-23/041, что следует из его резолютивной части, и включена в итоговую сумму недоимки, указанную в этом же столбце требования.

Кроме того, суды отметили, что при оспаривании названного решения налогового органа, указанная сумма также был включена в предмет требования.

Таким образом, судами обоснованно признано недействительным требование ИФНС по железнодорожному району об уплате налогов, сборов, пени, штрафов N 51 по состоянию на 21.01.2009 в части предложения уплатить налог на прибыль организаций в сумме 237 647 864 рублей 49 копеек и соответствующие ей суммы пеней и штрафов и отказано в удовлетворении остальной части требований.

При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационных жалоб кассационная инстанция приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 февраля 2011 года по делу N А33-1188/2009, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы- без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Н.Н.Парская
Судьи
Т.А.Брюханова
И.Б.Новогородский

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-1188/2009
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 23 августа 2011

Поиск в тексте