• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2008 года  Дело N А67-433/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2008 года

Полный текст постановления изготовлен 11.08.2008 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Солодилова,

судей Т.А. Кулеш, Е.А. Залевской,

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.А. Залевской,

при участии:

от заявителя: С.В. Чубраков по доверенности от 28.01.2008, удостоверение адвоката №330;

от заинтересованного лица: Я.В. Севергина по доверенности от 20.05.2008;

от третьего лица: без участия,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Элит-строй» на решение Арбитражного суда Томской области от 20.05.2008 по делу № А67-433/08 (судья И.Н. Сенникова)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Элит-строй» к Администрации г. Томска

о признании недействительнам постановления Мэра г. Томска от 14.12.2007 №3133-з,

третье лицо - Администрация Октябрьского рай­она г. Томска,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Элит-строй» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Администрации г. Томска (да­лее – Администрация г. Томска) о признании недействительным постановления Мэра г. Том­ска от 14.12.2007 № 3133-з «Об отмене постановления Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111-з»,

Решением Арбитражный суд Томской области от 20.05.2008 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражный суд Томской области от 20.05.2008 года отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования ООО «Элит-строй» в полном объеме, ссылаясь на неправильное применением судом норм материального и процессуального права, а именно:

- суд неверно истолковал положения ч.3 ст. 31 Земельного кодекса РФ и п. 4 ст. 7, ст.48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ от 06.10.2003;

- судом не дана оценка доводам заявителя о наличии либо отсутствии у него соответствующих прав и законных интересов, возникших на основании постановления Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111-з и их нарушении.

Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

В отзыве на апелляционную жалобу Администрация г. Томска по доводам жалобы возражает. Считает ее необоснованной, просит в удовлетворении жалобы отказать.

В судебном заседании представители Общества и Администрации г. Томска поддержали свои доводы и возражения по апелляционной жалобе.

Администрация Октябрьского рай­она г. Томска, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства (апелляционный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ), явку представителя в судебное заседание не обеспечила.

В порядке части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия Администрации Октябрьского рай­она г. Томска, ее представителей.

Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.05.2008 законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, ООО «Элит-строй» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС по г. Том­ску 06.05.2006 за основным государственным регистрационным номером 1067017152652.

03.05.2006г. Д.В. Седов, действуя как директор ООО «Элит-строй», обратился с заявлением на имя Мэра г. Том­ска Макарова А.С. с просьбой разрешить размещение подземных гаражей с организацией спортивной площадки на крыше, с полным благоустройством прилегающей территории по ул. Беринга, 1, согласно приложенной выкопировке. Согласно штампу о регистрации входящей корреспонденции (вх. 550/8 от 03.05.2006) указанное заявление поступило в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска с визой Мэра г. Томска «Подготовьте документы с условием сохранения спортивной площадки».

16.06.2006 ООО «Элит-строй» выдан для дальнейшего согласования акт выбора земельного уча­стка № 550/8-06 под строительство комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей территории на земельном участке площадью 3 014,02 кв.м по Иркутскому тракту, 128.

Согласно указанному акту застройщику - ООО «Элит-строй» - после подписания председателем комиссии настоящего акта необходимо выполнить предпроектное обоснование размещения комплекса подземных индивидуальных гаражей и представить на рассмотрение в Департамент архитектуры и градостроительства; Администрации Октябрьского района совместно с застройщиком провести ин­формирование населения по поводу предстоящего строительства объекта.

В газете «Томский вестник» за 06.07.2006 опубликованы сообщения Администрации Октябрь­ского района: о приглашении к обсуждению места размещения комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей территории по Иркут­скому тракту, 128; о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строитель­ства комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоуст­ройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128 (предложения и замечания принимают­ся в течение 10 дней со дня выхода объявления); а также сообщение ООО «Элит-строй» об информи­ровании общественности о намечаемом строительстве комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128.

Согласно заключению Администрации Октябрьского района от 17.07.2006 № 128 за период ин­формирования в Администрацию района обращений граждан не поступало.

Постановлением Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111-з «О предварительном согласовании ООО «Элит-строй» места размещения комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128»:

утвержден акт выбора земельного участка № 550/8-06 от 16.06.2006 для строительства комплек­са подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством при­легающей территории по Иркутскому тракту, 128 (п.1);

образован из земель населенного пункта г. Томск земельный участок площадью 3 014,02 кв. м по указанному адресу и утвержден проект его границ согласно приложению (п.2);

на часть земельного участка площадью 299,63 кв.м в границах охранной зоны инженерных ком­муникаций установлен ограниченный режим использования, в соответствии с которым заказчик обязан обеспечить беспрепятственный и безвозмездный доступ соответствующих служб для обслуживания и ремонта инженерных коммуникаций (п.З);

на весь земельный участок в границах особо охраняемой территории установлен ограниченный режим использования, в соответствии с которым землепользователю запрещается всякая хозяйствен­ная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых комплексов (п.4);

ООО «Элит-строй» предварительно согласовано место размещения комплекса подземных ин­дивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей терри­тории по Иркутскому тракту, 128, на земельном участке площадью 3 014,02 кв.м в соответствии с про­ектом границ на топографическом плане (п.5);

ООО «Элит-строй» обязано: выполнить проектную документацию в соответствии с градострои­тельным законодательством и согласовать ее в соответствии с действующим законодательством (п.6);

ООО «Элит-строй» рекомендовано: выполнить комплекс работ по межеванию земельного уча­стка и постановке его на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями земельно­го законодательства; согласованную проектную документацию в установленном законом порядке представить на рассмотрение в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска в течение срока действия предварительного согласования (п.7);

Пунктом 8 указанного постановления ООО «Элит-строй» предупреждено о том, что невыполне­ние условий настоящего постановления является основанием для признания его утратившим силу без возмещения понесенных затрат.

Постановлением первого заместителя Мэра г. Томска Николайчука Н.А. от 14.12.2007 № 3133-з постановление от 07.08.2007 № 2111-з «О предварительном согласовании ООО «Элит-строй» места размещения комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на кры­ше и благоустройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128» отменено со ссылкой на коллективные обращения граждан, проживающих по Иркутскому тракту, 124, 126, 128, 128а, ул. Лаза­рева, 2, 2а, письмо Администрации Октябрьского района г. Томска от 19.09.2007 № 3293, а также на обращения Думы г. Томска от 18.09.2007 № 3277, Думы Томской области от 18.09.2007 № 3278.

Полагая, что постановление от 14.12.2007 № 3133-з «Об отмене постановления Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111-з» не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО «Элит-строй», Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявле­нием.

Апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, правильно установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и обосновал свои выводы нормами законодательства.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса и осуществляется с проведением по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Согласно положениям статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок нормами Земельного кодекса Российской Федерации не урегулирован.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания указанной нормы права следует, что оспариваемое постановление мэра может быть признано недействительным при наличии одновременно двух условий: как не соответствующее закону и нарушающее права и законные интересы заявителя.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что при принятии отмененного постановления от 07.08.2007 № 2111-з было допущено нарушение требований ст. 31 ЗК РФ, а именно: не было учтено мнение населения по вопросу возможного размещения объекта на спорном земельном участке, что нашло свое отражение в последующем массовом обращении граждан - жильцов жилых домов по Иркутскому тракту 124, 126, 128, 128а, ул. Лазарева, 2, 2а в различные инстанции, а также было установлено по результатам прове­денной Администрацией Октябрьского района проверки.

Из материалов дела следует и установлено судом, что информация о возможном или предстоящем предоставлении зе­мельного участка для строительства комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128, была опубликована в газете «Томский вестник» за 06.07.2006; при этом акт выбора земельного участка был составлен 16.06.2006, т.е. информирование населения было произведено после составления акта выбо­ра земельного участка, что противоречит ч. 3 ст. 31 ЗК РФ.

В указанный в объявлении 10-дневный срок обращений граждан в Администрацию Октябрьского района не поступило. В тоже время, после принятия отмененного постановления от 07.08.2007 № 2111-з жильцы близлежащих к месту предполагаемого строительства домов стали обращаться с коллектив­ными жалобами во все инстанции города и области с просьбой не допустить строительство гаражей во дворе жилых домов, ссылаясь при этом на необходимость сохранения территориального пространства, естественной среды двора, необходимых для жизни, роста, отдыха и развития человека. Администрацией совместно с ООО «УК «Жилфонд» было организовано информационное собрание с жителями домов №№ 124, 126, 128 по Иркутскому тракту и №№ 2, 2а по ул. Лазарева, по поводу предстоящего строи­тельства комплекса подземных гаражей; при этом из присутствовавших более 200 человек все выска­зались категорически против предстоящего строительства.

Апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что формальное выполнение обязанности по информированию населения че­рез средства массовой информации после составления акта выбора земельного участка, произведенный заявителем опрос жильцов, а также отсутствие обращений (возражений) граждан на момент принятия постановления 07.08.2007 № 2111-з «О предварительном согласовании ООО «Элит-строй» места раз­мещения комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благо­устройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128», не лишало Администрацию г. Томска права в дальнейшем, после получения массовых жалоб граждан, возражающих против строи­тельства гаражного комплекса в пределах дворовой территории, в целях сохранения здоровой среды проживания, исходя из приоритета охраны жизни и здоровья человека, учесть указанное отрицатель­ное мнение населения и отменить ранее принятое решение о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Следовательно, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.

Суд первой инстанции на основе всестороннего и полного исследования материалов дела и применения положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельного кодекса Российской Федерации, Устава города Томска пришел к выводу о том, что при вынесении оспариваемого постановления первый заместитель Мэра г. Томска Н.А.Николайчук действовал в пределах своих полномочий и в полном соответствии с действующим законодательством.

Апелляционный суд считает правильным данный вывод суда.

Ссылка ООО «Элит-строй» на то, что указанные нарушения не были отражены в оспариваемом постановлении несостоятельна, так как данное обстоятельство не повлияло на правильность принятия судебного акта по данному делу.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка доводам заявителя о наличии либо отсутствии у него соответствующих прав и законных интересов, возникших на основании постановления Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111-з и их нарушении, апелляционным судом не принимается. Указанное постановление при­нималось администрацией г. Томска не на основании норм ст.ст.30-32 ЗК РФ, как волевой акт, на­правленный на продолжение установленной процедуры для предоставления земельных участков для строительства, а на основании ст.48 названного закона и ст.48 Устава г.Томска, как акт, направлен­ный на исправление допущенных нарушений.

Апелляционный суд принимает во внимание, что, исходя из материалов дела, заявление на имя Мэра г. Том­ска Макарова А.С. с просьбой разрешить размещение подземных гаражей с организацией спортивной площадки на крыше, с полным благоустройством прилегающей территории по ул. Беринга, 1, было подано от имени ООО «Элит-строй» до момента государственной регистрации этого юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ, выбор земельных участков осуществляется на основании заявления заинтересованного гражданина или юридического лица.

Таким образом, постановление от 07.08.2007 № 2111-з «О предварительном согласовании ООО «Элит-строй» места размещения комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на кры­ше и благоустройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128» было вынесено на основании заявления лица, не имеющего правовых оснований действовать от имени ООО «Элит-строй», которое на момент обращения с заявлением еще не было создано и не могло быть заинтересовано в выборе и предоставлении земельного участка.

При разрешении спора арбитражный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции постановлено законно и обоснованно, каких - либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допущено.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Томской области от 20.05.2008 по делу № А67-433/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Элит-строй» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

     Председательствующий
     А.В. Солодилов

     Судьи
    Т.А. Кулеш

     Е.А. Залевская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А67-433/2008
Принявший орган: Седьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 11 августа 2008

Поиск в тексте