• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 15 мая 2008 года  Дело N А55-2113/2008

В составе председательствующего по делу судьи Черномырдиной Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании 30 апреля -07 мая 2008 года (в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв) дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Дюна-Фарм», Самарская область,

г. Новокуйбышевск

к Главе городского округа Новокуйбышевск, г. Новокуйбышевск

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица - Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Новокуйбышевск

О признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия

при участии в заседании:

от заявителя – Кравец А.Ю, по доверенности №1 от 18.02.2008г.,

от заинтересованного лица (ответчика) – Овчинников А.В. по доверенности № 03 от 09.01.2008г.,

от 3-го лица – Брусенцев А.А. по доверенности № 2 от 06.02.2008г.

Протокол судебного заседания вел помощник судьи Агеенко С.В.

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Дюна-Фарм» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений требований, о признании незаконным отказа Главы городского округа Новокуйбышевск в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокуйбышевск, ул. Коммунистическая, д.11, площадью 326,00 кв.м., кадастровый номер 63:04:02 02031:0016, относящийся к категории земли населенных пунктов, и обязании Главу городского округа Новокуйбышевск в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность за выкуп ООО «Дюна-Фарм» земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокуйбышевск, ул. Коммунистическая, д.11, площадью 326,00 кв.м. с кадастровым номером 63:04:02 02031:0016 и направить в адрес ООО «Дюна-Фарм» проект договора купли-продажи с предложением о заключении соответствующего договора (л.д.77-79).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, уточнениях к заявлению, возражениях на отзыв (л.д. 83-84, 126-127), просил удовлетворить заявление.

Глава городского округа Новокуйбышевск в отзыве (л.д.99-100), пояснениях, данных в судебном заседании, просит отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что спорный земельный участок в соответствии с генеральным планом города, целевой программой «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городском округа Новокуйбышевск» попадает под строительство детского сада на 90 мест.

Определением суда от 02.04.2008г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Новокуйбышевск (л.д.73).

Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Новокуйбышевск в отзыве (л.д.101-103), пояснениях, данных в судебном заседании, просит отказать в удовлетворении требований.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При оценке доводов лиц, участвующих в деле, суд основывается на положениях ч.1 ст. 65 АПК РФ, определяющих, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (п.5 ст. 200 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, ООО «Дюна-Фарм» является собственником нежилого здания - аптечного павильона, расположенного по адресу: г. Новокуйбышевск, ул. Коммунистическая, д.11, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АА № 185292, выданным 01.06.2001г. Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области.

В целях реализации своего права на выкуп земельного участка, 27.12.2007г. ООО «Дюна-Фарм» обратилось к Главе городского округа Новокуйбышевск с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного под принадлежащим Обществу зданием, в собственность за выкуп (л.д.9).

Письмом исх. №145 от 29.01.2008г. Глава г.о. Новокуйбышевск отказал ООО «Дюна-Фарм» в предоставлении земельного участка (л.д.10). Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что аптечный павильон не является объектом недвижимости, а представляет собой модульный павильон из конструкций типа «Сендвич» на 8 рабочих мест, то есть сборно-разборное сооружение.

Между тем Главой городского округа Новокуйбышевск при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка не учтено следующее.

Одним из основных принципов земельного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено приоритетное право на приватизацию земельных участков, выкуп или приобретение права аренды земельных участков у граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

В соответствии со ст.29 Постановления Новокуйбышевской городской Думы Самарской области от 19.05.2005 № 102 «О принятии Устава городского округа Новокуйбышевск Самарской области в новой редакции» решение о продаже муниципального имущества принимает Глава городского округа Новокуйбышевск.

Границы испрашиваемого заявителем земельного участка утверждены Постановлением Главы г.о.Новокуйбышевск № 1585 от 07.09.2007 (л.д.19-20). Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, в результате чего ему присвоен кадастровый номер 63:04:02 02 031:0016 (л.д.11-17).

Согласно п.6 ст.36 ЗК РФ уполномоченный орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления должен принять решение о предоставлении земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Довод Главы городского округа Новокуйбышевск о том, что аптечный павильон не является объектом недвижимости, является несостоятельным.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ, к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из имеющегося в материалах дела технического паспорта, Постановления Главы города Новокуйбышевск от 16.05.2001г. №1716 «О регистрации факта ввода в эксплуатацию законченного строительством аптечного павильона по ул. Коммунистическая,11» не следует, что данный объект представляет собой сборно-разборное сооружение (л.д.18, 21, 25-29).

Подтверждением того, что аптечный павильон является объектом недвижимости свидетельствует постановка его на технический учет ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» и присвоение инвентарного номера 575, что в соответствии с пунктом 7 «Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» (Постановление Правительства от 4.12.00 г. № 921) указывает на то, что данный объект является объектом капитального строительства.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ, ст.1 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат только объекты недвижимого имущества.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что право собственности на нежилое здание - аптечный павильон зарегистрировано Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области, о чем выдано свидетельство, то есть право собственности на объект недвижимого имущества признано государством.

Ссылка Главы городского округа Новокуйбышевск на п. 8 ст.28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (далее -№178-ФЗ), является несостоятельной, поскольку отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель; зарезервированные для государственных или муниципальных нужд.

Между тем данной статьей не предусмотрен запрет на отчуждение земельных участков в составе земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий.

Довод Главы городского округа Новокуйбышевск о том, что спорный земельный участок в соответствии с генеральным планом города, целевой программой «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городском округе Новокуйбышевск» подпадает под строительство детского сада на 90 мест, не может быть принят судом во внимание.

В ходе судебного разбирательства представителем Главы городского округа Новокуйбышевск не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что именно территория спорного участка зарезервирована для муниципальных нужд и принято в установленном законом порядке решение об ее изъятии.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов (ст.70.1. ЗК РФ).

В ст. 49 ЗК РФ указан исчерпывающий перечень случаев изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд. Изъятие, выкуп земельного участка под строительство жилых домов, объектов социального значения (садиков) данной статьей не предусмотрен.

Ссылка заинтересованного лица на целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городском округе Новокуйбышевск» является необоснованной. Данная программа не предусматривает резервирование, изъятие спорного участка и снос объекта, являющегося частной собственностью.

Более того, в материалах дела имеется Заключение Управления архитектуры и градостроительства г.Новокуйбышевска № 28 от 20.06.2000г., согласно п.4.3. которого земли, зарезервированные для размещения объектов общего пользования, будущих улиц, дорог, объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с Генеральным планом развития города, на спорном участке отсутствуют (л.д. 69).

В соответствии с п.4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Оценивая в совокупности вышеназванные нормы, обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что отказ в предоставлении ООО «Дюна-Фарм» испрашиваемого земельного участка не относится ни к одному из случаев, предусмотренных в ст.28 ЗК РФ, и следовательно, не соответствует требованиям ст. ст. 28, 36 Земельного кодекса российской Федерации, ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также действия Главы городского округа Новокуйбышевск препятствуют реализации права заявителя на приватизацию спорного земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно ч.5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

Вопрос об обязании Главы городского округа Новокуйбышевск устранить допущенное нарушение рассматривается судом по правилам п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ, в силу чего заинтересованное лицо обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.ст. 110-112 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Главы городского округа Новокуйбышевск в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокуйбышевск, ул. Коммунистическая, д.11, площадью 326,00 кв.м., кадастровый номер 63:04:02 02031:0016, относящийся к категории земли населенных пунктов, содержащийся в письме исх. №145 от 29.01.2008г.

Обязать Главу городского округа Новокуйбышевск в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность за выкуп ООО «Дюна-Фарм» земельного участка, расположенного по адресу: г. Новокуйбышевск, ул. Коммунистическая, д.11, площадью 326,00 кв.м. с кадастровым номером 63:04:02 02031:0016 и направить в адрес ООО «Дюна-Фарм» проект договора купли-продажи с предложением о заключении соответствующего договора.

Взыскать с Администрации городского округа Новокуйбышевск в пользу ООО «Дюна-Фарм» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Решение вступает в законную силу в месячный срок и может быть обжаловано в этот же срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Е.В. Черномырдина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-2113/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 15 мая 2008

Поиск в тексте