ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2011 года Дело N А10-3298/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шелёминой М.М.,

судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,

при участии в судебном заседании представителей: Муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» главного врача Нечунаева Александра Павловича (приказ от 16.08.2002 N 239 о назначении на должность), Муравьёва Сергея Алексеевича (доверенность от 24.01.2011 N 26),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 октября 2010 года по делу N А10 3298/2010, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции - Рабдаева Л.Ю., суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Желтоухов Е.В., Ткаченко Э.В.),

установил:

муниципальное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» (далее - МУЗ «ССМП», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительными предписания по устранению выявленных нарушений от 01.06.2010 N 03 13/07 и представления от 01.06.2010 N 03 13/24 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее - ТУ ФСФБН в Республике Бурятия, Росфиннадзор).

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 октября 2010 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25 января 2011 года отказано в части удовлетворения требований о признании недействительным предписания от 01.06.2010 N 03-13/07, производство по делу в части признания недействительным представления от 01.06.2010 N 03-13/24 прекращено.

МУЗ «ССМП» обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 12, 70, 87, 242, 281-284, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 72 и 122 Административного регламента исполнения ФСБН государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета (далее - Регламент), пункта 2 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75-н, нарушения норм статьи 29, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы считает необоснованным вывод суда первой инстанции о неподведомственности арбитражному суду дела в части оспаривания представления, поскольку оно прямо затрагивает права и обязанности МУЗ «ССМП», а не его руководителя.

Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о доказанности нарушения учреждением бюджетного законодательства в виде неправомерного образования дебиторской задолженности на конец текущего финансового года за счет средств федерального бюджета и невозврата остатков средств, поскольку считает, что финансовым органом не доказано, что потребность в остатке неиспользованных субсидий утрачена, и извещения о возврате этих средств не направлялись; остаток наличия неиспользованных средств сам по себе не может быть расценен в качестве неэффективного использования средств федерального бюджета; доказательств неэффективности и нецелевого использования указанных средств не представлено; денежные средства, перечисленные учреждением в качестве аванса были использованы по целевому назначению - на выплату заработной платы медицинскому персоналу.

МУЗ «ССМП» указывает на то, что судами неправомерно учтено признание выявленного нарушения министерством здравоохранения Республики Бурятия, полагая, что оно не является вышестоящим для учреждения, которое имеет статус самостоятельного юридического лица и находится в ведении управления здравоохранения администрации города Улан-Удэ.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не приняты во внимание нарушения Росфиннадзором требований Регламента: о сроках направления предписания, об отсутствии в предписании указаний на способы по устранению выявленных нарушений.

В отзыве на кассационную жалобу Росфиннадзор считает её доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.

В судебном заседании 21 апреля 2011 года представители учреждения подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ТУ ФСФБН в Республике Бурятия Орлов А.С. считает доводы жалобы несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.

Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании с 21 апреля до 28 апреля 2011 года до 11 часов 15 минут, о чем сделано публичное извещение.

После объявления перерыва в судебном заседании, в составе суда в связи с длительным отсутствием ввиду болезни произведена замена судьи Кадниковой Л.А. на судью Пущину Л.Ю. (распоряжение от 27 апреля 2011 года).

28 апреля 2011 года после перерыва рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа начато сначала, в соответствии с требованиями части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вновь сформированным составом суда. В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились.

Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2011 года на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы отложено на 12 мая 2011 года на 11 часов 40 минут.

В судебном заседании 12 мая 2011 года представители учреждения подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия, Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на неё, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ТУ ФСФБН в Республике Бурятия в соответствии с централизованным заданием от 30.12.2010 N 43 01 02 25/6139 Росфиннадзора, приказом от 22.04.2010 N 57, проведена проверка использования средств федерального бюджета, направленных в 2009 году на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» в МУЗ «ССМП».

В результате проверки установлено и зафиксировано в акте от 06.05.2010 N 57 следующее: в нарушение статей 12, 34, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 216, 225, 240, 243 Налогового кодекса Российской Федерации МУЗ «ССМП» на основании письма Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 15.12.2009 N 6203 произведены авансовые платежи в сумме 903 976,92 рублей, в счет будущих периодов, что привело к неправомерному образованию дебиторской задолженности на конец текущего финансового года за счет средств федерального бюджета.

На основании данного акта ТУ ФСФБН в Республике Бурятия в адрес учреждения вынесено предписание от 01.06.2010 N 03-13/07, которым учреждению в связи с неправомерным расходованием средств федерального бюджета предписано не позднее одного месяца с даты получения предписания устранить выявленное нарушение возмещением в доход федерального бюджета на код Администратора Росфиннадзора поступлений и доход по финансовым нарушением 151 1 16 32000 01 0000 140 «Денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части федерального бюджета), авансовый платеж в сумме 903 976,92 рублей.

Представлением от 01.06.2010 N 03-13/24 главному врачу МУЗ «ССМП» Нечунаеву А.П. предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

МУЗ «ССМП», полагая, что представление и предписание не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным предписания, исходили из доказанности Росфиннадзором соответствия оспариваемого предписания действующему законодательству и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя. Прекращая производство по делу в части признания недействительным представления, суд первой инстанции признал спор в этой части неподведомственным арбитражному суду, поскольку оспариваемый акт вынесен в отношении конкретного физического лица - Нечунаева А.П.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Выполняя требования части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно включили в предмет доказывания (судебного исследования) по делу совокупность следующих обстоятельств: соответствия (несоответствия) обжалуемого ненормативного правового акта действующему законодательству и иному нормативному правовому акту, наличия полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, возлагается на орган, принявший акты (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми актами законных прав лежит на лице, оспаривающем эти акты (статья 65 Кодекса).

В соответствии со статьёй 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает в основе использования денежных средств принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Согласно статье 242 названного Кодекса операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями настоящей статьи (часть 1).

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (часть 3). Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (часть 4).

Межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.

В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации. Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (часть 5).

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что статья 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации применима только к главным распорядителям бюджетных средств, не может быть принят во внимание, как основанный на ошибочном толковании данной нормы и не учитывающий, что частью 4 этой статьи предусмотрена обязанность именно получателей бюджетных средств по перечислению неиспользованных остатков бюджетных средств на единый счет бюджета.

Судом апелляционной инстанции правомерно учтены при рассмотрении данного дела положения статьи 24 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 года и на плановый период 2011 и 2012 годов».

В силу части 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено этим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Статьей 24 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 года и на плановый период 2011 и 2012 годов» предусмотрены особенности исполнения федерального бюджета в 2010 году. Пунктом 7 этой статьи установлено, что неиспользованные по состоянию на 1 января 2010 года остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций (за исключением субвенций на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов), субсидий (за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности), иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение первых 15 рабочих дней 2010 года.

Подпунктом г) пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1181 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» предусмотрена аналогичная норма.

Порядок предоставления субсидий на осуществление выплат медицинскому персоналу учреждений скорой медицинской помощи в 2009 году был урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1088 «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования - учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации».

Письмом Минфина Российской Федерации, Казначейства Российской Федерации от 11.12.2009 N 02-03-05/5624, N 42-7.1-15/5.4-715 также разъяснено, что неиспользованные по состоянию на 1 января 2010 года остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций (за исключением субвенций на реализацию предаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов), субсидий (за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности), иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение первых пятнадцати рабочих дней 2010 года.

Главным администратором бюджетных средств не принималось иных решений об использовании неиспользованных остатков субсидий на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения.

Учитывая изложенное, судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о том, что неиспользованные в 2009 году остатки предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения подлежали возврату в федеральный бюджет в течение первых 15 рабочих дней 2010 года.

Между тем, как установлено судами и не оспаривается заявителем, в данном случае учреждение использовало остаток субсидий, полученных в 2009 году, на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, перечислив их (авансом) на выплату заработной платы за январь 2010 года и в счет уплаты соответствующих налогов и страховых взносов.

Учреждению не вменялось в вину нецелевое расходование бюджетных средств, в связи с чем, доводы кассационной жалобы о целевом характере расходования данных средств не могут быть учтены, как не имеющие правового значения в данном случае.

Из оспариваемого предписания от 01.06.2010 N 03-13/07 следует, что Росфиннадзором установлено неправомерное расходование средств федерального бюджета.

Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 15.07.1996 N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», не утратившему силу и в настоящее время, средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Так как судами установлено, что учреждение израсходовало остатки субсидии на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения в нарушение статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также требований пункта 7 статьи 24 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», то есть незаконно, обоснован вывод судебных инстанций о том, что Росфиннадзором правомерно возложена на учреждение обязанность по возмещению таких средств в доход федерального бюджета.

Приведённые доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, были предметом рассмотрения судами двух инстанций и мотивированно отклонены по результатам исследования и оценки всех представленных в материалы дела доказательств.

Ссылки учреждения на нарушение Росфиннадзором требований Регламента о сроках направления предписания, об отсутствии в предписании указаний на способы по устранению выявленных нарушений, не могут быть учтены, как не влияющие на правильность названных суждений судебных инстанций.

Выводы судов двух инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.

Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов и учёта доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.

Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованности суждения суда первой инстанции о неподведомственности арбитражному суду дела в части оспаривания представления от 01.06.2010 N 03 13/24, не заявлялся при апелляционном обжаловании судебного акта и не был предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции. Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда в этой части, учитывая, что выводы Арбитражного суда Республики Бурятия основаны на конкретных фактических обстоятельствах данного дела и не противоречат положениям частей 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.