СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2010 года  Дело N А03-5094/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2010 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Колупаевой Л.А.

судей: Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим

при участии:

от заявителя: без участия (извещён);

от заинтересованных лиц:  без участия (извещены);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Муниципального унитарного предприятия «Специализированная похоронная служба», г.Барнаул

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.07.2010 г.

по делу №А03-5094/2010 (судья Ильичева Л.Ю.)

по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Специализированная похоронная служба», г.Барнаул

к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Алтайскому краю

Третье лицо:

Общество с ограниченной ответственностью «Алтайская похоронная служба», г. Барнаул

о признании недействительным решения от 27.01.2010 г. № 64 ФАС 22-АМ/12-09 и предписания от 27.01.2010 г. № 64 ФАС 22-АМ/12-09,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Специализированная похоронная служба» (далее - Предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - Управление, УФАС по Алтайскому краю) и к обществу с ограниченной ответственностью «Алтайская похоронная служба» (далее – ­Общество, ООО «Алтайская похоронная служба») о признании недействительными решения и предписания Управления от 27.01.2010 года № 64 ФАС 22-АМ/12-09.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, Предприятие обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, как принятое с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

По мнению заявителя, МУП «Специализированная похоронная служба» не обязана представлять доказательства, свидетельствующие о наличие волеизъявлений умерших. Предприятие полагает, что действия работников последнего по требованию, от лиц, взявших на себя обязательства по захоронению умерших, присутствия родственников, являются правомерными и разумными.

Подробно доводы Предприятия изложены в апелляционной жалобе.

УФАС по Алтайскому краю в отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Письменный отзыв Управления приобщен к материалам дела.

Общество в порядке статьи 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу Предприятия не представило.

В судебное заседание апелляционной инстанции, стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).

В порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть  апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела,  доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266,  268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого судебного решения, суд апелляционной инстанции считает  решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.07.2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.11.2009 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление ООО «Алтайская похоронная служба» по поводу отказа МУП «Специализированная похоронная служба» от принятия денег за оплату могил в общем ряду для погребения умерших Дьяконова Г.А, Беляева АИ., Макеева Г.И.

Из документов и материалов, представленных в Управление вместе с заявлением, следует, что между ООО «Алтайская похоронная служба» в лице агентов Устиновой Е.А, Ивановой Я.О., Гаврилова П.А и гр. Ступиным М.А, Макеевой В.А, Щегловой О.А соответственно были заключены договоры от 07.11.2009, 16.12.2009, 17.12.2009 на оказание похоронно-ритуальных услуг умерших Дьяконова Г.А, Беляева АИ., Макеева Г.И.

Кроме того, родственниками умерших были оформлены доверенности на указанных агентов ООО «Алтайская похоронная служба» о представлении их интересов в МУП «Специализированная похоронная служба» по вопросам заключения договоров на оказание услуг, связанных с захоронением умерших, для чего родственники умерших уполномочивают агентов общества оплачивать все необходимые пошлины, тарифы и другие расходы, связанные с выполнением данных поручений.

При обращении   агентов ООО «Алтайская похоронная служба» в МУП «Специализированная похоронная служба» за покупкой могил на кладбищах города Барнаула для погребения умерших, агентами были получены немотивированные отказы со стороны сотрудников стола заказов предприятия: Сафоновой К.В., Федоровой АВ., Балаба Н.Г. в принятии денежных средств за оплату могил.

Принятие денежных средств и продажа могил для захоронения умерших Дьяконова Г.А, Беляева АИ., Макеева Г.И. была осуществлена МУП «Специализированная похоронная служба» только после того, как агенты ООО «Алтайская похоронная служба» осуществили доставку родственников умерших в столы заказов предприятия.

По данному факту агентами ООО «Алтайская похоронная служба» были составлены акты, подписанные самими родственниками умерших и свидетелями.

В связи с данными обстоятельствами ООО «Алтайская похоронная служба» обратилось в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю с заявлением о проверке правомерности вышеуказанных действий Предприятия.

Решением Управления от 27.01.2010 года МУП «Специализированная похоронная служба» признано нарушившим часть 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 8-ФЗ), а также часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ).

Управление предписанием № 64-ФАС22-АМ/12-09 от 27 января 2010 года о прекращении нарушения антимонопольного законодательства предписало МУП «Специализированная похоронная служба» в срок до 10 февраля 2010 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, выразившееся в отказе от принятия от ООО «Алтайская похоронная служба» оплаты за могилы, реализующиеся с жетонами, определяющими место под захоронение, без присутствия родственников умерших, что противоречит части 1 статьи 7 Закона № 8-ФЗ и ущемляет интересы лиц, взявших на себя обязательства по захоронению.

Полагая, что решение и предписание Управления о признании МУП «Специализированная похоронная служба» нарушившей Закон № 135-ФЗ, не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, Предприятие обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании их незаконными.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия вменяемого Предприятию нарушения требований Закона № 135-ФЗ.

Изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, иных органов и должностных лиц обладают граждане, организации и иные лица, которые полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства отдельных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и т.д.

Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Согласно статье 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона № 135-ФЗ).

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона № 135-ФЗ, к числу которых относится определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Отношения в сфере ритуальных услуг регламентированы Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (часть 2 статьи 25 Закона № 8-ФЗ).

В соответствии со статьей 29 Закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов.

Решением № 123 от 29 апреля 1997 года Барнаульской городской думы утверждены Правила оказания похоронных услуг в городе Барнауле.

Пунктом 1.7 Правил оказания похоронных услуг регламентирована организация похоронного дела, которую осуществляют органы местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляет специализированная служба по вопросам похоронного дела - муниципальное унитарное предприятие "Специализированная похоронная служба" города Барнаула.

Статьей 6 Закона № 8-ФЗ установлено, что в случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно статье 9 Закона № 8-ФЗ специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам гарантированный перечень услуг по погребению. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно статье 10 Закона № 8-ФЗ родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.

Таким образом, Закон № 8-ФЗ предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Следовательно, лицам, взявшим на себя обязанности по погребению, законом предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению. Кроме того, статья 25 Закона № 8-ФЗ не предусматривает, что субъектный состав участников товарных рынков ритуальных услуг ограничивается специализированными службами по вопросам похоронного дела.

При этом следует иметь в виду положения статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Системный анализ норм Закона № 8-ФЗ свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон № 8-ФЗ не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.

Как следует из материалов дела, Предприятие является коммерческой организацией, хозяйствующим субъектом.

Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации регламентированы Законом о местном самоуправлении.

Согласно пункту 23 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.

В силу статьи 17 Закона № 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

В силу статьи 7 Закона № 8-ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

- о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию; о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела; быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации;

- о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

Однако, согласно пункту 3 этой нормы закона, в случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 указанной статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.