АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 мая 2008 года  Дело N А55-2328/2008

В составе судьи

Селиваткина В.П.

рассмотрев в судебном заседании 05 мая 2008 года, в котором оглашена резолютивная часть решения,  дело по иску, заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Волгапроект", г. Самара от  26 февраля 2008 года

к  Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Самары

о признании недействительным решения  № 2613 от 12.02.08 г.

при ведении прокола судебного заседания помощником судьи Башмаковой С.Н.

при участии в заседании:

от истца – Костюченко А.Л. доверенность от 15.02.08 г. № 10

от ответчика – Нуриева И.Т. доверенность от 09.01.08 г. № 04-04/05

Установил:

Заявитель – ООО «Волгапроект» просит признать решение Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Самары № 2613 от 12.02.08 г.   недействительным.

Ответчик в удовлетворении заявленных требований просит отказать по мотивам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела,  заслушав доводы представителей сторон, суд считает заявленные требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В обосновании заявленных требований заявитель указывает, что ООО «Волгапроект» в период с марта 2007г по январь 2008 г. ошибочно перечисляло страховые взносы на обязательное пенсионное страхование страховую часть КБК 18210202010061000160 и налог на доходы физических лиц КБК 18210102021011000110 в общей сумме 113 270,68 (сто тринадцать тысяч двести семьдесят) рублей 68 копеек на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть КБК 18210202020061000160.

ООО «Волгапроект» 06.02.2008г. обратилось в Инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г.Самары с заявлением  о возврате излишне перечисленных сумм страховых взносов в ПФ РФ на накопительную часть на основании статей 78, 79 Налогового кодекса РФ.

12.02.2008г. Инспекция ФНС по Октябрьскому району г. Самары вынесла решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) № 2613, ссылаясь на то, что налог и страховые взносы имеют отличительные признаки, обуславливающие их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяющие рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.

Согласно статье 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ  о  налогах»  с  01  января  2001 г  контроль  за  правильностью  исчисления,  полнотой  и  своевременностью внесения страховых взносов в Пенсионный фонд РФ осуществляется налоговыми органами РФ.

На основании статьи 2 ФЗ № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим ФЗ.

Согласно пункту 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного.

Таким образом, данный отказ не соответствует требованиям Налогового кодекса .

Налоговый орган в отзыве ссылается на  ст. 3 Федерального Закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее Закон № 167-ФЗ), где  страховые взносы определены законодателем, как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым значением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 3 ст. 9 Закона № 167-ФЗ).

То есть страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, - в составе единого социального налога.

В ст. 24 Закона № 167-ФЗ определен порядок исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе предусматривающей уплату авансовых платежей.

При этом в п. 2 ст. 24 указано, что разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Таким образом, налоговая инспекция считает, что положения ст.ст. 78, 79 НК РФ не могут применяться при осуществлении зачета/возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Положения Закона № 167-ФЗ расщепляют функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между двумя ведомствами - Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом РФ. В соответствии со ст. 25 Закона № 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующем деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Однако действующим законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) и порядок его проведения.

Учитывая изложенное, налоговый орган не находит правовых оснований для проведения зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ.

В силу  п. 1 и п. 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей. Пунктом 13 этой статьи предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Приказом Минфина России от 16.12.04 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), пунктом 18 которого предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Закону N 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.12.04 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, исследовав материалы дела, судом установлено, что полномочия на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы.

Данная правовая позиция отражена в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 06.06.2007 г. № Ф08-3193/07-1336А.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.06 N 4240/06.

Согласно требованиям п.6 ст.108 НК РФ, п.1 ст.65 и п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган, который принял этот акт.

Ответчик не доказал соответствие оспариваемого решения Налоговому кодексу РФ.

Таким образом, суд считает требования заявителя обоснованными, документально подтвержденными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая положения п.2 и 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 г. N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат  взысканию с ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ  в размере  5 765,41 руб.

Руководствуясь ст.ст.110,167-170,180,182,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Самары № 2613 от 12.02.08 г. от отказе в осуществлении зачета (возврата) суммы в размере 113 270,68 руб.

Взыскать с Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Самары в пользу ООО «Волгапроект»  расходы по уплате государственной  пошлины  в размере  2000 руб.

Выдать ООО «Волгапроект» справку на возврат госпошлины в размере 3 765,41 руб.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течении месяца.

Судья

/

В.П. Селиваткин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка