• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июля 2008 года  Дело N А27-3944/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2008г.

Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2008г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Музыкантовой М.Х.

судей Ждановой Л.И. , Усаниной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ждановой Л.И.

при участии:

от заявителя: без участия (извещен),

от ответчика: Ларичевой О.Н. по доверенности от29.10.2007 г. № 16-03/34,

Деминой Е.И. по доверенности от 11.02.2008 г., № 16-01/7,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Березовский похоронный дом»

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.05.2008

по делу №А27-3944/2008-5 (судья Смычкова Ж.Г.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Березовский похоронный дом»

к межрайонной инспекции ФНС России № 12 по Кемеровской области

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности от 26.03.2008г. № 81-опер

УСТАНОВИЛ:

ООО «Березовский похоронный дом» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной ИФНС России № 12 по Кемеровской области о признании незаконным постановления от 26.03.2008г. № 81-опер по делу об административном правонарушении по статье 15.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.

Решением арбитражного суда Кемеровской области от 23.05.2008г. в удовлетворении требований ООО «Березовский похоронный дом» отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Березовский похоронный дом» обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по следующим основаниям:

- не правильное применение судом норм материального права: налоговым органом превышены полномочия при проведении проверки, так как он не вправе по своей инициативе привлекать налогоплательщика к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

- недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными: поскольку проверка налоговым органом была проведена 13.03.2008г. в 10.30, у общества имелась возможность до 16.00 сдать сверхлимитную выручку в кассу банка; руководитель организации согласно ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» вправе издавать любые приказы, в том числе, устанавливающих порядок учета выручки.

Представители межрайонной ИФНС России № 12 по Кемеровской области в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Березовский похоронный дом» - без удовлетворения .

В судебное заседание апелляционной инстанции, представитель подателя апелляционной жалобы не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).

В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося лица.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.05.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что 13.03.2008 при проверке межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №12 по Кемеровской области полноты оприходования выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, ООО «Березовский похоронный дом», расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Березовский, пр. Ленина, 2А, установлено, что обществом с 01.01.2008 по 13.03.2008 допущено несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств и (или) накопление в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов, порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, выразившиеся в неоприходовании денежной выручки в кассу в общей сумме 26 443 руб. и накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов на общую сумму 17 443 руб., чем нарушены пункты 5, 6, 7, 14, 15, 22, 24, 25, 27 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Центрального банка России от 22.09.1993 №40 (далее Порядок ведения кассовых операций).

По результатам проверки составлены акт от 20.03.2008 №45 и протокол 20.03.2008 №81-опер об административном правонарушении.

На основании указанного протокола вынесено постановление от 26.03.2008 №81-опер, которым ООО «Березовский похоронный дом» привлечено к административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций по статье 15.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.

В соответствии со статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Довод подателя апелляционной жалобы о своевременном формировании им кассовых документов судом апелляционной инстанции не принимается как несоответствующий фактическим обстоятельствам.

Из материалов дела следует, что при проверке в ООО «Березовский похоронный дом» полноты оприходования выручки, полученной при применении контрольно-кассовой техники, в связи с ведением в обществе бухгалтерской документации автоматизированным (электронным) способом инспекцией проверялись машиннограммы.

Были проверены документы, которые ведутся автоматизированным способом и содержавшиеся в машинограммах: данные фискального отчета ККМ и кассовых документов, данные кассовой книги, в том числе приходные и расходные кассовые ордера, вкладные листы кассовой книги и отчет кассира) с учетом предъявляемых требований по их своевременному формированию, предусмотренных Порядком ведения кассовых операций.

Материалами дела установлено, что на день проведения проверки на 13.03.2008г. обществом с 01.01.2008г. по 13.03.2008г. допущено неоприходование денежной выручки в кассу в общей сумме 26 443 руб. (за 11 марта 2008 г. - 7 955 руб., за 12 марта 2008г. - 18 488 руб.) и накопление в кассе наличных денег сверхустановленных лимитов на общую сумму 17 443 руб., чем нарушены п. п. 5, 6, 7, 14, 15, 22, 24, 25, 27 Порядка ведения кассовых операций.

Пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993г. N 104, предусмотрено, что при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен подготовить денежную выручку и другие платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.

Представитель администрации в присутствии кассира снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает распечатку или вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту. Представитель администрации подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы.

Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в Книгу кассира-операциониста.

По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру.

После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в Книге кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.

Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Прием денег в кассу организации производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером.

В силу пункта 22 Порядка ведения кассовых операций все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.

В соответствии с пунктом 24 указанного Порядка записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.

Ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета копию записей в кассовой книге за день с приходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Таким образом, наличные денежные средства считаются оприходованными в кассу организации только после записи в кассовой книге на основании приходного ордера.

В соответствии с п. 25 Порядка ведения кассовых операций на предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы «вкладной лист кассовой книги» и «отчет кассира», которые должны составляться с соответствующими приходными и расходными кассовыми ордерами к началу следующего рабочего дня и иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.

Как следует из материалов дела, не смотря на формирование кассовых документов автоматизированным способом, обществом не были сформированы (отсутствовали машинограммы) вкладной лист кассовой книги и отчет кассира с соответствующими приходными и расходными кассовыми ордерами за 11.03.2008г. и за 12.03.2008г.

Следовательно, в случае несвоевременного формирования данных документов за 11.03.2008г. они должны были быть оформлены обществом к началу рабочего дня 12.03.2008г., а за 12.03.2008г. - к началу рабочего дня 13.03.2008 г., т.е. они должны составляться именно к началу следующего дня, а не в течение следующего рабочего дня.

Однако, из материалов дела усматривается, что вкладные листы кассовой книги и отчеты кассира с соответствующими приходными и расходными кассовыми ордерами за 11.03.2008г. и за 12.03.200 г. были сформированы бухгалтером общества Яцыной С. В. не к началу следующего рабочего дня, как это предусмотрено пунктом 25 Порядка ведения кассовых операций, а в день проведения проверки 13.03.2008г. через продолжительное время после начала следующего рабочего дня в присутствии проверяющего.

Материалами дела установлено, что на 13.03.2008г. - на день проведения проверки у заявителя отсутствовали машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» и соответствующие к ним приходные и расходные кассовые ордера за 11 марта 2008г. и за 12 марта 2008г.

Довод общества о том, что при проведении проверки налоговым органом не была распечатана кассовая книга предприятия, а претензий по оформлению и наличию приходных ордеров не предъявлялось судом не принимается.

Как следует из материалов дела, налоговым органом в момент проведения проверки не распечатывалась кассовая книга в виду отсутствия у заявителя в электронном виде соответствующих машинограмм за 11.03.2008г. и 12.03.2008г.: приходных и расходных кассовых ордеров, вкладных листов этой книги, отчета кассира.

При этом в момент проверки у налогового органа имелись замечания по оформлению и наличию кассовых документов: они отсутствовали в электронном виде по причине того, что не были сформированы заявителем в виде машинограмм, что и было зафиксировано инспекцией в акте проверки.

Кроме того, как следует из материалов дела проведенной инспекцией проверкой установлено, что заявителем за проверяемый период с 01.01.2008г. по 10.03.2008г. допущено накопление в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов на общую сумму 17 443 руб.

На день проведения проверки 13.03.2008г. в кассе общества числились денежные средства в сумме 26 443 руб.

11.03.2008г. в кассу общества поступило денежных средств согласно показаниям фискального отчета за 11.03.2008 г. 7 955 руб., выдача денежных средств из кассы в этот день не производилась. Остаток в кассе на конец рабочего дня составляет 7 955 руб.

12.03.2008г. остаток денежных средств на начало дня составил 7 955 руб., поступило согласно показаниям фискального отчета за 12.03.2008г. 18 488 руб., выдача денежных средств из кассы в этот день не производилась. Остаток денег на конец рабочего дня составляет 26 443 руб. (7955+18488).

В соответствии с данными Z отчета закрытия смены (фискальная память ККМ общества) данные суммы зафиксированы на конец закрытия смены: 11.03.2008г. в 17 час. 13 мин. - в сумме 7 955 руб., 12.03.2008г. в 17 час. 10 мин. - в сумме 18 488 руб.

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 Порядка ведения кассовых операций и пунктами 2.5, 2.6 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998г. № 14-П (далее - Положение о правилах организации наличного денежного обращения) предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

В силу пунктов 22, 24 Порядка ведения кассовых операций все поступления наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге; записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу; ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Согласно пункту 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения о правилах организации наличного денежного обращения наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждение банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Для предприятий, имеющих денежную наличность, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков, срок сдачи наличных денежных средств может устанавливаться на следующий день.

Однако, в соответствии с пунктом 2.4 Положения о правилах организации наличного денежного обращения порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются предприятиям только обслуживающими учреждениями банков.

Руководителям организаций не предоставлено право внутренними приказами устанавливать, выручкой какого дня является поступившая денежная наличность.

Лимит остатка кассы общества с ограниченной ответственностью «Березовский похоронный дом» согласно представленных для проверки документов установлен обществу двумя учреждениями банков: Кузбасским филиалом ОАО «УРСА Банк» ДО «Березовский» в сумме 7 450 руб. и Кемеровским филиалом КБ «Соколовский» в сумме 9 000 руб.

Из материалов дела следует, что обществом применяется лимит, установленный ему Кемеровским филиалом КБ «Соколовский», в размере 9 000 руб.

Согласно расчету на установление лимита на 2008г. Кемеровским филиалом КБ «Соколовский» срок сдачи выручки обществом - при образовании сверхлимитного остатка; порядок сдачи выручки - в кассу банка.

Вместе с тем, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у общества имелась возможность сдать выручку, поступившую 12.03.2008г., при образовании сверхлимитного остатка в кассу банка до 16.00 часов следующего дня.

В материалах дела отсутствуют доказательства события административного правонарушения в части накопления обществом в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Судом апелляционной инстанции не принимается довод общества о том, что совершенное им правонарушение не влечет большой общественной опасности и не причинило существенного вреда интересам граждан, а также не содержит умысла на сокрытие доходов от налогообложения.

Суд первой инстанции при вынесении решения обоснованно пришел к выводу, что данное правонарушение не может быть признано малозначительным, т. к. исходя из оценки установленных обстоятельств дела, совершенное заявителем административное правонарушение нарушает охраняемые общественные правоотношения в области финансов по соблюдению установленного порядка работы с денежной наличностью.

В данном случае для привлечения к административной ответственности не требуется наступления существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и причинения существенного вреда.

Статья 15.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает административную ответственность именно за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившаяся также и в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности и в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Вина Общества подтверждается материалами дела.

Ссылка Общества на отсутствие у налогового органа полномочий по осуществлению контроля за соблюдением организациями условий работы с денежной наличностью и на составление протокола об административном правонарушении также является несостоятельной.

В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы осуществляют контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

В пункте 1 статьи 28.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ определено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Согласно пункту 1 статьи 23.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 15.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Таким образом, налоговые органы наделены полномочиями на проведение проверки по соблюдению организациями порядка работы с денежной наличностью.

Процедура привлечения Общества к ответственности соблюдена.

Частями 6 и 7 статьи 210, частью 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ определен порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.

Данные нормы устанавливают, что арбитражный суд не связан основаниями и предметом заявленных требований. Проверка решения административного органа осуществляется судом первой инстанции в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.

В соответствии с требованиями частью 6, частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом первой инстанции проверено оспариваемое решение в полном объеме и обоснованно сделан вывод о правомерности привлечения ООО «Березовский похоронный дом» к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для выводов суда первой инстанции, для переоценки которых у суда апелляционной инстанции нет оснований.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Кемеровской от 23 мая 2008 года по делу

№А27-3944/2008-5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

     Председательствующий
  М.Х. Музыкантова

     Судьи
  Л.И. Жданова

     Н.А. Усанина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-3944/2008
Принявший орган: Седьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 07 июля 2008

Поиск в тексте