• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2010 года  Дело N А03-5141/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2010 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Колупаевой Л.А.

судей: Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим

при участии:

от заявителя: без участия (извещен);

от заинтересованного лица: без участия (извещено);

от третьего лица: без участия (извещено),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Комитета по архитектуре и развитию г. Барнаула

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.07.2010 г.

по делу №А03-5141/2010 (судья Музюкин Д.В.)

по заявлению индивидуального предпринимателя Тибейкина Романа Владимировича

к Комитету по архитектуре и развитию г. Барнаула

Третьи лица:

Главное управление имущественного отношений Алтайского края

Общество с ограниченной ответственностью «Барнео»

о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Тибейкин Роман Владимирович (далее – предприниматель, Тибейкин Р.В.) обратился в арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 31-33), к Комитету по архитектуре и развитию города Барнаула (далее - Комитет) о признании незаконным бездействия, выразившимся в не обеспечении выбора земельного участка примерной площадью 0,37 га, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, согласно схеме для строительства автозаправочной станции, шиномонтажного поста и минимаркета и предварительного согласования места размещения объекта. Также заявитель просит обязать Комитет: 1) обеспечить выбор указанного земельного участка, согласно заявлению (вх. № 680) и результаты выбора оформить актом выбора земельного участка для строительства по установленной форме; 2) утвердить схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами ее выбора; 3) получить технические условия подключения объекта строительства на запрашиваемом земельном участке к сетям инженерно-технического обеспечения; 4) передать все необходимые документы в Главное управление имущественных отношений Алтайского края для принятия соответствующего решения.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.07.2010 г. заявленные предпринимателем требования удовлетворены.

Бездействие Комитета по архитектуре и развитию г. Барнаула, выразившееся в не обеспечении индивидуальному предпринимателю Тибейкину Роману Владимировичу выбора земельного участка примерной площадью 0,37 га, расположенного в городе Барнауле по ул. Власихинская для строительства автозаправочной станции, шиномонтажного поста и минимаркета, признано незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации и Порядку предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа ­города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 № 48 (далее - Порядок).

Суд обязал Комитет по архитектуре и развитию города Барнаула осуществить выбор земельного участка примерной площадью 0,37 га, расположенного в городе Барнауле по ул. Власихинская, для строительства автозаправочной станции, шиномонтажного поста и минимаркета согласно заявке индивидуального предпринимателя Тибейкина Романа Владимировича, зарегистрированной 05.02.2010 за № 680 в Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, получить технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также предоставить в Главное управление имущественных отношений Алтайского края акт о выборе земельного участка, иные документы, необходимые Главному управлению имущественных отношений Алтайского края для принятия соответствующего решения по заявке индивидуального предпринимателя Тибейкина Романа Владимировича, зарегистрированной 05.02.2010 за №680 в Главном управлении имущественных отношений Алтайского края.

В части требований индивидуального предпринимателя Тибейкина Романа Владимировича обязать Комитет по архитектуре и развитию г. Барнаула предоставить акт «по установленной форме», а также признания незаконным бездействия, выраженного в не обеспечении предварительного согласования места размещения объекта, производство по делу прекращено.

Также с Комитета по архитектуре и развитию города Барнаула в пользу индивидуального предпринимателя Тибейкина Романа Владимировича взыскано 200 рублей судебных расходов. В остальной части удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Тибейкина Романа Владимировича отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по архитектуре и развитию города Барнаула обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, указывая, что при выборе земельного участка необходимо учитывать условия, предусмотренные документами территориального планирования; функциональное назначение предполагаемого к строительству объекта – автозаправочная станция, шиномонтажный пост и минимаркет - не соответствует разрешенному использованию земельных участков, расположенных в зоне природно-рекреационного назначения; учитывая, что обстоятельства отнесения испрашиваемого земельного участка к зоне природно-рекреационного назначения возможно однозначно установить путем исследования генерального плана города.

Предприниматель и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представили.

В судебное заседание апелляционной инстанции, стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).

В порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого судебного решения, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.07.2010 года подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.02.2009 ИП Тибейкин Р.В. обратился в Главное управление с заявлением о выборе земельного участка примерной площадью 3.700 кв.м., расположенного ул. Власихинская в г. Барнауле, для строительства автозаправочной станции, шиномонтажного поста и минимаркета (вх.№2680).

Письмом от 18.02.2010 № АН-1506 заявление Предпринимателя было направлено Главным управлением в адрес Администрации г. Барнаула для обеспечения выбора указанного земельного участка.

Письмом от 02.03.2010 № Т-181-ж Комитет по архитектуре и развитию города уведомил Предпринимателя о том, что на запрашиваемом земельном участке строительство невозможно, поскольку предполагаемое строительство противоречит положениям Генерального плана города Барнаула - зона природно-рекреационного назначения. Кроме того, на этот же участок подано заявление ООО «Барнео».

Полагая, что Комитет необоснованно уклоняется от выполнения обязанности по обеспечению выбора испрашиваемого земельного участка, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявления, исходил из того, что оспариваемые действия не соответствуют нормам статей 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).

Правовая позиция суда первой инстанции является ошибочной по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 Земельного кодекса РФ.

Статьей 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено два способа предоставления земельных участков для строительства: без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта.

Положениями статьи 31 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.

В соответствии со статьёй 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случая и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ).

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Из содержания указанных норм права усматривается, что действующим земельным законодательством осуществление процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов и подготовка акта выбора земельного участка возложено на органы местного самоуправления.

При этом, Земельный кодекс РФ, в случае соблюдения процедуры обращения с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, не предусматривает возможность отказа по формированию земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, если не имеется для этого установленных законом препятствий.

В соответствии со статьёй 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 года № 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае", Положения о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 02.02.2006 года № 32, Управление является уполномоченным органом по рассмотрению вопроса о выборе земельного участка.

Пунктом 2.3 Временных правил застройки г. Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2006 года № 440, установлен порядок предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с которым гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

При этом установлено, что порядок предоставления земельных участков под строительство из земель, государственная собственность на которые не разграничена, установлен постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 года № 48 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена", согласно положениям которого, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 2.2).

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п. 2.3).

Уполномоченный орган на основании полученного заявления в течение семи дней направляет обращение в администрацию муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края; получает от Администрации города Барнаула: оформленный в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акт о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованный в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с соответствующими государственными органами; утвержденные проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора либо проект межевания территории, подготовленный в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ; необходимую информацию о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков; в необходимых случаях подтверждение о должном информировании землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса РФ (п. 2.4).

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Главное управление имущественных отношений Алтайского края 18.02.2010 года направило в Администрацию города Барнаула обращение за номером АН-1506 (л.д. 28), в котором просило рассмотреть возможность выбора и предоставления запрашиваемого предпринимателем земельного участка.

Администрация города Барнаула в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ и п. 2.4 Порядка от 08.02.2007 года № 48 обязана представить в Главное управление имущественных отношений Алтайского края акт выбора земельного участка для строительства с приложением пакета документов по формированию земельного участка.

В силу действующего законодательства предоставление акта выбора земельного участка с приложением документов по его формированию является обязанностью Администрации города Барнаула.

Ответом от 02.03.2010 г. за № 1-181-ж на обращение Главного управления имущественных отношений Алтайского края Комитет сообщил, что предполагаемое строительство данного вида объекта на испрашиваемом земельном участке противоречит положениям Генерального плана городского округа – города Барнаула Алтайского края – зона природно-рекреационного назначения.

Основанием для отказа в предоставлении спорных земельных участков послужило то обстоятельство, что указанные земельные участки относятся к категории "Земли населенных пунктов".

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные к природно-рекреационной территориальной зоне.

Статья 94 Земельного кодекса РФ определяет понятие и состав земель особо охраняемых территорий. Так подпунктом 3 пункта 2 статьи 94 к таким землям отнесены земли природно-рекреационного назначения.

Правовой режим земель природно-рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного кодекса РФ, в силу которой к землям природно-рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель природно-рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, другие аналогичные объекты.

На землях природно-рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления после прохождения обязательной процедуры публичных слушаний.

На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с мнением Комитета по архитектуре и развитию города Барнаула, что генеральный план является документом, устанавливающим границы земель особо охраняемых природных территорий, к таковым относятся земли природно-рекреационного назначения.

Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о недоказанности Комитетом и третьим лицом факта нахождения спорного земельного участка в зоне природно-рекреационного назначения, поскольку ответчиком представлена в материалы дела выкопировка из Генерального плана города Барнаула, согласно которой испрашиваемый земельный участок входит в зону природно-рекреационного назначения.

Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для отказа в выборе земельного участка, является необоснованным, поскольку оспариваемым актом Комитет не отказывает в выборе земельного участка, а сообщает предпринимателю сведения о том, что испрашиваемый земельный участок расположенный по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская является зоной природно-рекреационного назначения, в связи с чем, размещение автозаправочной станции, шиномонтажного поста и минимаркета на указанном земельном участке, противоречит Генеральному плану города Барнаула.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие в рассматриваемом случае в действиях Комитета по архитектуре и развитию г. Барнаула нарушение требований действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответ Комитета от 02.03.2010 года № Т-181-ж не нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая приведенные обстоятельства, Седьмой арбитражный апелляционный суд находит не соответствующими установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в материалах дела доказательствам вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого бездействия Комитета по архитектуре и развитию города Барнаула, поскольку из материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого бездействия Комитета закону или иному нормативному правовому акту, равно как и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является основанием для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и влечет отмену решения Арбитражного суда Алтайского края от 28.07.2010.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина по апелляционной жалобе Комитета по архитектуре и развитию г. Барнаула не распределяется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

Руководствуясь статьями 156, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Алтайского края от 28.07.2010 года по делу №А03-5141/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Тибейкина Романа Владимировича отказать полностью.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

     Председательствующий

     Колупаева   Л. А.

     Судьи

     Бородулина   И.И.

     Усанина   Н.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А03-5141/2010
Принявший орган: Седьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 13 октября 2010

Поиск в тексте