• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2010 года  Дело N А27-26032/2009

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ждановой Л.И.,

судей: Журавлевой В.А., Солодилова А.В.

при ведении протокола судебного заседания судьёй Солодиловым А.В.,

при участии в заседании:

от заявителя: Крысов М.Л. по доверенности № 14 от 30.11.2009 года (сроком на 1 год), Руднева Д.А. по доверенности №13 от30.11.2009 года (сроком на 1 год),

от заинтересованного лица: без участия (извещено),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Сибирские промышленные технологии», г. Новокузнецк

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 12 марта 2010 года по делу № А27-26032/2009 (судья Н.А.Аникина)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сибирские промышленные технологии», г. Новокузнецк

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово

третьи лица: Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово,

Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва

о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирские промышленные технологии» (далее по тексту - ООО «Сибирские промышленные технологии», Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области, УФАКОН) о признании незаконными действий по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0303090:0191, общей площадью 445,2 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. Хлебзаводская, д.9, корпус 5, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.012007 и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0303090:0191 в размере 1 887 260, 67 руб.; обязать Управление Роснедвижимости по Кемеровской области исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0303090:0191, общей площадью 445,2 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. Хлебзаводская, дом 9, корпус 5 в соответствии с положениями Конституции РФ, статей 65, 66 Земельного кодекса РФ.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово и Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12 марта 2010 года по делу № А27-26032/2009 отказано в удовлетворении заявленного требования.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы апеллянт указывает на неправильное применение судом норм материального права, норм процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела: Управлением нарушены объемы и параметры проведения предварительной проверки Отчета, что свидетельствует о несоответствии действий Управления нормативному правовому акту, а не гражданско-правовому договору; представленный Управлением протокол предварительной проверки не содержит данных о том, что данная проверка была проведена в рамках Отчета, выполненного в соответствии с государственным контрактом № 140 от 29.06.2007г.; Отчет об оценке составлен с нарушением требований ФСО 1, 2, 3, Закона «Об оценочной деятельности», порочен в части его оформления и содержащиеся в нем сведения не могут являться доказательством определения кадастровой стоимости спорного земельного участка; при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка применялись не соответствующие первой группе коэффициенты; п. 9.2 Административного регламента, п. 15 Федерального стандарта, поскольку не был определен аналог, соответствующий спорному земельному участку; Управлением не представлено доказательств, свидетельствующих о проведении рыночной оценки земельных участков, находящихся в п.г.т. Промышленная.

Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, настаивал на ее удовлетворении

Отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) Управлением Роснедвижимости и третьими лицами на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, настаивал на ее удовлетворении.

11 мая 2010 года в канцелярию Седьмым арбитражным апелляционным судом поступило ходатайство ФГУП «ФКЦ «Земля» о рассмотрении апелляционной жалобы без участия ФГУП «ФКЦ «Земля».

Управление Роснедвижимости и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), явку своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.

В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей. Роснедвижимости и третьи лица.

Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Заслушав представителя, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Как следует из материалов дела, ООО «Сибирские промышленные технологии» является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:30:0303090:0191, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. Хлебозаводская, 9, корпус 5, общей площадью 445, 2 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серии 42 А А №611630)

В адрес общества Управлением по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г. Новокузнецка направлено письмо от 26.05.2009 №2507-03, в соответствии с которым кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 1 887 261 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составил 4239,13 руб.

Общество, считая, что действиями Управления Роснедвижиомсти по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, нарушены его права и обязанности по уплате земельного налога, а также нормы закона, обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая Обществу в удовлетворении требования, суд первой инстанции исходил из того, что Управлением организации проведения государственной кадастровой оценки земель и представленного исполнителем отчета осуществляется на соответствие его состава только условиям технического задания без обязанности проведения его анализа и указания причин, по которым кадастровая стоимость земельного участка определена в размере, превышающем его рыночную стоимость. Суд пришел к выводу о несостоятельности довода ООО «Сибирские промышленные технологии» о том, что действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области привели к внесению в государственный кадастр недостоверной информации о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0303090:0191, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя в виде увеличения размера уплаты земельного налога.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Во исполнение указанной статьи Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.04.2000 №316, утверждающее Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил, далее Правила №316, Правила).

В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Пунктом 13 Правил №316 определено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пунктам 2, 5, 10, 11 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 11 Правил разработаны Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее по тексту - Методические указания), которые позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе, в том числе такого вида разрешенного использования, как земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9 Методических указаний).

Согласно пунктам 1.3, 1.4 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

ООО «Сибирские промышленные технологии» ссылается в апелляционной жалобе на нарушение Управлением требований действующего законодательства, предъявляемых к процедуре проведения работ по государственной кадастровой оценке и к порядку проведения государственной кадастровой оценки данного земельного участка, а именно - требований пунктов 4, 9.2., 9.5, 9.8, 11 раздела 2 Административного регламента, пункта 2.2.5 Методических указаний, пунктов 4, 8, 13, 15, 19 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 № 254 (далее - Федеральный стандарт оценки).

Как правильно указал суд первой инстанции, Административный регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостыо и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

Разделом 2 Административного регламента установлены административные процедуры.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.

Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации регулируется пунктом 8 Административного регламента.

В соответствии с пунктом 8.1. Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации с периодичностью, установленной формами оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта от 29.06.2007 № 140, заключенного между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (заказчик) и ФГУП ФКЦ «Земля».

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме «Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области» путем сдачи результата выполненных работ, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется технически заданием.

Требования к работам и их содержание являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение №1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2. государственного контракта).

Довод апелляционной жалобы о том, что УФАКОН ненадлежащим образом исполнило свою обязанность по предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, в том числе - в части контроля выбранных исполнителем работ источников рыночной информации, порядка использования информации, состава используемой информации, объема, правильности, достоверности и полноты собранной рыночной информации не может быть принят во внимание.

В соответствии с пунктом 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.

В качестве рыночной информации используются: цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека); цены предложения (купля-продажа, аренда); цены спроса (купля-продажа, аренда); информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.

Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости.

В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.

Согласно пунктам 9.4, 9.8. Административного регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью.

В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимосги по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии Отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что УФАКОН не проводит проверку отчета на соответствие его методическим указаниям, которые определяют, как указывалось выше, порядок сбора рыночной информации.

Кроме того, проверка достаточности собранной рыночной информации о земельных участках, а также сбор рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости для каждой сформированной группы производится исполнителем работ по государственному контракту № 140, поскольку входит в содержание объема работ (пункты 4.2.5, 4.2.6.2 технического задания).

Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что государственный контракт представляет собой гражданско-правовую сделку по выполнению работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области.

Таким образом, заявитель, указывая на недостоверность и неполноту собранной рыночной информации, ее недостаточность для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, фактически оспаривает надлежащее исполнение подрядчиком своих обязанностей по гражданско-правовой сделке, принятых на себя обязательств, что не входит в предмет заявленных требований.

При этом указанная сделка не признана недействительной в установленном порядке, доказательств оспаривания ее действительности в материалы дела не представлены.

В соответствии с частью 1 статьи 198, пунктами 3,4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В заявлении должны быть также указаны: права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).

При таких обстоятельствах, для признания незаконными действий государственного органа необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых действий нормам закона, иных правовых актов, нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями.

Между тем, подателем апелляционной жалобы не сделана ссылка конкретные нормы закона и иных правовых актов, которым не соответствуют действия УФАКОН по осуществлению контроля за ходом выполнения работ в части сбора рыночной информации, проверки источников, достоверности сведений, объема, порядка сбора информации, а также норм закона, устанавливающих данную обязанность Управления.

В отношении действий Управления по предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков суд также учитывает следующее.

Согласно пунктам 9.1, 9.2, 9.5 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.

Отчет составляется исполнителем работ в трех экземплярах, на бумажном и электронном носителях в соответствии с формой отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков.

Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (предварительная проверка).

Данная проверка производится в срок не более трех рабочих дней с даты представления Отчета исполнителем работ.

В материалах дела имеется протокол предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11.11.2008, в котором указано на соответствие отчета условиям технического задания и согласно которому предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008, соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостыо, наличие файлов баз-данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что УФАКОН проведена предварительная проверка отчета об определении кадастровой стоимости земель на соответствие его техническому заданию, является правильным.

Общество в апелляционной жалобе указывает на несоответствие отчета Федеральным стандартам оценки «Требования к отчету оценки» (ФСО №3) (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254), а именно пунктам 6, 10,13,15 ФСО №3, поскольку отсутствует дата подписания оценщиками, которые проводили оценку, дата утверждения отчета, исполнители по тексту отчета не совпадают, отсутствие ссылок на информацию о федеральных стандартах оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, использованных при проведении оценки, отсутствуют сведения о страховании гражданской ответственности оценщиков, о соисполнителях работ. В отчете отсутствуют ссылки на достоверные источники информации и даты ее подготовки, не приложены копии материалов и распечаток, документального подтверждения в материалах отчета сведений о первичной исходной информации об анализе рыночных цен о земельных участках в разрезе фактора их стоимости, отчет не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком. Кроме того, указано также и на нарушение стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1) (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 256), в связи с тем, что текст отчета и приложения к нему не имеют документов, обосновывающих необходимость привлечения соисполнителей для проведения работ по государственному контракту.

Апелляционный суд соглашается с мнением суда первой инстанции, что указанные нарушения носят формальный характер.

Исходя из пункта 3.2. государственного контракта исполнитель (ФГУП «ФКСЦ «Земля») вправе при выполнении работ по контракту привлекать к их исполнению лиц, если иное не предусмотрено конкурсной документацией (подпункт «г»). Таким образом, исходя из содержания работ, ожидаемых результатов, прав и обязанностей сторон, привлечение соисполнителей для выполнения работ обоснованно.

Необоснован и довод об отсутствии ссылок в отчете на нормы и правила, используемые при проведении оценки, поскольку, в соответствии с техническим заданием к государственному контракту (пункт 5) установлены нормы и правила, в соответствии с которыми работы должны быть выполнены заказчиком. Однако Общество не указывает конкретных норм закона, которыми устанавливается обязанность Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по проверке указанных параметров при проведении предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости. Техническое задание к государственному контракту, как указывалось выше, не является нормативным актом, кроме того, не устанавливает необходимость соблюдения требований к проведению работ ФСО №1, ФСО №3, а только указывает на необходимость соблюдения стандартов оценки, утвержденных Постановлением Правительства РФ №519. В самих стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, а также в ФСО №1, ФСО №3 не установлена обязанность заказчика работ по проверке отчета на соответствие требований указанных актов.

В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации оценщиков оценочной деятельности в части соблюдение ими требований указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики отнесено к функции саморегулируемой организации оценщиков.

Обоснован и вывод суда первой инстанции о том, что действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по предварительной проверке отчета ФГУП «ФКЦ «Земля» об оценке рыночной стоимости земельного участка сами по себе не порождают прав и обязанностей общества сфере налоговых правоотношений, а также не утверждают кадастровую стоимость земельного участка, являющуюся налоговой базой при исчислении земельного налога. Фактически общество не согласно с размером кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в установленном порядке. Вместе с тем требования о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки не заявлены, ФГУП ФКЦ «Земля», являющееся исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земельного участка привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

Арбитражный суд в решении обоснованно указал, что для целей налогообложения устанавливается именно кадастровая стоимость земельного участка, а не рыночная. При этом действующим законодательством не устанавливается сопоставимость кадастровой стоимости и рыночной, а также запрета превышения кадастровой стоимости над рыночной стоимостью, возможность утверждения органом исполнительной власти рыночной стоимости земель и внесение таких сведений в государственный кадастр недвижимости.

Так, в статье 66 Земельного кодекса РФ указаны два способа оценки земли: установление рыночной стоимости земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; установление кадастровой стоимости земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель в порядке, определенном Правилами.

В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ указано на то, что случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Таким образом, в целях установления кадастровой стоимости земельного участка государственная кадастровая оценка земель не проводится, если определяется рыночная стоимость земельного участка. В данном случае кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. При этом законодателем не определено процентное соотношение между кадастровой и рыночной стоимости земельных участков, процедура определения процентов, приоритет способа определения стоимости земельного участка.

Заявитель, оспаривая законность действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по организации проведения государственной оценки земельного участка, указывает на нарушение его прав в области уплаты земельного налога.

В соответствии с частями 1,5 статьи 66 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Кроме того, представленные заявителем в материалы дела отчеты ООО «ТПП-Эксперт Н», составлены в отношении рыночной стоимости земельного участка и не касаются определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, методика определения кадастровой стоимости земельного участка не использовалась при составлении отчетов.

На основании изложенного, обоснован вывод суда первой инстанции о несостоятельности довода ООО «Сибирские промышленные технологии» о том, что действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области привели к внесению в государственный кадастр недостоверной информации о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0303090:0191, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя в виде увеличения размера уплаты земельного налога.

Согласно пунктам 9.1. 9.9 Административного регламента по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации

В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью.

На основании положительной оценки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области были предоставлены Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области на утверждение Коллегии Кемеровской области.

Апелляционный суд также учитывает, что постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению к настоящему постановлению.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) согласно приложению к настоящему постановлению.

Согласно пунктам 11.1, 11.2, 11.4 Административного регламента сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.

Перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9 настоящего Регламента.

В срок, не более месяца с даты окончания проверки ,Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает внесение в государственный земельный кадастр тех сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков), которые соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение.

Доказательств того, что УФАКОН внесены в государственный кадастр сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение материалы дела не содержат.

Также подателем апелляционной жалобы не представлено доказательств нарушения конкретных норм закона при осуществлении Управлением действий по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0303090:0191, общей площадью 445,2 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. Хлебзаводская, д.9, корпус 5.

При этом апелляционный суд принимает во внимание, что Административный регламент Управлением в части совершения указанных действий не нарушен, так как внесены именно те сведения, которые утверждены Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520.

Поскольку спор, рассматриваемый по настоящему делу, касается незаконности действий Управления в части и предварительной проверки отчета по государственной кадастровой оценке земель, предусмотренных Административным регламентом, то не состоятельны доводы о нарушении оспариваемыми действиями как Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, так и Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, поскольку указанные акты не регламентируют оспариваемые действия.

Более того, факт производства определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в частности, с соблюдением административных процедур, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель установлен решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2009 по делу №81-Г09-12.

В части доводов апелляционной жалобы об отсутствии в отчете об определении кадастровой стоимости земельного участка даты подписания отчета оценщиком, проводившим проверку, отсутствии доказательств наличия полномочий у лица, утвердившего этот отчет, несовпадением исполнителей по тексту отчета и отсутствие их подписей, отсутствии ссылок на соответствующую информацию о федеральных стандартах оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, использованных при проведении оценки, отсутствии информации о членстве оценщиков в саморегулируемой организации оценщиков и сведений о страховании гражданской ответственности оценщиков, отсутствии сведений о соисполнителях работ по оценке земельного участка и других нарушениях при оформлении отчета, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные доводы общества касаются соответствия отчета по государственной кадастровой оценке Методическим рекомендациям и Федеральному стандарту оценки.

Вместе с тем, проверка такого соответствия не входит в обязанность Управления, проверяющего соответствие состава отчёта условиям технического задания.

Указанная обязанность, согласно пункту 9.4 Административного регламента, возложена на Роснедвижимость, в то время как требования к данному госоргану заявителем не заявлялись, к участию в процесс Роснедвижимость заявителем не привлечена, в связи с чем указанные обстоятельства не имеют отношения к предмету рассматриваемого спора.

Доказательств, подтверждающих заявленный довод о том, что названные обстоятельства свидетельствуют о недостоверности спорной кадастровой оценки принадлежащего обществу земельного участка материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствует совокупность условий, необходимая для признания действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области незаконными.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 марта 2010 года по делу № А27-26032/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

     Председательствующий
  Л.И. Жданова

     Судьи
     В.А. Журавлева

     А.В. Солодилов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-26032/2009
Принявший орган: Седьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 28 мая 2010

Поиск в тексте