• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 января 2012 года Дело N А58-3717/11

Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2012 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителя Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) Валуйской Ольги Юрьевны (доверенность от 10.01.2012),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 августа 2011 года по делу N А58-3717/11 (суд первой инстанции: Бадлуева Е.Б., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Панькова Н.М., Рылов Д.Н.);

установил:

открытое акционерное общество «Ленское объединенное речное пароходство» (ОГРН: 1021401045258, г. Якутск) (далее - ОАО «ЛОРП», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) (далее - управление, административный орган, ОГРН 1041402044540, г.Якутск) о признании незаконным и отмене постановления от 08.06.2011 N 26 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации). Делу присвоен N А58-3717/2011.

По делу N А58-3718/2011 открытое акционерное общество «Ленское объединенное речное пароходство» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 08.06.2011 N 24 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2011 дела N А58-3718/2011 и N А58-3717/2011объединены в одно производство.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 августа 2011 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2011 года решение суда от 5 августа 2011 года оставлено без изменения.

Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам нарушения судом норм материального и норм процессуального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, датой совершения вменяемого обществу правонарушения является дата закрытия паспорта сделки 16.07.2011, то есть, когда ОАО «ЛОРП» подтвердило прекращение обязательств по чартеру. В связи с этим заявитель жалобы считает, что срок давности привлечения ОАО «ЛОРП» к административной ответственности на момент вынесения постановлений от 08.06.2011 N 24, N 26 не истёк.

Кроме того, заявитель жалобы считает, что вина общества в совершении правонарушения доказана.

Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку обжалуемое решение суда первой инстанции от 5 августа 2011 года оставлено без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27 октября 2011 года, последнее также подлежит проверке по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам по делу.

Как следует из материалов дела, в результате проведённой проверки соблюдения ОАО «ЛОРП» валютного законодательства Российской Федерации должностным лицом управления выявлено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». По результатам проверки составлен акт проверки от 30.03.2011.

26.05.2011 должностным лицом административного органа в отношении ОАО «ЛОРП» составлены протоколы N 98-11/13, N 98-11-15 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации.

Постановлением от 08.06.2011 N 24 ОАО «ЛОПР» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации, в виде административного штрафа размере 2 892 401 рублей 14 копеек (94 640, 75 долларов США по курсу 30, 5619 руб./$) за нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ, выразившееся в не обеспечении получения в установленный срок от Компании «Севен Оушенс Интернейшнл Шиппинг энд Трейдинг Сервисис ЛтД» (далее - Компания «Севен Оушенс») на банковский счет ОАО «ЛОРП» в уполномоченном банке иностранной валюты в размере 126 187,67 долларов США по паспорту сделки N 10060004/3292/0013/9/0, причитающейся в соответствии с условиями стандартного бэрбоутного чартера Балтийского и Международного морского совета б/н от 21.09.2009 за переданный теплоход «Сибирский-2102» (протокол об административном правонарушении от 26.05.2011 N 98-11/13) .

Как установлено судами и следует из материалов дела по данному факту между ОАО «ЛОРП» (судовладелец) и Компанией «Севен Оушн» (фрахтователь) 21.09.2009 заключен стандартный бэрбоутный чартер на аренду теплохода «Сибирский 2102» на период 24 календарных месяца с арендной платой 14 000 долларов США за календарный месяц банковским переводом, срок поступления арендной платы определен в срок не позднее 22.09.2010.

12.02.2010 между сторонами по стандартному бэрбоутному чартеру заключено соглашение N 1 к бэрбоут-чартеру от 21.09.2009 об изменении способа оплаты по бербоут-чартеру в размере 126 187, 67 долларов США, согласно которому указанная сумма была оплачена ОАО «ЛОРП» путем зачета суммы финансовых обязательств общества (Судовладельца) перед фрахтователем (Компания), образовавшихся в связи с состоявшейся цессией. Согласно договору цессии от 20.10.2009 года Цессионарий (Компания «Севен Оушен» Интернейшнл Шиппинг энд Трейдинг Сервисес ЛтД) получил от ООО «Ориент Лайн» право требования задолженности от ОАО «ЛОРП» в размере 126 187,67 долларов США.

Таким образом, 12.02.2010 по стандартному бэрбоутному чартеру ОАО «ЛОРП» получена сумма в размере 126 187,67 долларов США без обязательного зачисления её на валютный счет резидента, то есть общество получило исполнение обязательства по валютному контракту способом, который в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ в данном случае не мог быть применен, тем самым фактически были нарушены требования части 1 статьи 19 названного Закона.

Постановлением 08.06.2011 N 2о ОАО «ЛОРП» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации, в виде административного штрафа размере 2 892 401 рублей 14 копеек (94 640, 75 долларов США по курсу 30 5619 руб./$).

По указанному факту административным органом вменяется обществу нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ, выразившееся в не обеспечении получения в установленный срок от Компании «Севен Оушенс» Интернейшнл Шиппинг энд Трейдинг Сервис Лтд»») на банковский счет ОАО «ЛОРП» в уполномоченном банке иностранной валюты в размере 126 187,67 долларов США по паспорту сделки N 10060002/3292/0013/9/0, причитающейся в соответствии с условиями стандартного бэрбоутного чартера Балтийского и Международного морского совета б/н от 21.09.2009 за переданный теплоход «Сибирский-2106» (протокол об административном правонарушении N 98-11/15).

Между Обществом (судовладелец) и Компанией «Севен Оушенс» (фрахтователь) 21.09.2009 заключен стандартный бербоутный чартер на аренду теплохода «Сибирский 2106» на период 24 календарных месяца с арендной платой 12 500 долларов США за календарный месяц банковским переводом. Моментом передачи судна сторонами определено 22.09.2009, в связи с чем с учетом условий пункта 10 части II стандартного бэрбоутного чартера срок поступления арендной платы определен в срок не позднее 22.09.2010.

12.02.2010 заключено Соглашение N 1 к бэрбоут-чартеру от 21.09.2009 между обществом и Компания «Севен Оушенс Интернейшнл Шиппинг энд Трейдинг Сервисис ЛтД» об изменении способа оплаты по бэрбоут - чартеру в размере 126 187, 67 долларов США, согласно которому указанная сумма была оплачена ОАО «ЛОРП» путем зачета суммы финансовых обязательств Общества (Судовладельца) перед фрахтователем (Компания «Севен Оушенс Интернейшнл Шиппинг энд Трейдинг Сервисис ЛтД»), образовавшихся в связи с состоявшейся цессией. Согласно договору цессии от 20.10.2009 N 4 Цессионарий (Компания «Севен Оушенс») получил от ООО «Ориент Лайн» право требования задолженности от ОАО «ЛОРП» в размере 126, 187,67 долларов США.

Таким образом, 12.02.2010 по стандартному бэрбоутному чартеру ОАО «ЛОРП» получена сумма в размере 126 187,67 долларов США без обязательного зачисления её на валютный счет резидента, то есть общество получило исполнение обязательства по валютному контракту способом, который в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ в данном случае не мог быть применен, тем самым фактически также были нарушены требования части 1 статьи 19 названного Закона.

Суды двух инстанций, признавая по заявлению ОАО «ЛОРП» незаконными постановления от 08.06.2011 N 24, N 26 и отменяя их, исходили из того, что оспариваемые постановления были вынесены административным органом по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.

Суды посчитали, что срок давности привлечения к административной ответственности за вменяемые обществу административные правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации, следует исчислять с 12.02.2010, то есть с момента заключения соглашений N 1 к бэрбоут-чартерам от 21.09.2009 об изменении способа оплаты по бэрбоут-чартерам путём зачета суммы финансовых обязательств общества перед фрахтователем, образовавшихся в связи с состоявшейся цессией, в счёт авансовых платежей по фрахту.

Выводы судов двух инстанций основаны на нормах материального права и фактических обстоятельствах дела.

Управление, не соглашаясь с выводами судов, ссылается на то, что срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с 16.07.2010, даты, когда были закрыты паспорта сделки. По мнению заявителя кассационной жалобы, в этот день ОАО «ЛОРП» подтвердило прекращение обязательств по бэрбоут-чартерам.

Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не могут быть учтены судом кассационной инстанции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Частью 4 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Поскольку вменяемые обществу правонарушения окончены в момент, когда произошло исполнение обязательства по валютному контракту без фактического зачисления валютной выручки на валютный счет резидента, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что правонарушения совершены 12.02.2010.

Согласно статье 4.5 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьёй 1.6 КоАП Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Принимая во внимание, что срок давности по части 4 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации, установленный статьёй 4.5 КоАП Российской Федерации, составляет один год с момента совершения административного правонарушения, поэтому постановления от 08.06.2011 N,N 24,26 свидетельствуют о вынесении их с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности.

В пункте 6 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации определено, что при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

С учетом изложенного, выводы судов двух инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются правомерными.

Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 августа 2011 года, постановление Четвёртого арбитражного апелляционной суда от 27 октября 2011 года в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 августа 2011 года по делу N А58-371711, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Л.Ю.Пущина
Судьи
А.И.Чупров
М.М.Шелёмина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А58-3717/11
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 31 января 2012

Поиск в тексте