СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2009 года  Дело N А67-6079/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2009 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бородулиной И.И.

судей Журавлевой В.А., Кривошеиной С.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей  Журавлевой В.А.

при участии:

от заявителя: Черепанова Д.И.- руководителя Отделения по г. Северску Управления Федерального казначейства по Томской области, приказ  №03/08 от 15.01.2001 года, Ревенковой Г.Г. по доверенности от 24.11.2009 года (сроком до 31.12.2009 года), Цыганковой А.А. по доверенности от 20.07.2009 года (сроком до 31.12.2009 года),

от заинтересованного лица: Мамеева С.В. С.В. по доверенности от 28.10.2008 года (сроком на 1 год), Корниенко С.И. по доверенности от 24.08.2009 года (сроком на 1 год),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по г. Северску Управления Федерального казначейства по Томской области

на решение Арбитражного суда Томской области

от 28.09.2009 года по делу № А67- 6079/2009 (судья Скачкова О.А.)

по заявлению Отделения по г. Северску Управления Федерального казначейства по Томской области

к Территориальному управлению федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Томской области

о признании частично недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса

У С Т А Н О В И Л:

Отделение по г. Северску Управления Федерального казначейства по Томской области (далее по тексту – заявитель, Отделение по г. Северск Управления Федерального казначейства по Томской области, Отделение, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Территориальному управлению федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Томской области (далее по тексту – ТУ Росфиннадзора в Томской области, Управление) о признании недействительным раздела IV (нарушение порядка ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности) представления от 02 07 2009г. № 115 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (дело № А67- 6079/2009).

Решением Арбитражного суда Томской области от 28.09.2009г. требования Отделения по г. Северск Управления Федерального казначейства по Томской области оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отделение обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт, в том числе  по следующим основаниям:

- судом нарушены нормы материального права: при указании на четыре вида нарушений необоснованна ссылка только на один пункт 59 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства Финансов РФ от 10.02.2006 № 25н, поскольку указанные 4 вида деятельности регламентируются разными нормативными актами;

- неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Более подробно доводы Отделения по г. Северск Управления Федерального казначейства по Томской области  изложены в апелляционной жалобе.

Территориальное управление федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Томской области в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 24.11.2009 г.) доводы  апелляционной жалобы не признало, посчитав решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Стороны в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы, отзыва на нее поддержали по изложенным в них основаниям.

Проверив материалы дела, в порядке  статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее по тексту - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции  считает решение Арбитражного суда Томской области  от 28.09.2009 года  подлежащим отмене, производство по делу прекращению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что в период с 12.05.2009 года по 30.06.2009 года ТУ Росфиннадзора в Томской области в соответствии с централизованным заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 10.02.2009 № 43-01-02-25/556 на основании приказа руководителя ТУ Росфиннадзора в Томской области от 12.05.2009 № 174, согласно программе, утвержденной руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 09. 02. 2009 года, проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности в Отделении по г. Северск Управления Федерального казначейства по Томской области за 2008 год и отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности за 2009 год, по результатам которой 29. 06. 2009 год составлен акт с указанием на выявленные нарушения.

30.06.2009 года Отделением по г. Северск Управления Федерального казначейства по

Томской области представлены возражения на акт проверки от 29.06.2009 года.

По результатам рассмотрения представленных возражений ТУ Росфиннадзора в Томской области 02.07.2009 года вынесено заключение № 65-02/27/1033 на возражения по акту проверки от 29.06.2009 года, согласно которым возражения Отделения по г. Северск Управления Федерального казначейства по Томской области частично были приняты.

08.07.2009 года Отделением по г. Северск Управления Федерального казначейства по

Томской области представлены возражения на заключение от 02.07.2009 № 65-02/27/1033 по акту от 29.06.2009 года.

02.07.2009 года на основании акта проверки от 29.06.2009 года руководителем ТУ Росфиннадзора в Томской области было вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № 115.

Согласно указанному представлению в ходе проверки выявлено нарушение порядка ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности, руководителю Отделения по г. Северску Управления Федерального казначейства по Томской области Черепанову Д.И. предложено рассмотреть настоящее представление и принять меры по недопущению в дальнейшем указанного нарушения.

Считая представление в части нарушения порядка ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности (раздел IV)  незаконным, учреждение обратилось в

арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания недействительным раздела IV (нарушение порядка ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности) представления от 02.07.2009 № 115 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, издание оспариваемого представления не свидетельствует о нарушении прав и интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 2 статьи 29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из указанной нормы, а также норм главы 24 АПК РФ следует, что ненормативный правовой акт - это принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий акт (независимо от формы выражения), который адресован конкретному лицу, содержит обязательные для этого лица правила поведения и влечет для него правовые последствия.

В соответствии со статьей 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, то есть контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Нецелевым использованием бюджетных средств считается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 Кодекса).

Согласно пункту 2 статьи 284 БК РФ руководители федеральных органов исполнительной власти и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 Кодекса (к числу которых отнесено нецелевое использование бюджетных средств) вправе в числе прочего вынести руководителям получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.

Пунктом 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, установлено, что управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.

Согласно пункту 5.14.3 и 5.14.7 указанного Положения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Между документом, обязательным для рассмотрения, и документом, обязательным для исполнения, имеется существенная разница. В данном случае вынесено «представление», обязательное для рассмотрения.

Исследовав обстоятельства дела, суд апелляционной инстанций пришел к выводу о том, что обжалуемое представление носит информационный характер, поскольку предлагает Отделению лишь рассмотреть его и принять меры по недопущению в дальнейшем нарушения порядка ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности; из оспариваемого представления не усматривается каких-либо властных предписаний. Из этого апелляционный суд приходит к выводу о том, что представление не нарушает права и законные интересы заявителя, на что также сослался в своем решении суд первой инстанции, в связи с чем не является ненормативным правовым актом, законность которого может быть проверена в судебном порядке.

Как следует из обстоятельств дела, обжалуемое представление предлагает руководителю Отделения по г. Северску Управления Федерального казначейства по Томской области Черепанову Д.И. рассмотреть настоящее представление и принять меры по недопущению в дальнейшем указанного в нем нарушения по порядку ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности.

При этом документ не нарушает права и законные интересы Отделения, поскольку не содержит обязательных для него указаний, в связи с чем не влечет для него никаких правовых последствий. Доказательств обратного заявителем не представлено.

Данный документ не является окончательным по решению указанного вопроса, поэтому не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде.

Обжалуемое представление от 02.07.2009 №115 не предусматривает механизма привлечения к ответственности, а именно применение иных мер принуждения, за неисполнение представления.

Данный вывод подтверждается материалами дела. В деле отсутствуют доказательства о том, что в связи с изданием оспариваемого представления наступили какие-либо неблагоприятные для Отделения последствия и нарушены его права и законные интересы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о том, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению, а решение суда первой инстанции  - отмене.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 269, статьей 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Томской области от 28 сентября 2009 года  по делу №А67- 6079/2009 отменить, производство по делу прекратить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

     Председательствующий
  И.И. Бородулина

     Судьи
   В.А. Журавлева

     С.В. Кривошеина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка