СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2010 года  Дело N А27-15922/2009

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Залевской Е.А.,

судей  Кулеш Т.., Солодилова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьёй  Солодиловым А.В.,

при участии  представителей:

от заявителя Общества с ограниченной ответственностью «Березовские коммунальные системы» - без участия,

от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Кемеровской области – Золочевская С.Н.  по  доверенности  от 23.10.2009  года, Царёва О.Н.  по  доверенности  от  09.03.2010 года,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Кемеровской областина решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.12.2009  года по  делу № А27-15922/2009 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Березовские коммунальные системы» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Кемеровской области о признании недействительным решения № 1007 от 22.06.2009  года,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Березовские коммунальные сис­темы», г.Березовский (далее по тексту - ООО «Березовские коммунальные системы», Общество, ООО «БКС») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Феде­ральной налоговой службы № 12 по Кемеровской области, г.Березовский (далее по тек­сту - ИФНС, налоговый орган, Инспекция, апеллянт) о о признании недействительным решения от 22.06.2009 года №1007 о привлечении к ответственности за совершение налогового право­нарушения.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.12.2009 года  по делу № А27-15922/2009 заявление Общества  удовлетворено, решение  Инспекции  от 22.06.2009 года № 1007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным, как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации.

Не согласившись с  решением суда первой инстанции, ИФНС обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции и  принять по  делу  новый судебный  акт.

В обоснование  жалобы  указывает, что  суд  первой  инстанции необоснованно принял во внимание уточненные декларации  по НДС, представленные  Обществом  за более поздние периоды,  чем спорный  период,  вывод суда о произвольном размере пени не соответствует действительности.

Также суд необоснованно взыскал с налогового органа расходы по уплате государственной пошлины.

Подробно  доводы  жалобы  изложены  в  письменном виде.

В  отзыве на апелляционную жалобу  Общество  возражает против  её  доводов и указывает, что доводы жалобы необоснованны, решение суда принято в соответствии с действующим законодательством, выводы соответствуют материалам дела, так  как  в рассматриваемом  случае  у  Общества  задолженности  перед  бюджетом не возникло,  по  сроку  уплаты НДС  за  май 2006  года  у налогоплательщика  значилась переплата, которая  исключала  возможность  привлечения  Общества  к налоговой  ответственности  по  части 1  статьи 122  Налогового кодекса Российской Федерации.

Подробно  доводы  отзыва на  жалобу  изложены  в  письменном виде.

В судебном заседании при рассмотрении дела  в  апелляционном порядке представители  Инспекции  поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Общество,  надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание  своих  представителей  не направило,  суд счёл  возможным в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в  отсутствие  представителей  Общества.

Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объёме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как следует из материалов дела, 09.02.2009 года ООО «Березовские коммунальные системы» в ИФНС было представлено несколько  уточнённых  налоговых деклараций  по  НДС  за периоды:  февраль 2006 года, апрель 2006 года, май 2006 года, июнь 2006 года, июль 2006 года, декабрь 2006 года  и январь 2007 года.

При проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации за май 2006 года  ИФНС для установления факта наличия либо отсутствия у налогоплательщика сумм задолженности по НДС перед бюджетом по сроку уплаты 20.06.2006 года Инспекцией  приняты  во внимание  уточненные налоговые декларации за февраль 2006 года  и  апрель 2006 года, поскольку по  мнению  налогового  органа  данные декларации отражали суммы НДС за предшествующие маю 2006 года  отчетные периоды. По итогам проверки установлена недоимка за май 2006 года  в размере 410 120 руб.

22.06.2009 года налоговым органом принято решение № 1007 о привлечении к ответственности за совершение налогового право­нарушения в виде штрафа в размере 31 115 руб. Кроме того, указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку в размере 410 120 руб., пени в размере 8 886 руб. (том дела 1, листы дела  11-13).

Полагая указанное незаконным, ООО «Березовские коммунальные системы» обжаловало  его  в  арбитражный  суд.

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявления, исходил из того, что налоговый орган, при исчислении недоимки в ходе камеральной налоговой про­верки налоговой декларации за май 2006 года, не учел уточненные налоговые декларации за последующие периоды, в соответствии с которыми сумма налога была  уплачена  в  полном  объеме,  до представления в налоговый орган уточненной налоговой деклара­ции, что является выполнением условий освобождения от налоговой ответственности в соответствии с п.4 ст.81 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителей  Инспекции, исследовав  материалы дела,  изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва  на нее, апелляционная инстанция  не  находит  оснований  для  отмены  или  изменения судебного решения.

Предметом камеральной проверки, по результатам которой вынесено оспари­ваемое решение, явилась представленная налогоплательщиком 09.02.2009 уточнен­ная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года. С учетом налоговых деклараций за февраль и апрель 2006 года – предшествующие маю установлена переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 254 545 руб. по сроку уплаты 20.06.2006 года  за май 2006 года. Однако, согласно декларации за май 2006 года сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 410 120 рублей, что  послужило  основанием для вынесения  оспариваемого решения, так  как  Инспекция  посчитала, что Обществом  не  соблюдены  тре­бования пункта 4 статьи 81  Налогового кодекса РФ при подаче уточненной налого­вой декларации, которое  выразилось  в том, что Общество  на  дату  подачи уточнённой  декларации  за  май  2006  года (09.02.2009  года)  не уплатило  недостающую  сумму  НДС, в  связи с  чем  установлен  факт  недоимки в  размере  155 575  рублей  и  доначислен штраф  в  размере  31 115  рублей.

Пунктом 1 статьи 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте  42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001  года  № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

В соответствии с пунктом  4 статьи  81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях представления уточненной налоговой декларации, до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом, неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что 09.02.2009 года ООО «БКС» представлены налого­вые декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль 2006 года, апрель 2006 года, май 2006 года, июнь 2006 года, июль 2006 года, декабрь 2006 года  и январь 2007 года.

Из  содержания  данных  деклараций  следует, что  итоговая  сумма  НДС   к доплате по  всем  уточненным налоговым декларациям составила 798 886 руб., сумма налога к уменьшению составила 798 886 руб., в результате сумма налога к доплате составила 0.00 рублей.

Камеральная  проверка  уточнённой  налоговой  декларации  за  май 2006  года  завершена  после  09.02.2009  года (22.06.2009  года),  кроме  того,  в  ходе  судебного  разбирательства  по  делу  налоговым  органом  не  отрицалось, что  в ходе  камеральных  проверок  всех  перечисленных  ранее  уточнённых  деклараций  по НДС,  была  подтверждена  их  правильность.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в отсутствие события налогового правонарушения.

В  обжалуемом  решении суд первой инстанции обоснованно указал, что в связи с тем, что Общество показало налоговый вычет в указанной сумме, умень­шив к уплате налог на ту же сумму, следовательно, неполная уплата налога на добавленную стоимость в мае 2006 года, полностью погашалась излишне уплаченной суммой налога в июне, июле, декабре 2006 года  и январе 2007 года.

В связи с тем, что уточненные налоговые декларации за февраль, апрель, май, июнь, июль, декабрь 2006 года  и за январь 2007 года  представлены в один день (09.02.2009 года),  у  налогового  органа  не  было  оснований  считать, что у Общества имелась обязанность по уп­лате указанного налога, и, следовательно, он должен нести налоговую ответствен­ность, у налогового органа не имелось оснований. Данный  вывод  соответствует и правоприменительной  практике (Постановлении Президиума Высшего Арбит­ражного суда Российской Федерации от 28.01.2008 года №11538/07,  Постановление  ФАС  Западно-Сибирского  округа  от  05.06.2008  года № Ф04-3489/2008(6176-А45-42)

Основанием для начисления пеней в соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ является уплата сумм налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996  года № 20-П и Определении от 04.07.2002 года  № 202-О указал, что предусмотренное статьей 75 НК РФ начисление пеней направлено на компенсацию потерь бюджета, вызванных поступлением причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.

В связи с тем, что занижение суммы налога на добавленную стоимость за май 2006 года  не привело к возникновению задолженности перед бюджетом по данному налогу, у Инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 31 115 рублей,  поскольку  бюджет не понес никаких потерь, подлежащих компенсации путем начисления пеней.

Апелляционный суд также соглашается  с  выводом  суда первой инстанции  о  том, что ИФНС, не указав ни в акте, ни в решении о привлечении к ответственности №1007 от 22.06.2009 расчет суммы пени, а указав только сумму пени в размере 8 886 руб., а также,  не вручив налогоплательщику вместе с актом или решением указанный расчет пени, лишил налогоплательщика возможности проверить правильность расчета пени и представить свои возражения.

Доводы апеллянта не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.

Суд апелляционной инстанции  отклоняет  ссылку апеллянта  и  на  то, что суд  первой инстанции необоснованно  взыскал  с  Инспекции  в  пользу Общества  3000  рублей  в счёт  возмещения  понесённых расходов  на  основании  правила  пункта  1  части 1  статьи 333.37 Налогового  кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 года  № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в действие с 30.01.2009 года, пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подпунктом 1.1, в соответствии с которым государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, после прекращения отношений заявителя с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (заявителем и заинтересованным лицом) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на заинтересованное лицо обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.

Изменения, внесенные статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 года  № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не распространяются на распределение судебных расходов.

Указанная позиция изложена и в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.12.2009 года  № ВАС-17113/2009.

Таким  образом, доводы  апелляционной  жалобы  не  подтвердились.

На основании  изложенного  Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что  решение суда первой инстанции законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Решение арбитражного суда первой инстанции по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь  статьями  268, 269( часть 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.12.2009г.  по делу  № А27-15922/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Кемеровской области  - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
  Залевская Е.А.

     Судьи
  Кулеш Т.А.

     Солодилов А.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка