СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 декабря 2010 года  Дело N А03-5643/2010

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего М.Х. Музыкантовой,

судей: Л.И.Ждановой, А.В.Солодилова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Механошиной А.А.

с использованием средств аудиозаписи

при участии  в заседании:

от заявителя: Шевляков С.В. по доверенности от 02.08.2010 г.,

от ответчика: без участия (извещен),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ааль», г. Барнаул

на решение Арбитражного суда Алтайского края

от 17.08.2010г. по делу № А03-5643/2010 (судья Русских Е.В.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ааль»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю

о признании недействительным решения,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Ааль» (далее – ООО «Ааль», Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю (далее – налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 26.04.2010г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов и обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации ООО «Ааль».

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 17.08.2010г. по делу  № А03-5643/2010 Обществу в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Ааль» обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и  принять по  делу  новый судебный  акт  об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование  жалобы апеллянт  указывает, что решение суда вынесено при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, судом неправильно применены нормы материального права, подлежащие обязательному применению.

Подробно  доводы  подателя  жалобы  изложены  в  апелляционной жалобе.

Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу возражает против  ее  удовлетворения, считает доводы жалобы необоснованными, а решение суда - принятым в соответствии с действующим законодательством, выводы которого соответствуют материалам дела.

Подробно  доводы  Инспекции  изложены  в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, настаивал на ее удовлетворении.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), явку своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечила, однако. к началу судебного заседания представила заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

В порядке частей 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в  отсутствие представителя налогового органа.

Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Заслушав пояснения представителя ООО «Ааль», исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены  решения суда первой инстанции не имеется.

Как следует из материалов дела, единственным участником ООО «Ааль» 28.07.2009г. принято решение о ликвидации указанного юридического лица.

В журнале «Вестник государственной регистрации» от 26.08.2009г. № 33(238) опубликовано сообщение о ликвидации Общества с указанием адреса, по которому кредиторами могут быть предъявлены требования в течение 60 дней с момента публикации.

В соответствии с вышепоименованным решением утвержден промежуточный ликвидационный баланс и назначен ликвидатор.

Обществом получено свидетельство серии 22 № 003289411 от 22.03.2010г. о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

19.04.2010г. в адрес Инспекции Обществом представлен пакет документов для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Решением от 26.04.2010г. ООО «Ааль» отказано в государственной регистрации юридического лица  со ссылкой на то обстоятельство, что представленный Обществом ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения о задолженности, в связи с чем считается не заполненным и, соответственно, не представленным.

Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в  арбитражный суд.

Отказывая  в  удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции  исходил  из того, что при наличии непогашенной задолженности в период осуществления ликвидационных процедур ликвидация такого юридического лица не может быть завершена, а ликвидационный баланс не может быть признан достоверным.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 - 22 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии со статьей 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными  органами  и  (или) муниципальными  органами  в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ  юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1).

В силу  пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами (пункт 5 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ).

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.

Исходя из смысла приведенных норм, ликвидационный баланс общества считается не представленным (отсутствующим), если содержащиеся в нем сведения являются недостоверными.

В связи с ликвидацией Общества налоговым органом проведена выездная  налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе НДФЛ за период с 01.01.2006г. по 17.09.2009г., НДС за период с 01.01.2006г. по 30.06.2009г., результаты проверки зафиксированы в акте проверки № АП-074-12 от 22.02.2010г. (л.д. 28-48).

По результатам проведенной проверки налоговым органом принято решение от 30.03.2010г. (л.д. 49-63), в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ. Кроме того, данным решением Обществу предложено уплатить недоимку по налогам в общей сумме 955 302 руб., соответствующие суммы пеней.

Суд первой инстанции, установив, что  представленный в налоговый орган ликвидационный баланс не содержит сведений о наличии задолженности по итогам перед бюджетом, данный ликвидационный баланс имеет определенные показатели на начало отчетного периода (в единицах измерения - тыс. руб.) и показатели «0» на конец отчетного периода, тогда как материалами дела подтверждена задолженность Общества  по налогам за предыдущие годы деятельности данного юридического лица - за период с 01.01.2006г. по 30.06.2009 года, то есть до принятии решения о его ликвидации, что подтверждается актом выездной налоговой проверки от № АП-074-12 от 22.02.2010г., на которое ликвидационной комиссией было выражено несогласие, что свидетельствует об осведомленности Общества о претензиях налогового органа по налогам в бюджет на момент подачи заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией,  правомерно указал на несоблюдение Обществом обязанности по предоставлению установленного законом документа - ликвидационного  баланса, содержащего недостоверные сведения и, как следствие, правомерности в связи с этим отказа в  регистрации ликвидации юридического лица.

Кроме того, решением налогового органа от 30.03.2010г. № РА-074-12 Обществу предложено уплатить выявленную задолженность за прошедшие годы деятельности. Также общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент подачи заявления о ликвидации отсутствовало решение по налоговой проверке, соответственно, задолженность перед бюджетом по уплате налогов, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку проверка  налоговым  органом  соблюдения Обществом  налогового законодательства осуществлена в период деятельности ликвидационной комиссии и до представления заявления о регистрации ликвидации Общества.

В соответствии с положениями статьи 49 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. В случае недостаточности денежных средств оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями указанной организации в пределах и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается  с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Выводы арбитражного суда первой инстанции согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Определении от 16.07.2009г. по делу ВАС-8486/09,  указавшего, что при наличии непогашенной задолженности в период осуществления ликвидационных процедур, ликвидация такого юридического лица не может быть завершена, а ликвидационный баланс не может быть признан достоверным.

Ссылка апеллянта на не обращение Инспекции в установленный срок к ликвидатору с требованием о погашении какой-либо задолженности Общества по налогам и сборам, отклоняется, поскольку в силу положений статьей 61-65 Гражданского кодекса РФ, статьи 21 Федерального Закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регламентирующих порядок ликвидации юридического лица и его государственную регистрацию в связи с ликвидацией, а также положений статей 23, 44, 49 Налогового кодекса РФ, обязанность исполнить обязательства по налогам, уплата которых прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика, а равно достоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе возлагается на ликвидационную  комиссию (ликвидатора) Общества; в данном случае Инспекцией отказано в регистрации ликвидации Общества по основаниям недостоверности сведений ликвидационного баланса, что приравнивается к его не представлению.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

В связи с тем, что при подаче апелляционной жалобы Обществу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения жалобы, с ООО «Ааль» в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит взысканию  государственная пошлина в доход Федерального бюджета Российской Федерации в размере 1000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса  Российской Федерации, апелляционный  суд,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.08.2010г. по делу  № А03-5643/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ааль», г. Барнаул,  в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000  руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

     Председательствующий
  М.Х. Музыкантова

     Судьи
        Л.И. Жданова

     А.В.Солодилов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка