ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2011 года Дело N А19-5133/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Высокос М.Д., Чупрова А.И.,

при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Молоковой Светланы Васильевны (доверенность от 31.01.2011),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июня 2011 года по делу N А19-5133/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Никифорюк Е.О., Рылов Д.Н.),

установил:

Служба ветеринарии Иркутской области (далее - Служба ветеринарии, учреждение, ОГРН 1043801011011, г.Иркутск, ул.Красноказачья,10) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - УФАС по Иркутской области, антимонопольный орган, ОГРН 1033801033155, г.Иркутск, ул.Российская,17) о признании недействительным решения от 10.12.2010 N 432 и предписания от 10.12.2010 N 301.

Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Областного государственного учреждения «Ангарская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Аларская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Братская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Баяндаевская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Боханская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Заларинская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Зиминская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Иркутская городская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Иркутская районная станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Казачинско-Ленская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Качугская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Киренская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Куйтунская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Нижнеилимская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Нижнеудинская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Нукутская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Осинская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Слюдянская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Тулунская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Тайшетская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Усольская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Усть-Илимская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Усть-Кутская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Усть-Удинская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Черемховская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Чунская станция по борьбе с болезнями животных», Областного государственного учреждения «Эхирит-Булагарская станция по борьбе с болезнями животных» и Министерства имущественных отношений Иркутской области.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 2 июня 2011 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2011 года решение суда от 2 июня 2011 года оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, УФАС по Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии», Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля», в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель УФАС по Иркутской области в судебном заседании подтвердила позицию, изложенную в кассационной жалобе.

В отзыве на кассационную жалобу Служба ветеринарии считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, приказом антимонопольного органа от 27.10.2010 N 596 в отношении Службы ветеринарии возбуждено дело N 596 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Решением антимонопольного органа от 10.12.2010 N 432 учреждение признано нарушившим положения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с не приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства уставов областных государственных учреждений ветеринарии (станций по борьбе с болезнями животных) в части указания на осуществление ветеринарно-санитарной экспертизы в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, а также пищевых продуктов животного и растительного происхождения промышленного изготовления (продовольственное сырье животного происхождения и пищевые продукты животного происхождения, изготовленные промышленным способом).

Предписанием антимонопольного органа от 10.12.2010 N 432 учреждению указано устранить допущенное нарушение.

Признавая незаконными указанные ненормативные правовые акты антимонопольного органа, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что обжалуемые акты не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий.

Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Арбитражными судами учтено, что антимонопольный орган квалифицировал как нарушение вышеприведенной нормы Закона о защите конкуренции, выраженное в бездействии по не приведению пункта 2.5 уставов подведомственных учреждений ветеринарии в соответствие с действующим законодательством (в части исключения права проведения ими ветеринарно-санитарной экспертизы пищевых продуктов промышленного изготовления).

В этой связи суды обоснованно руководствовались положениями Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» и утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706 Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, согласно которым учреждения, подведомственные уполномоченным в области ветеринарии органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют не только государственный ветеринарный надзор, но и оказывают ветеринарные услуги.

Учреждение в силу устава подведомственно органам исполнительной власти Иркутской области в области ветеринарии и вправе оказывать платные ветеринарные услуги, к которым в соответствии с пунктом 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.08.1998 N 898, и пунктом 2.3 Перечня платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями Государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Минсельхозом России 20.01.1992 N 2-27-145, относится ветеринарно-санитарная экспертиза пищевых продуктов, реализуемых на рынках, ярмарках и в других местах торговли (кроме исследования мяса на трихинеллез).

Согласно пункту 10 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898, платные ветеринарные услуги оказываются исполнителем на основе заключения договора, оформления абонементного обслуживания или выдачи жетона, талона, кассового чека, квитанции или других документов установленного образца.

Следовательно, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы относится к платным ветеринарным услугам и осуществляется на основании договора, то есть на добровольных началах.

При таких обстоятельствах, вывод судов о недоказанности антимонопольным органом нарушения Службой ветеринарии запретов, содержащихся в части 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции, является правильным.

Оспаривая выводы судов, антимонопольный орган ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1009 « О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля», на основании которого, по мнению Иркутского УФАС России, продовольственное сырье животного происхождения, подвергшееся промышленной или тепловой обработке (продовольственное сырье животного происхождения и пищевые продукты животного происхождения, изготовленные промышленным способом), не является объектом государственного ветеринарного надзора. Данная ссылка обоснованно не принята судами двух инстанций.

Названным постановлением Правительства определен круг органов государственной власти, полномочных осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов. Однако Службы ветеринарии Иркутской области в данном перечне нет.

Уставы учреждений ветеринарии являются их учредительными документами, требования которых в силу статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» обязательны для исполнения самими учреждениями и их учредителем.

Кроме того, Уставы учреждений не могут быть отнесены ни к актам (к решениям), о которых упоминается в части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, ни к действиям органов государственной власти, которые бы устанавливали требования к товарам или к хозяйствующим субъектам, необоснованно препятствовали таковым в осуществлении деятельности или порождали правовые последствия для неопределенного круга лиц.

Согласно решению антимонопольного органа, Службе ветеринарии вменено нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, которое выразилось в бездействии по не приведению пункта 2.5 Уставов подведомственных учреждений ветеринарии в соответствие с действующим законодательством (в части исключения права проведения ими ветеринарно-санитарной экспертизы пищевых продуктов промышленного изготовления).

Однако антимонопольным органом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, не приведено конкретной нормы права, обязывающей Службу ветеринарии внести подобные изменения в Уставы станций по борьбе с болезнями животных.

Также правильными являются и выводы судов о том, что учреждения ветеринарии осуществляют не только государственный ветеринарный надзор, но и вправе оказывать ветеринарные услуги, к которым относится и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы.

При этом судами обоснованно не принят во внимание довод антимонопольного органа о том, что закрепление в Уставах станций по борьбе с животными права на оказание платных услуг по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы пищевой продукции (в том числе промышленного изготовления) в местах торговли и, как следствие, выполнение незаконных требований этих учреждений о проведении такой экспертизы приводит или может привести к ограничению конкуренции, поскольку включение в уставы учреждений подобного положения не возлагает на хозяйствующих субъектов обязанностей по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы пищевых продуктов промышленного изготовления.

Правомерными являются и выводы судов о том, что проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевых продуктов промышленного изготовления не является обязательным для субъектов хозяйственной деятельности, однако они вправе в добровольном порядке, заключив со станцией по борьбе с болезнями животных договор на оказание платных ветеринарных услуг, провести ветеринарно-санитарную экспертизу таких пищевых продуктов, что, как правильно указал суд апелляционной инстанции, не может также рассматриваться в качестве ограничения конкуренции.

При таких обстоятельствах законными и обоснованными являются выводы судов о недоказанности антимонопольным органом нарушения Службой ветеринарии Иркутской области запретов, содержащихся в пункте 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для ее удовлетворения, вследствие чего обжалуемые судебные акты по данному делу в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июня 2011 года по делу N А19-5133/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Л.Ю.Пущина
Судьи
М.Д.Высокос
А.И.Чупров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка