АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 22 октября 2009 года  Дело N А55-20967/2009

В составе судьи

Кулешовой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Баусовой С.И.

рассмотрев в судебном заседании  дело по заявлению

Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Тольятти Самарской области, 445030, Самарская область, Тольятти, 70 лет Октября, 37 а

К Индивидуальному предпринимателю Лятт Владиславу Станиславовичу, 445044, Самарская область, Тольятти, 70 лет Октября, 78-113

О взыскании 386,40 руб.

при участии в заседании:

от заявителя – не явился,

от ответчика – не явился,

Установил:

Заявитель обратился в суд с заявлением о взыскании с предпринимателя штрафа за не представление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления  индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, ссылаясь на не представление сведений за 2008 год.

Представитель заявителя в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещён надлежащим образом, что подтверждается получением представителем пенсионного фонда определения на руки по реестру.

Ответчик отзыв на заявление не представил, в заседание не явился. Определение суда, направленное по последнему известному суду  и являющемуся адресом  регистрации возвращено  в связи с отсутствием адресата по  указанному адресу,  о чем орган связи проинформировал арбитражный суд. В  соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 123 АПК РФ ответчика следует считать надлежаще извещенным о дате и времени судебного заседания.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения  лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит заявленные требования не обоснованными и  не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям

Как следует из текста заявления основанием для обращения Управления в арбитражный суд явилось не представление предпринимателем документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных абз. 3 п. 2 ст. 14 Федерального Закона № 167-ФЗ  от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», за 2008 года в  срок до  01.03.09 г.

Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки № 3100 от 16.03.09  г. Решением от 20.04.09 г. №7559 Управление привлекло предпринимателя к ответственности, предусмотренной ст. 17 названного Федерального Закона.

Поскольку требование об оплате штрафа в добровольном порядке не исполнено ответчиком в установленный срок, Управление обратилось в арбитражный суд за принудительным взыскание санкции.

Между тем,  данные выводы заявителя основаны  на неправильном толковании  норм права.

В качестве объективной стороны состава правонарушения предпринимателю вменено непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в т.ч. сведения о страховых взносах за расчетный период, страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилии, имени, отчества и копии платежных документов..

В соответствии с абз. 8 ст. 1  Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в силу абз. 5  ст. 1 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

Согласно п.п. 1 - 8 п.  2 ст. 6 Федерального закона  физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.

Как указано в п. 1 ст. 10 названного Федерального закона  указанные сведения представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях:

при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;

при снятии с учета в качестве страхователя;

при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

П. 2 ст. 10 Закона устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.

Следовательно, Федеральный Закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"  установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Однако в настоящем деле эти обстоятельства фондом не доказаны и не подтверждены материалами дела. В связи с этим, предприниматель к страхователям, в смысле, придаваемом этому термину Законом об индивидуальном учете, не относится.

Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона об индивидуальном учете обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 Закона.

Более того, применительно к рассматриваемой ситуации представление данных сведений никоим образом не  влияет на реализация самим предпринимателем своих пенсионных прав, как и на осуществление органами Пенсионного Фонда РФ полномочий для осуществления персонифицированного учета. Размер фиксированных платежей установлен в законодательном порядке и является одинаковым для всех предпринимателей, иные сведения, указанные в названном Федеральном Законе, были представлены предпринимателем при постановке в органы Пенсионного Фонда РФ.

Таким образом, заявленные требования  являются неправомерными и удовлетворению не подлежат.

Помимо этого, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

В силу п. 14 ст. 101 Кодекса (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В нарушение данной нормы Управление не представило в материалы дела  доказательства того, что заявитель на момент рассмотрения материалов проверки располагал сведениями о надлежащем извещении предпринимателя.

С учетом изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат с отнесением расходов по госпошлине на заявителя. В силу п. 1 ст. 333.37 НК РФ судебные расходы взысканию в доход федерального бюджета не подлежат.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

1.  Заявление оставить без удовлетворения. Во взыскании штрафа отказать.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд г. Самара  в месячный срок с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Л.В. Кулешова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка