АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 01 сентября 2010 года  Дело N А55-10324/2010

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Николаевой С.Ю.

рассмотрев в судебном заседании 25 августа 2010 года дело по заявлению Заместителя прокурора области Окатьева А.Л.

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары,

с участием третьих лиц:

- Общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект»,

- Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову

о признании недействительным решения налогового органа о государственной регистрации

при участии в заседании:

от заявителя – Амбарцумян А.Г. (удостоверение),

от заинтересованного лица – Сизова Н.В. (доверенность),

от третьих лиц:

от ООО «Стройкомплект» - не явился (извещен),

от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову – не явился (извещен).

Протокол судебного заседания вел судья Николаева С.Ю.

Установил:

Заместитель прокурора Кировской области обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект», от 15 июня 2009 года № 1283, принятого Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары.

В ходе судебного разбирательства представитель Заместителя прокурора Кировской области заявленные требования поддержал в полном размере по основаниям, изложенным в рассматриваемом заявлении.

Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району гор. Самары возражает против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица - ООО «Стройкомплект» в судебное заседание не явился. Судебное извещение,  направленное в адрес ООО «Стройкомплект» возвращено органами связи без вручения его получателю в связи с отсутствием такого учреждения. В соответствии с  п.п. 3 п. 2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО «Стройкомплект» о дате и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову в судебное заседание не явился. Представил мотивированный отзыв, которым просит удовлетворить заявленные требования и рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Согласно части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Суд, рассмотрев материалы дела, оценив доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав доводы представителей сторон, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в связи с принятием единственным учредителем ООО «Стройкомплект» решения № 8 от 06 июня 2009 года об изменении место нахождения ООО «Стройкомплект» (т. 1 л.д. 15) в ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары был представлен пакет документов, предусмотренный Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО «Стройкомплект».

По результатам рассмотрения указанных документов налоговый орган принял Решение от 15 июня 2009 года № 1283 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Стройкомплект» (т. 1 л.д. 6), что явилось основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Из рассматриваемого заявления следует что, по мнению заявителя при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Стройкомплект» был грубо нарушен порядок представления документов при государственной регистрации и требования Федерального закона Российской Федерации от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», при этом заявитель указывает на то, что данные нарушения носят неустранимый характер.

Заявитель также указывает на то, что учредительные документы ООО «Стройкомплект», а также документы представленные в налоговый орган в целях государственной регистрации изменений данного общества, не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, поскольку содержат недостоверные сведения.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя в обоснование заявленных требований представил суду следующие доказательства:

- Ответ нотариуса Уваровой Г.Е. от 19 марта 2010 года № 124, согласно которому нотариус сообщает, что нотариальные действия в отношении Молоканова Александра Александровича 06 июня 2009 года по реестру за № С-5117 не удостоверялись (т. 1 л.д. 19).

- Ответ Управления записи актов гражданского состояния Самарской области от 08 февраля 2010 года № 333, из которого усматривается, что в архивном отделе управления записи актов гражданского состояния имеется запись акта о смерти Молоканова Александра Александровича, 06 июля 1976 года рождения, № 249 от 26 января 2009 года по отделу ЗАГС Промышленного района городского округа Самара. По режиму работы нотариальной конторы суббота не приемный день, то есть 06 июня 2009 года никаких нотариальных действий не удостоверялось (т. 1 л.д. 20).

Суд считает доводы заявителя правомерными и обоснованными и при этом исходит из следующего.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистри­руемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица.

Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Юридическое лицо, созданное в соответствии с Гражданским кодеком Российской Федерации одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Статьей 11 Федерального закона от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрено, что учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав общества. Учредительный договор и устав общества являются учредительными документами общества.

Если общество учреждается одним лицом, учредительным документом общества является устав, утвержденный этим лицом.

Согласно статье 12 данного нормативного правового акта в учредительном договоре учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 47 Гражданского кодекса Российской Федерации смерть гражданина подлежит государственной регистрации как акт гражданского состояния.

В ходе судебного разбирательства, на основании представленных заявителем доказательств, суд установил, что на дату подписания заявления о государственной регистрации с нотариальным удостоверением подписи заявителя – 06 июня 2009 года, на дату представления документов для государственной регистрации изменений в регистрирующий орган – 08 июня 2009 года и на дату принятия Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Стройкомплект» - 15 июня 2009 года, директор ООО «Стройкомплект» (заявитель) Молоканов А.А. был мертв.

Данные обстоятельства подтверждаются ответами нотариуса Уваровой Г.Е. от 19 марта 2010 года № 124 и Управления записи актов гражданского состояния Самарской области от 08 февраля 2010 года № 333.

В соответствии пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений делений.

Согласно пункту 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в делах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами «А», «Г», «Д» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов,  несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами и подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

Оценив доказательства по делу, арбитражный суд пришел к выводу о том, что порядок представления документов при государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект», а также документы, представленные в регистрирующий орган в целях осуществления государственной регистрации данных изменений, не соответствуют требованиям статей 9, 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Следует также отметить, что нахождение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений в отношении юридического лица - ООО «Стройкомплект» не позволяет налоговым органам осуществлять надлежащим образом налоговый контроль за данным налогоплательщиком и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, решение о государственной регистрации юридического лица при его создании на основании недостоверных сведений не может быть признано правомерным и обоснованным.

Данный вывод подтверждается позицией Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 03 апреля 2008 года по делу № А57-15139/06-17, позицией Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 27 сентября 2004 года № КА-А40/8544-04-П по делу № А40-18221/03-96-192.

Таким образом, на основании изложенного, требования заявителя о признании недействительным Решения о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» от 15 июня 2009 года № 1283, принятого ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Данный вывод подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14 августа 2007 года № 9495/07, от 29 августа 2007 года № 10507/07, позицией Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 03 апреля 2008 года по делу № А57-15139/06-17.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект», от 15 июня 2009 года № 1283, принятое Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, гор. Самара, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья _____________________________________________/ С.Ю. Николаева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка