СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2010 года  Дело N А03-3457/2010

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего М.Х. Музыкантовой,

судей: Л.И. Ждановой Л.И., А.В. Солодилова ,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Ждановой Л.И.,

при участии  в заседании:

от заявителя: Куров А.Е. по доверенности от 15.03.2010г.,

от заинтересованного лица: Клименко В.А. по доверенности от 11.01.2010г.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края  и ООО «ГОРА ВЕСЕЛАЯ»

на решение Арбитражного суда Алтайского края

от 26.04.2010г. по делу №А03-3457/2010 (судья Старцева М.В.)

по заявлению ООО «ГОРА ВЕСЕЛАЯ»

к Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края

о признании незаконным постановления от 04.03.2010 № 01/10/0001,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Гора Веселая» (далее по тексту - Общество, ООО «Гора Веселая», заявитель ) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края (далее по тексту - административный орган, Управление)  об отмене постановления от 04.03.2010г. № 01/10/0001 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения и отмене постановления № 01/10/0002 от 04.03.2010г. о привлечении к административной ответственности по статьи 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26.04.2010г. по делу №А03-3457/2010 постановление Управления от 04.03.2010г. № 01/10/0002 о привлечении ООО «Гора Веселая» к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ признано незаконным и отменено. В удовлетворении требования об отмене постановления №01/10/0001 от 04.03.2010г. о назначении ООО «Гора Веселая» административного наказания по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество и административный орган обратились с апелляционными жалобами в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

В апелляционных жалобах стороны, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам, просят решение суда отменить в части отказа в признании незаконным постановления Управления (Общество), в части удовлетворения требований Общества (административный орган).

ООО «Гора Веселая» в отзыве на апелляционную жалобу административного органа, представленном в порядке ст. 262 АПК, возражает против  её  доводов и указывает, что доводы жалобы необоснованны, решение суда принято в соответствии с действующим законодательством, выводы соответствуют материалам дела.

Управление в отзыве, представленном в соответствии со ст. 262 АПК РФ, возражает против доводов апелляционной жалобы ООО «Гора Веселая», просит решение суда первой инстанции оставить без изменения в обжалуемой Обществом части, а жалобу заявителя – без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.

Подробно доводы  Управления и Общества  изложены в отзывах.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих апелляционных жалоб и отзывов  на апелляционные жалобы по изложенным в них основаниям.

Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для отмены  решения суда  первой инстанции в части, обжалуемой Обществом.

Как следует из материалов дела, 19.01.2010г. государственным инспектором Алтайского края по охране природы межрайонного отдела экологического контроля управления Катаранчук А. С. на основании распоряжения № 02/10/16 от 14.01.2010г. заместителя начальника Управления была проведена плановая проверка в отношении ООО «Гора Веселая» по соблюдению экологических требований законодательства Российской Федерации и Алтайского края при обращении с отходами, соблюдения нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

19.01.2010г. в отношении ООО «Гора Веселая» Управлением вынесено определение № 01/10/0001 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения по части 1 статьи 8.21 КоАП (л.д. 2-4, т.2).

Распоряжением № 4-р от 26.01.2010г. на основании заявки от 20.01.2010г. государственного инспектора Алтайского края по охране природы Катаранчука А. С.  для отбора проб промышленных выбросов в атмосферу ООО «Гора Веселая» направлены представители Центрального отдела лабораторного анализа и технических измерений (л.д. 20-21, т.2).

Специалистами филиала ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу» «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Алтайскому краю в целях проведения государственного контроля по определению количества загрязняющих веществ в промышленных выбросах в атмосферу произведен отбор проб специальными средствами измерения в двух источниках - в котельной лыжного проката и котельной кафе ООО «Гора Веселая». Отбор проб оформлен актом отбора проб промышленных выбросов от 26.01.2010г. № 1-Г-16-4 при участии представителя Общества Пупышева С.С., которым акт отбора проб был подписан без замечаний и возражений (л.д. 23 т.2).

Согласно заключению в протоколе испытаний промышленных выбросов от 02.02.2010г. (л.д.25-26, т.2) в ООО «Гора Веселая» на 2-х источниках выбросов (в котельной лыжного проката и котельной кафе) имеются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, все выбросы от источников являются сверхлимитными, отсутствует разрешительная и нормативная документация.

Усмотрев в действиях ООО «Гора Веселая» признаки административных правонарушений, Управление в отношении Общества 18.02.2010г. составило протокол № 01/10/0001 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП (л.д. 13-14 т.1) и протокол № 01/10/0002 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ (л.д.15-17 т.1) .

04.03.2010г. на основании указанных протоколов и материалов проверки государственным инспектором Алтайского края по охране природы межрайонного отдела экологического контроля Управления Катаранчук А. С. приняты постановления №01/10/0001 и № 01/10/0002, в соответствии с которым ООО «Гора Веселая» привлечено к административной ответственности, предусмотренной соответственно частью 1 статьи 8.21 и статьей 8.41 КоАП РФ.

Не согласившись с указанными постановлениями, Общество обжаловало их в  арбитражный суд.

Удовлетворяя требования Общества об отмене постановления от 04.03.2010г. № 01/10/0002 о привлечении ООО «Гора Веселая» к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ, суд первой инстанции  исходил  из того, что Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.

Выводы суда первой инстанции в указанной части соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.

Между тем, отказывая  Обществу  в  удовлетворении  требования  об отмене постановления №01/10/0001 от 04.03.2010г. о назначении ООО «Гора Веселая» административного наказания по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, суд первой инстанции  исходил  из наличия в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в связи с чем признал оспариваемое постановление законным.

Проанализировав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Общества об отмене постановления №01/10/0001 от 04.03.2010г. о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В силу п. 8 ст. 15 Закона об охране атмосферного воздуха действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 1  Закона об охране атмосферного воздуха под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под предельно допустимым уровнем физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Частью 1 ст. 8.21 Кодекса предусмотрено, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что основным видом деятельности ООО «Гора Веселая» является прокат лыж и снаряжений для горнолыжного отдыха, а в летний период времени -водные сплавы.

Предприятие, расположенное на базе отдыха, принадлежащей ООО «ЦТО-Старк», по адресу: Алтайский край, с.Ая район горы «Веселой» передано во временное пользование ООО «Гора Веселая» согласно договору безвозмездного пользования от 26.12.2002г.

В соответствии с пунктом 1.2 указанного договора безвозмездного пользования имущество базы отдыха ООО «ЦТО-Старк» передано ООО «Гора Веселая» для использования в соответствии с его назначением.

В ходе проверки административным органом установлены следующие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: труба топочной административно-гостиничного комплекса - организованный источник; труба топочной кафе - организованный источник; склад хранения угля топочной административно-гостиничного комплекса - неорганизованный источник; склад хранения угля топочной кафе – неорганизованный источник; склад хранения шлака - неорганизованный источник.

На момент проверки на предприятии работали топочные, производилось сжигание угля и выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Для отопления в зимний период административно-гостиничного комплекса используется котел, работающий на угле, с отводом отходящих газов по трубе в атмосферный воздух. Для отопления помещения кафе также используется котел, работающий на угле с отводом отходящих газов по трубе в атмосферный воздух.

Суд первой инстанции с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ, ст.1 Закона №7-ФЗ, пришел к обоснованному выводу, что для отнесения какого-либо вещества к загрязняющим необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превышают установленные нормативы, а необходимым условием для вменения  предпринимателю административного правонарушения, выразившегося в отсутствии разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, необходимо представление доказательств поступления их в атмосферный воздух в той концентрации, которая оказывает воздействие на здоровье человека и окружающую среду; кроме того, необходимо установить, что осуществляемая предпринимателем деятельность связана с выбросом веществ в атмосферный воздух или оказывает  вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.

В результате проверки было выявлено и зафиксировано в акте проверки № 02/10/16 от 19.01.2010г., что ООО «Гора Веселая», что на момент проверки осуществляло выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, что нарушает требования статьи 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха».

Отбор проб от стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществлялся специалистами ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу».

По результатам лабораторного анализа и технических измерений, проведенных ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу», установлено, что в результате эксплуатации котельной лыжного проката и котельной кафе, в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества:

- оксид азота - (концентрация -0,143 г/м3, величина выброса- 0,018 г/сек);

- диоксид серы - (величина выброса- 0,150 г/сек);

- оксид углерода - (концентрация -1, 375 г/м3, величина выброса- 0,170 г/сек);

- пыль- (концентрация - 0,171 г/м3, величина выброса- 0,021 г/сек).

Судом первой инстанции отклонен доводы Общества о допущенных нарушениях при отборе проб и назначении экспертизы как необоснованные, мотивируя тем, что   указанные действия производились в соответствии с распоряжением № 4-р от 26.01.2010г. специалистами Центрального отдела лабораторного анализа и технических измерений, которые имеют соответствующие полномочия на проведение данных экспертиз по определению количества загрязняющих веществ в промышленных выбросах в атмосферу и специальные профессиональные навыки и познания в данной области.

Апелляционный суд находит данный вывод суда первой инстанции  ошибочным и исходит из следующего.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

При этом статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает подлежащие выяснению обстоятельства. В частности, доказательствами являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.

Перечень доказательств не является исчерпывающим. Следовательно, доказательствами могут быть любые документы (материалы), на основании которых могут быть установлены обстоятельства, предусмотренные статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что наличие события административного правонарушения установлено управлением на основании данных протокола испытаний промышленных выбросов от 02.02.10г. (л.д. 25).

В соответствии с частью 1 статьи 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

Согласно части 3 указанной статьи о взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако в материалы дела протокола об изъятии образцов, оформленного в установленном законом порядке, не представлено.

В связи с изложенным апелляционный суд пришел к выводу о том, что результаты лабораторных испытаний не могут быть использованы в качестве допустимого доказательства в деле об административном правонарушении, поскольку получены с нарушением закона.

Кроме того, суд установил, при отборе образцов для проверки на соответствие ГОСТу нарушены требования статьи 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: при отборе образцов воздуха не соблюдены правила статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нарушение которой взятие проб и образцов осуществлено без понятых, следовательно, данное доказательство является недопустимым, в связи с чем, правомерно не принято судом.