• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 декабря 2009 года  Дело N А67-7786/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2009г.

Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2009г.

Седьмой Арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Усаниной Н.А.

судей Журавлевой В.А., Кривошеиной С.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.

при участии:

от заявителя: Матвеев А.В. директор , протокол №1 от 01.11.2006г., Матвеева Т.П. по доверенности от 16.10.2009г. (до 15.10.2010г.)

от заинтересованного лица: без участия (извещены)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Парк недвижимости»

на решение Арбитражного суда Томской области

от 12.10.2009г. по делу №А67-7786/09 (судья Гелбутовский В.И.)

по заявлению ООО «Парк недвижимости»

к Межрегиональному управлению по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу

о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Парк недвижимости» (далее ООО «Парк недвижимости», Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Межрегиональному управлению по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее МРУ Росфинмониторинг по СФО, Управление, административный орган) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания №04-02/09-84П от 29.07.2009г., согласно которого Общество привлечено к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 55 000 руб.

Решением Арбитражного суда Томской области от 12 октября 2009 года отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие вины Общества по делу об административном правонарушении, так административным органом не установлено, что Обществом по договору на оказание риэлторских услуг №80 от 03.09.2008г. совершена сделка с недвижимым имуществом, подлежащая обязательному контролю, по которой Обществом не направлены сведения в уполномоченный орган; исходя из содержания договора на оказание риэлторских услуг (покупка недвижимости) №80, Общество не совершает сделку с недвижимым имуществом, не является стороной по сделке купли-продажи квартиры, а также не оказывает посреднические услуги при осуществлении сделки - клиент не поручает организации совершать от его имени юридически значимое действие: сделку с недвижимостью; соответственно, у Общества нет подлинного экземпляра купли-продажи квартиры, нет законного основания и не возникает обязанности по заключенному договору передавать сведения в уполномоченный орган.

Представители ООО «Парк недвижимости» в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и настаивали на ее удовлетворении.

МРУ Росфинмониторинг по СФО в отзыве на апелляционную жалобу просит судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что к организациям , осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, Закон №115-ФЗ относит также организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества., под которыми понимаются и риэлторские фирмы- профессиональные посредники на рынке купли-продажи жилья; ООО «Парк недвижимости» располагало всей необходимой информацией о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, однако , в нарушение положений законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем , и финансированию терроризма, не предприняло мер по осуществлению контроля за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представленной ему клиентам, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административный орган надлежащим образом извещенный в порядке ст. 123 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства явку своего представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил, в отзыве просит рассмотреть апелляционную жалобу Общества в отсутствие его представителя.

Суд, с учетом мнения представителей заявителя , не возражавших на рассмотрение дела в отсутствие представителя МРУ Росфинмониторинга по СФО, в соответствии с ч. 1 ст. 266, ч.2, ч.3 ст. 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя МРУ Росфинмониторинга по СФО.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителей ООО «Парк недвижимости» суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Томской области от 12.10.2009 года.

В соответствии с Приказом Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу от 01.04.2009г. №63 должностным лицом Управления проведена проверка ООО «Парк недвижимости», по результатам которой составлен Акт проверки №10к от 18.05.2009г., согласно которому установлено нарушение Обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части фиксирования и представления в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.27 КоАП РФ.

16 июня 2009г. должностным лицом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по СФО составлен протокол об административном правонарушении, которым установлено нарушение ООО «Парк недвижимости» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части фиксирования и представления в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, выразившееся в не направлении одного сообщения в МРУ Росфинмониторинг по СФО по операциям, подлежащим обязательному контролю (сделка с недвижимым имуществом, на которую она совершается, превышает 3 000 000 рублей) по договору на оказание риэлторских услуг (покупка квартиры) от 03.09.2008г. №80, заключенному между ООО «Парк недвижимости» и гражданином Галимуллиным Р.Р. (объект недвижимости стоимостью 3 750 000 рублей, акт приема – передачи информационных услуг от 13.09.2008г., предварительный договор о проведении сделки купли – продажи квартиры с предоплатой с использованием кредитных средств от 15.09.2008г., заключенного между гражданами Галимуллиным Р.Р., Захаровым С.Е. и Захаровой А.Г.), ответственность за которое установлена ст.15.27 КоАП РФ.

Постановлением от 29.07.2009г. №04-02/09-84П ООО «Парк недвижимости» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 55 000 руб. - за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Полагая, что указанное Постановление является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела факта совершения Обществом административного правонарушения.

Статья 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) предусмотрена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по таким операциям, подлежащим обязательному контролю.

Статьей 5 Закона №115-ФЗ определен перечень указанных организаций, в число которых относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Согласно статье 3 Закона №115-ФЗ операциями с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю, являются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

В силу подпункта 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

Пунктом 9 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлено, что контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части финансирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующим надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Как следует из материалов дела, в соответствии с п.2.2 Устава ООО «Парк недвижимости» одним из видов деятельности Общества является деятельность по операциям с недвижимым имуществом.

ООО «Парк недвижимости» встало на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу за №214005541 от 20.12.2006г., утвердило Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, прошло процедуру согласования в МРУ Росфинмониторинг по СФО (№01-18/пр.3 от 09.01.2007г.), назначило должностное лицо, ответственное за соблюдение Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (приказ №5 от 06.12.2006г.).

С учетом изложенных норм законодательства, принимая во внимание, что 03 марта 2008г. между гражданином Галимуллиным Р.Р. (Клиент) и ООО «Парк недвижимости» в лице директора Матвеева А.В., действующего на основании Устава (Агентство) заключен Договор на оказание риэлторских услуг (покупка недвижимости) №80 от 03.09.2008г., в соответствии с которым Агент обязуется (обязан) по поручению Клиента подобрать вариант покупки (приобретения) объекта недвижимости и организовать гражданско-правовую сделку по покупке этого объекта на имя Клиента (п.1.1 Договора), обеспечить условия для проведения денежных расчетов и подписания документов, подтверждающих произведенные по сделке расчеты (п.2.2.6 Договора); при необходимости подготовить договор купли - продажи и передаточный акт Объекта в простой письменной форме, обеспечить государственную регистрацию договора купли-продажи в соответствии с законодательством РФ (п. 2.2.7 Договора), а Клиент обязуется оплатить оказанные Агентством услуги в размере, порядке и сроки, определенные настоящим договором (п.1.1 Договора); в соответствии с пунктами 1.4 и 1.5. Предварительного договора о проведении сделки купли-продажи квартиры с предоплатой с использованием кредитных средств от 15.09.2008г., заключенного при участии ООО «Парк недвижимости» между гражданами Захаровым С.Е.Захаровой А.Г. («Продавец») и Галимуллиным Р.Р. («Покупатель»), цена квартиры, расположенной по адресу: г.Томск, ул.Говорова, д.46, кор.1, кв.277, по соглашению сторон определена в размере 3 725 000 руб., оплачиваемая «Покупателем» в следующем порядке: при подписании настоящего договора Покупатель оплачивает продавцу предоплату в виде задатка в размере 25 000 руб., остальная сумма в размере 3 725 000 руб. в день подписания основанного договора и передачи документов на государственную регистрацию в Управление Федеральной регистрационной службы Томской области (п.1.5 Предварительного договора); согласно пунктам 1.1 и 2.1. Договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств №6311 ИГ ДР от 25.09.2008г. граждане Захаров С.Е. и Захарова А.Г. («Продавец») продают, а гражданин Галимуллин Р.Р. («Покупатель») приобретает в собственность квартиру, расположенную по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Говорова, д.46/1, кв.277, по цене 3 750 000 руб., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, являясь профессиональным участником на рынке купли-продажи недвижимости (жилья), оказало гражданину Галимуллину Р.Р. посреднические услуги при осуществлении сделки купли-продажи спорной квартиры по цене 3 750 000 руб., включая: подбор вариантов купли-продажи объекта недвижимости для покупателя, оказание помощи в заключении сделок купли-продажи, а также обеспечение условий для проведения денежных расчетов и подписания документов, подтверждающих произведенные по сделке расчеты.

Соответственно, ООО «Парк недвижимости», относясь к организациям, перечисленным в ст.5 Федерального Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» №115-ФЗ от 07.08.2001г., и обладая достаточной информацией о стоимости объекта недвижимости, участниках сделки, в которой принимало непосредственное участие по гражданско-правовому сопровождению покупателя, сообщение в адрес МРУ Росфинмониторинг по СФО по операциям, подлежащим обязательному контролю, в нарушение указанных выше норм не направило.

И в этой части признаются необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «Парк недвижимости» не оказывает посреднические услуги при осуществлении сделки, соответственно, у него нет подлинного экземпляра договора купли-продажи квартиры, и нет законного основания и обязанности по заключенному договору передавать сведения в уполномоченный орган как противоречащие установленным по делу обстоятельствам и положениям ст.ст.3, 5, 6, 7 Федерального Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» №115-ФЗ от 07.08.2001г.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

С учетом изложенного, исходя из имеющихся в материалах дела документов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о подтверждении факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.15.27 КоАП РФ.

В силу ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следуя материалам дела предварительный договор о проведении сделки купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств заключен 15.09.2008г. 24.11.2008г. ; договор купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств №6311 ИГ ДР заключен 25.09.2008г. акт о выполнении агентством ООО «Парк недвижимости» условий договора на оказании риэлтерских услуг №80 от 03.09.2008г. подписан сторонами 25.09.2008г., таким образом, с момента подписания акта выполненных работ по подбору варианта покупки (приобретения) объекта недвижимости, ООО «Парк недвижимости» располагало всей необходимой информацией о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю с предоставлением информации о такого рода сделке в Росфинмонитоинг, однако, не предприняло всех зависящих от него мер для соблюдения требований ст.ст. 5, 6 , 7 Федерального Закона №115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», доказательств обратного, Обществом в материалы дела не представлено.

Доводы апеллянта об обязанности предоставления информации о совершении сделки по договору купли-продажи с недвижимым имуществом, сумма по которой превышает 3000000 руб. соответствующим учреждением банка, поскольку заключен договор купли-продажи с использованием кредитных средств, отклоняются как противоречащие ст.5 Закона №115-ФЗ, участвуя как посредник в рамках гражданско-правовой сделки по купле- продаже недвижимого имущества , ООО «Парк недвижимости» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, обязанным в силу положения Закона №115-ФЗ представлять информацию в МРУ Росфинмониторинг о таких сделках.

В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для которой у апелляционного суда не имеется; принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, основания для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение судом дел об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, в связи с чем на основании ст. 333.40 НК РФ уплаченная ООО «Парк недвижимости» государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 рублей подлежит возврату.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Томской области от 12 октября 2009 года по делу №А67-7786/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Парк недвижимости» из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению №9 от 16.10.2009г., в размере 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

     Председательствующий
   Н.А.Усанина

     Судьи
  В.А.Журавлева

     С.В.Кривошеина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А67-7786/2009
Принявший орган: Седьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 09 декабря 2009

Поиск в тексте