СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2010 года  Дело N А27-26032/2009

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ждановой Л.И.,

судей:  Журавлевой  В.А., Солодилова А.В.

при ведении протокола судебного заседания судьёй Солодиловым А.В.,

при участии  в заседании:

от заявителя: Крысов  М.Л. по доверенности № 14 от 30.11.2009 года (сроком на 1 год), Руднева Д.А. по доверенности №13 от30.11.2009 года  (сроком на 1 год),

от заинтересованного лица: без участия (извещено),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Сибирские промышленные технологии», г. Новокузнецк

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 12 марта 2010 года по делу № А27-26032/2009 (судья Н.А.Аникина)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сибирские промышленные технологии», г. Новокузнецк

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово

третьи лица: Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово,

Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва

о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирские промышленные технологии» (далее по тексту - ООО «Сибирские промышленные технологии», Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, УФАКОН) о признании незаконными действий  по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0303090:0191, общей площадью 445,2 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. Хлебзаводская, д.9, корпус 5, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.012007 и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0303090:0191 в размере 1 887 260, 67 руб.; обязать Управление Роснедвижимости по Кемеровской области исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0303090:0191, общей площадью 445,2 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. Хлебзаводская, дом 9, корпус 5 в соответствии с положениями Конституции РФ, статей 65, 66 Земельного кодекса РФ.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово и Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12 марта 2010 года по делу № А27-26032/2009 отказано в удовлетворении заявленного требования.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и  принять по  делу  новый судебный  акт.

В обоснование  жалобы апеллянт  указывает на неправильное применение судом норм материального права, норм процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела: Управлением нарушены объемы и параметры проведения предварительной проверки Отчета, что свидетельствует о несоответствии действий Управления нормативному правовому акту, а не гражданско-правовому договору; представленный Управлением протокол предварительной проверки не содержит данных о том, что данная проверка была проведена  в рамках Отчета, выполненного в соответствии с государственным контрактом № 140 от 29.06.2007г.; Отчет об оценке составлен с нарушением требований ФСО 1, 2, 3, Закона «Об оценочной деятельности», порочен в части его оформления и содержащиеся в нем сведения не могут являться доказательством определения кадастровой стоимости спорного земельного участка;  при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка применялись не соответствующие первой группе коэффициенты; п. 9.2 Административного регламента, п. 15 Федерального стандарта,  поскольку не был определен аналог, соответствующий спорному земельному участку; Управлением не представлено доказательств, свидетельствующих о проведении рыночной оценки земельных участков, находящихся в п.г.т. Промышленная.

Подробно  доводы  подателя  жалобы  изложены  в  апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, настаивал на ее удовлетворении

Отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) Управлением Роснедвижимости и третьими лицами на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, настаивал на ее удовлетворении.

11 мая 2010 года в канцелярию Седьмым арбитражным апелляционным судом поступило ходатайство ФГУП «ФКЦ «Земля»  о рассмотрении апелляционной жалобы без участия ФГУП «ФКЦ «Земля».

Управление Роснедвижимости  и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), явку своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.

В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в  отсутствие представителей. Роснедвижимости  и третьи лица.

Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Заслушав представителя, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены  решения суда  первой инстанции не  имеется.

Как следует из материалов дела, ООО «Сибирские промышленные технологии» является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:30:0303090:0191, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. Хлебозаводская, 9, корпус 5, общей площадью 445, 2 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серии 42 А А №611630)

В адрес общества Управлением по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г. Новокузнецка направлено письмо от 26.05.2009 №2507-03, в соответствии  с  которым  кадастровая  стоимость  указанного  земельного  участка составила  1 887 261  руб., удельный  показатель кадастровой стоимости составил 4239,13 руб.

Общество, считая, что действиями Управления Роснедвижиомсти по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, нарушены его права и обязанности по уплате земельного налога, а также нормы закона, обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая Обществу в удовлетворении требования, суд первой инстанции  исходил  из того, что Управлением организации проведения государственной кадастровой оценки земель и представленного исполнителем отчета осуществляется на соответствие его состава только условиям технического задания без обязанности проведения его анализа и указания причин, по которым кадастровая стоимость земельного участка определена в размере, превышающем его рыночную стоимость. Суд пришел к выводу о несостоятельности довода ООО «Сибирские промышленные технологии» о том, что действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области привели к внесению в государственный кадастр недостоверной информации о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0303090:0191, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя в виде увеличения размера уплаты земельного налога.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Во исполнение указанной статьи Правительством Российской Федерации  принято Постановление от 08.04.2000 №316, утверждающее Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил, далее Правила №316, Правила).

В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Пунктом 13 Правил №316  определено, что при  проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых  земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением  категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости  осуществляется на основе  результатов государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пунктам 2, 5, 10, 11 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 11 Правил разработаны Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее по тексту - Методические указания), которые  позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе, в том числе такого вида разрешенного использования, как земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности,  коммунального  хозяйства,  материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9 Методических указаний).

Согласно пунктам 1.3, 1.4 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

ООО «Сибирские промышленные технологии» ссылается в апелляционной жалобе на нарушение Управлением требований действующего законодательства, предъявляемых к процедуре проведения работ по государственной кадастровой оценке и к порядку проведения государственной кадастровой оценки данного земельного участка, а именно - требований пунктов 4, 9.2., 9.5, 9.8, 11 раздела 2 Административного регламента, пункта 2.2.5 Методических указаний, пунктов 4, 8, 13, 15, 19 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 № 254 (далее - Федеральный стандарт оценки).

Как правильно указал суд первой инстанции, Административный регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостыо и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

Разделом 2 Административного регламента установлены административные процедуры.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу  исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации  на  утверждение; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.

Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации регулируется пунктом 8 Административного регламента.

В соответствии с пунктом 8.1. Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации с периодичностью, установленной формами оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта от 29.06.2007 № 140, заключенного между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (заказчик) и ФГУП ФКЦ «Земля».

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме «Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области» путем сдачи результата выполненных работ, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется технически заданием.

Требования к работам и их содержание являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение №1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2. государственного контракта).

Довод апелляционной жалобы о том, что УФАКОН ненадлежащим образом исполнило свою обязанность по предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, в том числе - в части контроля выбранных исполнителем работ источников рыночной информации, порядка использования информации, состава  используемой  информации, объема, правильности, достоверности и полноты собранной рыночной информации не может быть принят во внимание.

В соответствии с пунктом 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.

В качестве рыночной информации используются: цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека); цены предложения (купля-продажа, аренда); цены спроса (купля-продажа, аренда); информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.

Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости.

В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных  участков  в  составе  земель  населенных  пунктов,  проверяется  репрезентативность  выборки  и  выбираются  факторы  стоимости  для  построения статистических моделей.