ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 января 2012 года Дело N А58-4354/10

Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2012 года

В полном объеме постановление изготовлено 31 января 2012 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе

председательствующего Скубаева А.И.,

судей: Рудых А.И., Соколовой Л.М.,

при участии представителей администрации муниципального образования «Алданский район» Петрова Андрея Владимировича (доверенность от 12.01.2012 N 01-33), Мазурока Вадима Владимировича (доверенность от 12.01.2012),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) в лице администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2011 года по делу N А58-4354/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Семенова У.Н.; апелляционный суд: Куклин О.А., Клепикова М.А., Стрелков А.В.),

установил:

государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее - ГУП «ЖКХ РС (Я)», ОГРН 1031402044145) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации муниципального образования «Город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия) о взыскании 1 773 358 рублей 66 копеек задолженности, образовавшейся в связи с предоставлением коммунальных ресурсов и водоотведения для нужд населения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в связи с применением государственных регулируемых цен (субвенции) за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование «Алданский район» Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031400017230), Финансово-казначейское управление министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Алданскому улусу.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2010 года исковые требования удовлетворены. С администрации муниципального образования «Город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия) за счет казны муниципального образования взыскано 1 773 358 рублей 66 копеек долга.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 февраля 2011 года решение суда первой инстанции от 12 октября 2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение с тот же суд.

При новом рассмотрении дела определениями Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2011 года произведена замена ответчика по делу с администрации муниципального образования «Город Томмот» Алданского улуса Республики Саха (Якутия) на муниципальное образование «Алданский район» Республики Саха (Якутия). Указанные лица исключены из числа ответчиков и третьих лиц по делу. К участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: администрация муниципального образования «Город Томмот» Алданского улуса Республики Саха (Якутия) и Управление министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Алданскому улусу (с учетом уточнения наименования, принятого судом определением от 24 мая 2011 года).

До принятия по делу решения истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) 1 773 358 рублей 66 копеек убытков за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2011 года, оставленным без изменения постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2011 года, исковые требования удовлетворены. С муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) за счет казны муниципального образования в пользу истца в качестве возмещения убытков взыскано 1 773 358 рублей 66 копеек.

Не согласившись с принятыми судебными актами, муниципальное образование «Алданский район» Республики Саха (Якутия) обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение. Заявитель кассационной жалобы считает несоответствующими фактическим обстоятельствам дела выводы судов двух инстанций о наличии у администрации муниципальное образование «Алданский район» Республики Саха (Якутия) обязанности возместить истцу убытки. При этом ссылается на то, что им полностью исполнены обязательства перед муниципальным образованием «Город Томмот» Алданского улуса Республики Саха (Якутия) по перечислению субсидий в пределах, выделенных Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в течение 2009 года. Задолженность, по мнению ответчика, у муниципального образования «Город Томмот» возникла по вине самого муниципального образования вследствие несоблюдения установленного механизма возмещения затрат ресурсоснабжающих организаций, возникающих в связи с разбором воды (теплоносителя) из системы отопления потребителями.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Истец и третьи лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствии.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между ГУП «ЖКХ РС (Я)» (получатель) и муниципальным образованием «Город Томмот» Алданского улуса Республики Саха (Якутия) (распорядитель) заключен договор от 01.01.2009 N 02/03-09 «О субсидировании (компенсации выпадающих доходов) организациям, предоставляющих коммунальные ресурсы и водоотведение для нужд населения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в связи с применением государственных регулируемых цен». Договор регулирует отношения по предоставлению распорядителем получателю бюджетных средств в виде субсидий, в связи с применением государственных регулируемых цен, далее компенсации выпадающих доходов при поставке коммунальных ресурсов и водоотведения для нужд населения, проживающего на территории муниципального образования (пункт 1.1 договора). Компенсация предоставляется в виде безвозмездного перечисления получателю денежных средств в размере плановой компенсации с учетом недопоставки (перепоставки) (пункт 1.2 договора).

Как следует из пункта 2.1 договора сумма планового объема компенсации получателю на финансовый год формируется исходя из плановых объемов поставок коммунальных ресурсов, рассчитанных согласно утвержденной характеристики жилищного фонда и в соответствии с действующими нормативами и тарифами. Приложением N 1 к договору стороны согласовали стоимость поставки коммунальных ресурсов и водоотведения жилому фонду муниципального образования «Город Томмот» Алданского улуса Республики Саха (Якутия). Приложением N 2 стороны согласовали распределение договорной суммы субсидий на компенсацию выпадающих доходов в связи с государственным регулированием цен на 2009 год по муниципальному образованию «Город Томмот».

Пунктом 2.4 соглашения от 11.03.2009 N 19-ДМО, подписанного между Министерством финансов Республики Саха (Якутия) и муниципальным образованием «Алданский район» Республики Саха (Якутия), установлен размер субсидий на финансирование убытков по содержанию жилого фонда муниципального образования в связи с государственным регулированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения в размере 562 771 000 рублей в разрезе поставщиков, согласно приложения N 5.

В пункте 2.1.1 Протокола согласования рассмотрения разногласий, выставленных администрацией муниципального образования «Алданский район» при подписании соглашения N 19-ДМО решено: министерству финансов Республики Саха (Якутия) в ходе исполнения государственного бюджета рассмотреть возможность уточнения расходов по субсидии для финансирования убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства в связи с установлением государственных регулируемых цен на сумму 34 458 800 рублей, с учетом исполнения доходов и фактической поставки коммунальных услуг поставщиками по итогам первого полугодия текущего года.

Указанные денежные средства министерством финансов Республики Саха (Якутия) были перечислены ответчику с указанием в назначении платежа «субсидии на финансирование убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в связи с установление государственных регулируемых цен». Поставка коммунальных ресурсов и оказание услуг по водоотведению для нужд населения на сумму 117 881 690 рублей 96 копеек подтверждены актами. Муниципальным образованием «Город Томмот» Алданского улуса Республики Саха (Якутия) перечислено истцу 116 108 282 рублей 30 копеек, составляющих разницу между реальными расходами последнего на производство тепловой энергии и установленными для населения тарифами. С учетом сальдо на 01.01.2009 в сумме 50 рублей, некомпенсированная сумма истцу составила 1 773 358 рублей 66 копеек.

Актом сверки взаимных расчетов по финансированию убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства в связи с установлением государственных регулируемых цен по состоянию на 31.12.2009 муниципальное образование «Город Томмот» Алданского улуса Республики Саха (Якутия) признало сумму долга в указанном размере. Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору послужило основанием для обращения ГУП «ЖКХ РС (Я)» в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела и установив, что ответчиком наличие задолженности не оспаривается, доказательств возмещения истцу расходов, возникших в результате исполнения обязательств по договору, не представлено, руководствуясь положениями статьи 309, часть 3 статьи 401, статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», удовлетворил исковые требования ГУП «ЖКХ РС (Я)», взыскав с администрации муниципального образования «Город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия) за счет казны муниципального образования 1 773 358 рублей 66 копеек долга.

Судом кассационной инстанции в постановлении от 7 февраля 2011 года было указано, что судом первой инстанции выводы о наличии у муниципального образования «Город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия) обязанности по возмещению убытков, возникших в результате разницы между экономически обоснованными затратами и утвержденными тарифами, сделаны без исследования и оценки всех обстоятельств по делу. Суд при установлении лица, обязанного оплатить расходы истца, не учел порядок возмещения указанных расходов, установленный действующим законодательством; делая вывод о том, что муниципальное образование «Город Томмот» Алданского улуса Республики Саха (Якутия) является распорядителем бюджетных средств, в связи с чем на него возложена обязанность компенсировать выпадающие доходы ГУП «ЖКХ РС (Я)», суд не указал на основании какого закона субъекта истец был наделен полномочиями по государственному регулированию тарифа; решение суда первой инстанции не содержит ссылок на нормы права, регулирующие сложившиеся правоотношения относительно обязательств по возмещению межтарифной разницы, возникшей в связи с утвержденным тарифом на тепловую энергию ниже уровня себестоимости. В связи с указанными обстоятельствами решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2010 года было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

Суду было предложено при новом рассмотрении дела дать правовую оценку правоотношениям сторон; определить предмет судебного исследования; выяснить вопрос о наличии у ответчика полномочий заключать спорный договор, установить возлагал ли субъект Российской Федерации на администрацию муниципального образования «Город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия) обязательства по возмещению межтарифной разницы и принимал ли ответчик на себя данные обязательства; выяснить определен ли порядок и механизм предоставления средств бюджета городского округа «Город Томмот» и передаваемых ему субсидий из бюджетов вышестоящего уровня предприятиям и организациям, оказывающим услуги теплоснабжения в спорный период, а также выделялись ли субъектом Российской Федерации ответчику денежные средства для компенсации расходов истца в виде разницы между экономически обоснованными затратами и утвержденными тарифами, и с учетом этого установить лицо, обязанное возместить истцу убытки.

В нарушение части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания суда кассационной инстанции, данные в постановлении от 7 февраля 2011 года не исполнены.

Произведя замену ответчика и сделав вывод о наличии у муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) обязанности возместить истцу возникшие у него убытки, тем самым разрешив возникший между сторонами спор за счет установления иного лица, обязанного оплатить возникшую у истца задолженность, суды двух инстанций при новом рассмотрении дела не дали оценку разработанному субъектом механизму возмещения затрат ресурсоснабжающей организации в связи с применением государственных регулируемых цен; не установили природу образовавшейся задолженности; не дали оценку утверждениям ответчика о перечислении муниципальному образованию «Город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия) в пределах установленных индексов всех субсидий, а также доводам ответчика о том, что сумма 1 773 358 рублей 66 копеек является задолженность населения, пользующегося горячей водой из системы отопления.

Так, согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за коммунальные услуги для населения должен рассчитываться по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций. Правительством Республики Саха (Якутия) было принято постановление от 10.05.2007 N 199 «О полномочиях по регулированию цен и тарифов в Республики Саха (Якутия)», в пункте 1.4 приложения N 4 которого обозначено, что до перехода на полную окупаемость платежами граждан услуг коммунального комплекса органы местного самоуправления муниципальных районов устанавливают тарифы для населения на следующие виды услуг: теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение в соответствии с предельными индексами, устанавливаемыми ежегодно Правительством Республики Саха (Якутия).

Постановлением Правления ГКЦ-РЭК РС (Я) от 21.11.2008 N 72/42 были установлены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год при неизменных наборах и объемах оказываемых услуг. В разъяснительное письмо ГКЦ-РЭК РС (Я) от 21.112008 N 02-2272 указаны конкретных тарифы на коммунальные услуги для населения.

Решение Алданского районного совета Республики Саха (Якутия) N 3-4 от 09.12.2009 «О тарифах на коммунальные услуги для населения на территории МО «Алданский район» на 2009 год» с соблюдением неизменного набора и объема оказываемых услуг определены тарифы в соответствии с тарифами, установленными ГКЦ-РЭК РС (Я).

Расчет суммы субсидии для поселения города Томмота, министерство финансов Республики Саха (Якутия) произведен с учетом того, что часть затрат ресурсоснабжающей организации по горячему водоснабжению в «виде разбора воды из системы отопления» оплачивается населением по нормативам и тарифам, установленным ГКЦ-РЭК РС (Я) и Правительством Республики Саха (Якутия) (Я) для централизованного горячего водоснабжения. В свою очередь администрацией города Томмота было принято решение о том, что данный вид услуг населением не оплачивается и расходы поставщика должны быть возмещены из республиканского бюджета в виде субсидии.

Кроме того, выводы судов двух инстанций о том, что Республика Саха (Якутия) в спорный период не возлагала на администрацию муниципального образования «Город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия) обязательства по возмещению межтарифной разницы; порядок и механизм предоставления средств бюджета городского округа «Город Томмот» Республики Саха (Якутия) и передаваемых ему субсидий из бюджетов вышестоящего уровня предприятиям и организациям, оказывающим услуги по теплоснабжению в спорный период, определен не был, являются противоречивыми, сделаны без оценки представленных в материалы дела доказательств.

Согласно части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного и того же судебного округа, если указанные судебные акты повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции и содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.

Поскольку судебные акты, принятые по настоящему делу, повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции, при этом обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвертым арбитражным апелляционным судом установлены не были, принятые судебные акты судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо исполнить указания суда кассационной инстанции, данные в постановлении от 7 февраля 2011 года, учесть рекомендации, указанные в настоящем постановлении, а также распределить расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2011 года по делу N А58-4354/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2011 года по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
А.И.Скубаев
Судьи
А.И.Рудых
Л.М.Соколова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка