ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 декабря 2011 года Дело N А58-267/11

Резолютивная часть постановления объявлена 5 декабря 2011 года

В полном объеме постановление изготовлено 12 декабря 2011 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе

председательствующего Скубаева А.И.,

судей: Зуева А.О., Левошко А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования Городской округ «Город Якутск» в лице Окружной администрации города Якутск на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2011 года по делу N А58-267/11 (суд первой инстанции: Семенова У.Н.),

установил:

открытое акционерное общество «Сахатранснефтегаз» (далее - ОАО Сахатранснефтегаз», ОГРН 1031402073097) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию Городской округ «Город Якутск» в лице Окружной администрации города Якутск (далее - администрация, ОГРН 1031402045124) о взыскании 1 321 222 рублей 46 копеек задолженности за поставленный природный газ по договору от 22.06.2010 N 20-165 за период с января по июль 2010 года и 105 989 рублей 56 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.02.2010 по 25.07.2011. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение «Управа Строительного округа города Якутска», муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания «Комфорт».

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2011 года исковые требования удовлетворены.

Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2011 года апелляционная жалоба администрации возвращена заявителю на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, в удовлетворении исковых требований отказать.

Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность принятого судебного акта, поскольку действующие нормы гражданского и жилищного законодательства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг не предусматривают императивных норм, предписывающих муниципальному фонду нести расходы по оплате за коммунальные услуги и жилое помещение, переданное арендаторам или нанимателям. Кроме того, указывает, что истцом не представлены акты об установлении границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, доказательства, подтверждающие обязанность ответчика по оплате долга, а также поставки газа. Считает, что в перечне жилых домов значатся дома, находящиеся в управлении ТСЖ «Тройка». Истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора.

В отзыве на кассационную жалобу на ОАО «Сахатранснефтегаз» ссылается на законность принятого судебного акта.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их о

тсутствие.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 29 ноября 2011 года объявлялся перерыв до 11 часов 20 минут 5 декабря 2011 года, о чем сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://www.fasvso.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено без участия сторон.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) о применении норм права установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Судами установлено, что 22.06.2010 между ОАО «Сахатранснефтегаз» (поставщик) и Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» (абонент) заключен договор поставки природного газа N 20-165, согласно которому истец обязался производить поставку природного сетевого газа в многоквартирные дома ответчика, указанные в приложении N 1, а абонент в свою очередь обязался ежемесячно принимать и оплачивать отпускаемый по договору газ.

Пунктом 2.4.6 договора установлено, что при изменении балансодержателя жилого фонда, находящегося в управлении абонента, либо при приеме в управление домов, находившихся в управлении других организаций, абонент обязуется в течение 5 (пяти) рабочих дней предоставить поставщику все подтверждающие передачу с баланса на баланс документы (протокол собрания собственников жилья, договор, акты приема-передачи и пр.) и сообщить о том, кто является правопреемником по обязательствам бывшего балансодержателя. Ненадлежащее исполнение обязательств по оплате полученного природного газа и начисленной за просрочку исполнения обязательств неустойки послужило основанием для предъявления настоящего иска.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами и не вытекает из существа обязательства, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547).

Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и Правилами поставки газа, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), предусмотрено применение при снабжении газом юридических лиц параграфа 3 главы 30, также возможно применение по аналогии отдельных правил, установленных статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 названной статьи).

В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению органов местного самоуправления относятся вопросы организации газоснабжения в границах поселения.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из указанных в названной части статьи 161 Кодекса способов управления многоквартирным домом.

Согласно представленному в материалы дела передаточному акту государственного учреждения «Округ-Строительный» от 08.08.2003 N 35/166, утвержденному распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 12.08.2003 N 1753, на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.01.2003 N 29, постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.03.2003 N 179, в соответствии с договором о безвозмездной передаче государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципальному образованию «Город Якутск» от 30.05.2003 передано ГУ «Округ-Строительный», в т.ч. имущество с балансовой стоимостью 6 377 999,99 тысяч рублей, с остаточной стоимостью 4 206 866 тысяч рублей. В соответствии с приложением N 1 к данному передаточному акту в перечень имущества передаваемого учреждения включены также жилые дома по адресам: ул. Верхоянская, 8, ул. Дзержинского, 35/1, ул. Жорницкого, 18, 44, ул. Клары Цеткин, 17/1, 19/1, 25/1, ул. Кальвица, 16, 26/2, 28/1, 30/3, 32/1, ул. Космонавтов, 1, ул. Петра Алексеева, 2/3, ул. Пекарского, 3, ул. Пионерская, 37, 43/1, 6/2, ул. Рыдзинского, 11, 13, ул. Семена Данилова, 20/1, 3/1, 5, 5/1, 7, 7/1, 9, 9/1, 9/5, ул. Свердлова, 20, ул. Семилетки, 24, ул. Халтурина, 13/1, 15, 15/1, 15/3, 15/4, 32, 34, 36, 5, 5/1, ул. Якутская, 11, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29. Согласно письму Департамента имущественных отношений Окружной администрации города Якутска от 13.05.2011 вышеперечисленные жилые дома являются муниципальными.

В материалах дела представлены копии свидетельств о государственной регистрации права на квартиры, находящиеся в собственности граждан, проживающих в спорных жилых домах, копии договоров, поквартирные карточки, контрольные талоны к ордерам, типовой договор социального найма. Оценив представленные в материалы дела доказательства, в частности технические условия на подключение к существующим источникам газоснабжения, передаточный акт от 08.08.2003 N 35/166, а также учитывая пояснение ответчика, суд обоснованно пришел к выводам о том, что материалами дела подтверждается присоединение газопроводных сетей истца к сетям спорных жилых домов, находящихся на балансе ответчика, и наличия у ответчика как владельца имущества, имеющего на обслуживании газовые сети, присоединенные к сетям поставщика, статуса абонента. Поставка ответчику газа в спорный период подтверждается актами выполненных работ.

Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что собственники помещений спорных многоквартирных жилых домов выбрали способ управления этими жилыми домами, равно как и отсутствуют доказательства исполнения ответчиком требований части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. В рассматриваемом случае, суд правильно указал, что ответчик является владельцем газопроводных сетей и абонентом по договору поставки природного газа. Следовательно, обоснованно пришел к выводу о том, что Окружная администрация Городского округа «Город Якутск» является обязанным лицом по оплате поставленного газа в спорные жилые дома.

В обоснование объема поставленного газа истец представил реестр жилых домов с информацией о количестве проживающих граждан, полученной от муниципального учреждения «Департамент информационно-вычислительных технологий» Городского округа «Город Якутск». Расчет нормативного потребления газа многоквартирными домами (при отсутствии приборов учета) произведенный исходя из количества проживающих граждан в квартирах, тарифа коммунальной услуги, утвержденного Постановлением РЭК РС (Я) от 18.12.2009 N 110, а также норм потребления газа населением в квартирах (домах) на приготовление пищи, горячей воды и отопление при отсутствии приборов учета расхода газа, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.1999 N 630, положений пункта 41 Правил N 549, проверен судом и признан правильным. В отсутствие доказательств оплаты поставленного газа в жилые дома в сумме 1 321 222 рублей 46 копеек, суд обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании с ответчика долга в указанном размере.

Учитывая, что факт неисполнения ответчиком обязательств по оплате поставленного газа подтвержден материалами дела, суд обоснованно удовлетворил исковые требования ОАО Сахатранснефтегаз» о взыскании с ответчика 105 989 рублей 56 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.02.2010 по 25.07.2011, расчет суммы которых произведен истцом на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы ответчика о том, что задолженность по поставленному природному газу по приватизированным квартирам должны оплачивать собственники, наниматели жилых квартир; в перечне жилых домов значатся дома, находящиеся в управлении иной организации; о том, что истцом не представлены акты об установлении границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, доказательства, подтверждающие поставку газа и наличие обязанности у ответчика по оплате долга, а также о том, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора, отклоняются судом кассационной инстанции, как несостоятельные.

Ответчиком не представлены доказательства установления обязательного соблюдения претензионного порядка законом или договором, а обстоятельства спора, связанные с наличием оснований для взыскания с ответчика стоимости поставленного газа, были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что не соответствует целям и задачам кассационного судопроизводства (глава 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2011 года по делу N А58-267/11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
А.И.Скубаев
Судьи
А.О.Зуев
А.Н.Левошко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка