СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 октября 2008 года  Дело N А03-6348/2008

Резолютивная часть постановления оглашена 03.10.2008г.

Постановление в полном объеме изготовлено 06.10.2008г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Зенкова С.А.,

судей:   Залевской Е.А.,

Кулеш Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С.В.,

при участии:

от заявителя: без участия (извещен),

от ответчика: без участия (извещен),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Нектон»

на решение Арбитражного суда Алтайского края

от 23.07.08г. по делу № А03-6348/2008-34

по заявлению ООО «Нектон»

к ИФНС России по Центральному району г. Барнаула

о взыскании процентов,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Нектон» (далее по тексту - ООО «Нектон», общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Барнаула (далее по тексту – ИФНС, налоговый орган) о взыскании 24 014,81 руб. процентов за период с 19.07.2007г. по 19.06.2008г. на основании п. 3 ст. 176 НК РФ (как финансовой ответственности налогового органа за несвоевременное возмещение уплаченного налога в размере 242 573, 88 руб.).

В ходе судебного разбирательства представитель общества в порядке ст. 49 АПК РФ отказался от заявленного требования в части взыскания процентов в размере 1 044 руб.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 23.07.08г. по делу  № А03-6348/2008-34 принят отказа от требования в части суммы 1 044 руб., дело в данной части прекращено, в остальной части в удовлетворении заявления отказано.

Полагая решение суда первой инстанции неправомерным, общество обратилось с апелляционной жалобой.

В апелляционной жалобе ООО «Нектон» с решением не согласилось, просит его отменить, принять по делу  новый судебный акт, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

ИФНС России по Центральному району г. Барнаула отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебное заседание представители апеллянта и заинтересованного лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Суд считает возможным в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.

Как следует из материалов дела, 15.12.06 г. ИФНС принято решение № 96 об отказе в возмещении уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 252 289 рублей по налоговой декларации за август 2006 года (л.д. 7-11).

Арбитражный суд Алтайского края решением от 24.01.2008 года указанное решение налогового органа признано недействительным как несоответствующее положениям гл.21 НК РФ в части 242 573, 88 руб.

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 09.06.08 г. решение Арбитражного суда Алтайского края оставлено без изменения.

05.07.2007 года ООО «Нектон» обратилось в ИФНС с заявлением о перечислении указанной суммы на расчетный счет налогового органа (л.д. 12)

Решением от 19.07.07г. № 2107/1 было отказано обществу в удовлетворении заявления на возврат излишне уплаченного налога, в связи с подачей кассационной жалобы (л.д. 13).

На основании вышеизложенного ООО «Нектон» обратилось в арбитражный суд с заявление о взыскании с ИФНС России по Центральному району г. Барнаула в пользу общества процентов в размере 24 014,81 руб.

Суд первой инстанции предлагал представителю общества рассмотреть вопрос об изменении предмета требования в силу того, что проценты на основании ст. 176 НК РФ могут быть выплачены из федерального бюджета органами казначейства на основании заключения инспекции.

Общество отказалось изменять предмет требования и требовать обязать налоговый орган вынести заключение о выплате из соответствующего бюджета процентов, но отказался от заявленного требования в части 1 044 руб., признав правильным расчетом процентов, выполненный инспекцией за период с 19.07.2007г. по 19.06.2008г.

Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, исходил из следующего.

Налоговые органы, уполномоченные принимать решения о возврате сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней принимают и решения о возврате налогоплательщикам (плательщикам сборов, налоговым агентам) процентов за нарушение срока возврата указанных излишне уплаченных (взысканных) сумм, на основании которых органы Федерального казначейства осуществляют учет и распределение поступлений между бюджетами.

Согласно ст. ст. 78, 79, 176 НК РФ сумма налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.

Таким образом, суд решил, что является обоснованным довод налоговой инспекции о том, что взыскание с налогового органа (а не за счет средств федерального бюджета) процентов является  неправомерным.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

Согласно п.10 ст. 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

В силу пункта 11 статьи 176 НК РФ в случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы налога, подлежащей возмещению, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Приказом Минфина России от 16.12.2004г. № 116н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» установлены единые правила проведения и учета операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, а также их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 данного Порядка учета органы Федерального казначейства оформляют платежные поручения для отправки в банк на перечисление средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов (далее - платежные документы на перечисление средств, необходимых для возврата (зачета) на соответствующий счет органа Федерального казначейства).

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В связи с вышеизложенным, апелляционный суд соглашается с мнением арбитражного суда, что налоговые органы, уполномоченные принимать решения о возврате сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней принимают и решения о возврате налогоплательщикам (плательщикам сборов, налоговым агентам) процентов за нарушение срока возврата указанных излишне уплаченных (взысканных) сумм, на основании которых органы Федерального казначейства осуществляют учет и распределение поступлений между бюджетами.

Кроме того, согласно статьям 78, 79, 176 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.

Следовательно, является обоснованным вывод суда первой инстанции, что взыскание с налогового органа, а не за счет средств федерального бюджета, процентов является  неправомерным.

Из выше изложенного следует, что арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их отмены у апелляционной инстанции не имеется.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.07.08г. по делу  № А03-6348/2008-34 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нектон» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

     Председательствующий
    С.А. Зенков

     Судьи
      Е.А. Залевская

     Т.А. Кулеш

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка