СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 2009 года  Дело N А45-12007/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта  2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта  2009 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  М.Х. Музыкантовой,

судей: В.А. Журавлевой, Н.А. Усаниной,

при ведении протокола судебного заседания  судьей В.А. Журавлевой,

при участии в заседании:

от заявителя: Мищук Л.Р. по удостоверению № 167051,

от ответчика: без участия (извещен),

от  третьих лиц: без участия (извещены),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного научного учреждения Сибирского научно-исследовательского института растениеводства и селекции Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук

на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.12.2008 года

по делу № А45-12007/2008-57/252  (судья Хорошилов А.В.)

по заявлению Прокурора Новосибирской области к Администрации Безменовского сельсовета Черепановского района Новосибирской области

третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, Государственное научное учреждение Сибирский научно-исследовательский институт растениеводства и селекции Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук

о признании недействительным постановления от 20.12.2005 г. № 227 «О предоставлении земельного участка по адресу: Новосибирская область, Черепановский район, муниципальное образование Безменовского сельсовета в аренду ГНУ СиБНИИРС СОРАСХН»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новосибирской области (далее – Прокурор, заявитель) в порядке, предусмотренном статьей 52 АПК РФ, обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Безменовского сельсовета Черепановского района Новосибирской области (далее -  Администрация) о признании недействительным постановления от 20.12.2005 г. №227 «О предоставлении земельного участка по адресу: Новосибирская область, Черепановский район, муниципальное образование Безменовского сельсовета в аренду Государственному научному учреждению Сибирского научно-исследовательского института растениеводства и селекции Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГНУ СибНИИРС СО РАСХН)».

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08.12.2008 года  требование заявителя удовлетворено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГНУ СиБНИИРС СОРАСХН обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.12.2008 года и прекратить производство по делу  по следующим основаниям:

- оспариваемое распоряжение не нарушает прав и законных интересов Российской Федерации и третьих лиц;

- заявителем пропущен срок на обращение в арбитражный суд.

Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.

Представитель заявителя в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу –без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.

ГНУ СиБНИИРС СОРАСХН, Администрация Безменовского сельсовета Черепановского района Новосибирской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Отзывы в нарушение статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлены.

Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии с частями 1, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Выслушав пояснения представителя заявителя, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует,  что учредителем Государственного научного учреждения является Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия).  Земельные участки закрепляются за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.01.1992 г. № 84 «О Российской академии сельскохозяйственных наук», Законом № 127-ФЗ, при этом любые изменения в землепользовании могут быть произведены с согласия Россельхозакадемии.

В соответствии с постановлением заинтересованного лица от 20.11.2003 г. № 148 Государственному научному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование  передан земельный участок площадью 21550 га с кадастровым номером 54:28:046512:0001, находящийся по адресу: Новосибирская область, Черепановский район, муниципальное образование Безменовского сельсовета, государственная регистрация права произведена 19.12.2003 г.

21.11.2005 г. Государственное научное учреждение обратилось с письмом к Территориальному управлению, в котором просило дать согласие на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды с последующей передачей его в субаренду третьему лицу. Какого –либо ответа на данное письмо или  согласования лица, участвующие в деле, в материалы дела не представили.

16.12.2005 г. Государственное научное учреждение обратилось к Администрации с письмом № 236, в котором просило в соответствии с Законом №137-Ф3 переоформить право бессрочного пользования земельным участком на право аренды.

20.12.2005 г. оспариваемым распоряжением прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Государственного научного учреждения в отношении земельного участка, участок предоставлен в аренду учреждению сроком на 49 лет, регистрации прекращения права произведена 02.05.2006 г.

Каких либо согласований с Россельхозакадемией по изменению режима землепользования земельным участком, в материалы дела не представлено.

Заявлений об отказе от права (постоянного) бессрочного пользования земельным участком Государственным научным учреждением в адрес заинтересованного лица не направлялось. Лица, участвующие в деле, не оспаривали данного обстоятельства, а также не оспаривали, что заявление Государственного научного учреждения от 16.12.2005 г. № 236 о переоформлении права не может расцениваться в качестве такового.

Как следует из постановления № 227 от 20.12.2005 г., прекращение права (постоянного) бессрочного пользования и предоставление земельного участка в аренду произведено в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Положением о порядке распоряжения земельными участками, Федеральным законом от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и на основании заявления Государственного научного учреждения о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду, то есть оспариваемое постановление предусматривало процедуру распоряжения земельным участком, которая полежала реализации в соответствии с Положением о порядке распоряжения земельными участками.

02.05.2006 г. между Администрацией и Государственным научным учреждением заключен договор аренды земельного участка, который не имеет ссылки на оспариваемое распоряжение.

06.10.2006 г. в соответствии с распоряжением Территориального управления №1028-р «О внесении земельного участка с кадастровым номером 54:28:046512:0001 в реестр федерального имущества», земельный участок в порядке установленном статьей 17 ЗК РФ, частью 1 статьи 3.1 Закона №137-Ф3, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1998г. №696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества», внесен в реестр федерального имущества, регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок произведена 21.11.2006г.

19.10.2007 г., 28.02.2008 г. Государственное научное учреждение направляло в адрес Территориального управления документы, связанные с отношениями по договору аренды, а так же сам договор аренды земельного участка.

23.05.2008 г. заявителем в адрес Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области (Черепановский отдел)  направлено представление об устранении нарушений законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в котором указывалось на невозможность государственной регистрации договора аренды земельного участка в связи с несоответствием  документов, представленных на государственную регистрацию прав, требованиям действующего законодательства, в том числе, оспариваемого  распоряжения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Прокурора в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30.01.1992 г. № 84 «О Российской академии сельскохозяйственных наук» (далее - Указ №84) Россельхозакадемия является высшей самоуправляемой организацией, которая действует на основании законов Российской Федерации и устава.

Пунктом 3 Указа № 84 земли Россельхозакадемии находятся у нее в бессрочном бесплатном пользовании, в том числе земли, закрепленные за ее научными учреждениями.

Согласно статье 6 Закона №127-ФЗ Российская академия наук, отраслевые академии наук, в том числе Россельхозакадемия, являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом № 127-ФЗ и уставами.

За академиями наук, их научными организациями и организациями научного обслуживания и социальной сферы закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные им в установленном порядке, следовательно, земельные участки, закрепленные за Государственным научным учреждением находятся в государственной собственности и распоряжаться этим имуществом оно может лишь в установленных законодательством пределах и порядке.

Согласно пункту 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.

Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю на день принятия оспариваемого решения был определен Правилами распоряжения земельными участками.

В силу абзаца «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 г. № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» Министерство имущественных отношений Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в случае:

- предоставления земельных участков органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации;

- предоставления органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), гражданину и юридическому лицу земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находившиеся в федеральной собственности до отчуждения;

- прекращения прав указанных органов, граждан и юридических лиц на земельные участки;

- предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет;

Согласно пункту 5 Правил распоряжения земельными участками в случае отказа органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц от права постоянного (бессрочного) пользования на незастроенные земельные участки уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) - в отношении земельных участков, которые были предоставлены государственному учреждению.

В уведомлении указываются сведения о правовом режиме земельного участка. К уведомлению прилагается кадастровая карта (план) земельного участка.

Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) на основании представленных федеральными органами исполнительной власти вариантов использования таких земельных участков формирует предложение о предоставлении указанных в абзаце втором настоящего пункта земельных участков для федеральных нужд, а уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - о предоставлении указанных в абзаце третьем настоящего пункта земельных участков для нужд субъекта Российской Федерации.

Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Российской Федерации (его территориальных органов) или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанное решение направляется в уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в 2-месячный срок со дня получения уведомления.

Как следует из материалов дела,   Администрация не извещала территориальные органы Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Государственного научного учреждения, согласия территориальных органов Федерального агентства по управлению федеральным имуществом на передачу в аренду земельного участка  не получала.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении  Администрацией  при вынесении оспариваемого решения  Порядка распоряжения земельными участками, что привело к невозможности Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом в лице его территориального органа реализовать правомочия собственника, в частности - права на формирование предложений по использованию земельного участка, на принятие решения о предоставлении земельного участка, то есть привело в конечном итоге  к нарушению прав и законных интересов собственника по владению, пользованию и распоряжению федеральным имуществом в соответствии со статьей 209 ГК РФ.

Суд первой инстанции правомерно указал на нарушение ответчиком  норм статей 45, 53 ЗК РФ при вынесении оспариваемого решения, поскольку отсутствуют доказательства, указывающие на то, что Государственное научное учреждение отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Довод Государственного научного учреждения о пропуске заявителем срока на обращение в арбитражный суд, предусмотренного статьей 198 АПК РФ,  отклоняется судом апелляционной инстанции, как необоснованный по следующим основаниям.

Согласно статье 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в том числе, с заявлениями об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По указанным делам прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Таким образом, поскольку с заявлением об оспаривании постановления от 20.12.2005 г. №227 обращается Прокурор, а не Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, следовательно, указанный срок исчисляется с того момента, когда Прокурору стало известно о нарушении прав и законных интересов лица, в защиту которых он обращается.

С учетом изложенного,  судом первой инстанции сделан правильный вывод о соблюдении Прокурором срока на обращение в суд 14.08.2008 г.,  поскольку  акт прокурорского реагирования был направлен в адрес государственного органа 23.05.2008 г.,  предметом которого являлось в числе прочих оспариваемое постановление.

Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов Российской Федерации, также не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку был предметом рассмотрения суда первой инстанции и ему дана соответствующая оценка.

Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.